Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 22:15, реферат
В системах на основе ЭВМ значительное место занимают специфические вопросы согласования работы человека-оператора - и технологической части системы - машины. Как самостоятельная проблема «человек-машина» возникла в явном виде совсем недавно. Обусловлено ее возникновение целым рядом факторов научно-технического прогресса: бурное развитие ЭВМ и информатизация общества ставят совершенно новые задачи перед разработчиками систем, базирующихся на ЭВМ; значительное расширение круга операторских профессий, в которых ту или иную роль играют комплексы на основе ЭВМ; человека-оператора нельзя исключить ни из одной системы, сколь бы автоматизированной она ни была; машины могут предъявлять к человеку «нечеловеческие» требования.
Введение 3
Деятельность человека-оператора в системе человек-машина 4
Режимы работы оператора 5
Распределение функций между человеком и машиной 6-7
Особенности проектирования систем человек-машина 8-9
Инженерно-психологическая оценка взаимодействия
человека с машиной в человеко-машинных системах 10-12
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Конструкторско-
«Обеспечение взаимодействия человека-оператора
в системе человек-машина»
2012 г.
В системах на основе ЭВМ значительное
место занимают специфические вопросы
согласования работы человека-оператора
- и технологической части
В результате стали раздаваться голоса, что «человеческий фактор» становится тормозом процесса. Однако автоматы, как оказалось, могут не все, а человек кое в чем превосходит машины: он хорошо учитывает случайный характер явлений, может предсказать их развитие.
Оператор – любой человек, управляющий машиной, связанный с оперативным управлением процессами, причем, главным образом, в механизированных и автоматизированных системах управления. Для целей эргономического анализа выделяют пять классов операторской деятельности.
Нормальный (оптимальный) режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго определенном порядке, мышление носит алгоритмический характер. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Труд в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.
Под критическими режимами работы понимаются режимы, ведущие к полной, либо частичной утрате системой выполняемых функций, либо утрате объекта, либо утрате объекта и гибели оператора (экипажа). Предупреждение критических режимов осуществляется за счет оказания помощи оператору по действиям в сложных и аварийных ситуациях. Эти ситуации характеризуются высокой вероятностью перехода в необратимые (катастрофические) ситуации.
Аварийные условия требуют от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы.
Экстремальный режим в самом общем смысле — это режим работы в условиях, выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напряжение.
Создание эффективной системы человек-машина заключается в поиске оптимального сочетания возможностей машины и человека. В таблице 1 приведена иллюстрация различий, присущих основным элементам такой системы.
Таблица 1. Основные функциональные характеристики человека и машины.
На человека следует возлагать выполнение функций по: |
Машине следует поручать: |
распознаванию ситуации в целом по её многим сложно связанным характеристикам, а также при неполной информации о ней; |
выполнение всех видов математических расчётов; |
осуществлению функций индуктивного вывода, т.е. обобщению отдельных фактов в единую систему; |
выполнение однообразных, постоянно повторяющихся операций, реализуемых по заданному алгоритму; |
решению задач, в которых отсутствует единый алгоритм или нет четко определённых правил обработки информации; |
хранение и динамическое представление больших объёмов однородной информации; |
решению задач, в которых требуется гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям, особенно задач, появление которых заранее трудно предвидеть; |
решение задач, требующих дедуктивного вывода, т.е. получения на основе общих правил решений для частных случаев; |
решению задач с высокой ответственностью в случае возникновения ошибки. |
выполнение действий, требующих высокой скорости реакции на команду. |
Всё в действительности гораздо сложнее, требует тонкого анализа содержания деятельности оператора и учёта возникающих артефактов. Несмотря на значительный прогресс в создании сложных технических систем, человек во многих случаях незаменим. Особенно это касается его возможностей по работе в условиях неполноты информации и использовании эвристических методов решения проблем. Кроме того, только человек обладает способностью учитывать разнокачественный, в том числе и социальный, опыт для достижения своих целей.
В инженерной психологии сформулирован принцип преимущественных возможностей. Согласно этому принципу, рациональное распределение функций между человеком и машиной должно осуществляться так, чтобы человеку поручались те функции, которые позволяют ему наиболее эффективно реализовать свои возможности, а машине — те, которые требуют выполнения стереотипных операций, высокого быстродействия и точности. Другими словами, возникает необходимость сравнения человека и машиной в отношении возможностей приема, хранения и переработки информации. Анализ позитивных и негативных сторон человека и машины привел некоторых исследователей к выводу, что машина будущего должна основываться на тех же принципах обработки информации, какими пользуется человек.
В то же время следует иметь в виду, что если в математико-логическом аспекте машине можно передать любую трудовую функцию, для которой составлена программа ее выполнения, то с психологической точки зрения (в отличие от этого) машине могут быть переданы только те функции, которые формализованы и психологически характеризуются тем, что они фиксированы и однозначно определены. Требуется еще значительная работа по определению критериев «психологической целесообразности» передачи ЭВМ той или иной трудовой функции человека. Интересные приложения для решения задачи распределения функций могут возникнуть в связи с идеей создания так называемых «сбалансированных» систем «человек—машина», т. е. систем, где оба партнера являются активными.
Решение задачи распределения функций тесно связано с психологическим исследованием основных функций, выполняемых оператором в АСУ. Одной из наиболее важных функций, как известно, является функция принятия решений, посредством которой оператор выявляет проблемы, осуществляет диагностику, прогноз и планирование. Понятно, что уровень изученности процесса принятия решений человеком будет во многом определять пути и методы организации эффективного взаимодействия человека и машины.
Проектирование систем человек-машина занимает видное место в работах по инженерной психологии. Само проектирование СЧМ традиционно анализируется по основным блокам: средства отображения информации (сокращенно - СОИ), органы управления или средства ввода информации (сокращенно - СВИ), рабочее место оператора. Рассмотрим каждый из этих блоков подробнее.
Сами СОИ различаются по следующим критериям:
Выделяются основные подходы в совершенствовании СОИ:
Перспективные подходы в совершенствовании СОИ:
Можно выделить общую схему инженерно-психологического проектирования:
В инженерной психологии разработан ряд методологических принципов. Выполнение их на практике способствует повышению результативности инженерно-психологических исследований и разработок.
Информация о работе Обеспечение взаимодействия человека-оператора в системе человек-машина