Система оценки качества знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей дипломной работы является разработка системы оценки качества знаний персонала предприятия, а именно системы его аттестации. Для этого мной были рассмотрены следующие задачи:
анализ теоритических аспектов оценки знаний персонала, его аттестации;
анализ организационно-экономической характеристики предприятия «JET-Сервис»;
моделирование и разработка программного средства автоматизации деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КРИТЕРИИ И ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СОТРУДНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Сущность оценки качества знаний персонала, аттестация 6
1.2. Цели оценки качества знаний сотрудников и роль руководителя 7
1.3. Методы и критерии оценки качества знаний сотрудников при аттестации 13
1.4. Механизм подготовки и проведения аттестации персонала 28
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «JET-СЕРВИС» 36
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 36
2.2. Методы оценки персонала на предприятии и их анализ 38
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СОТРУДНИКОВ ООО «JET-СЕРВИС» 42
3.1. Постановка задачи на проектирование 42
3.2. Обоснование принимаемых решений по использованию технических и программных средств 45
3.3. Алгоритм функционирования информационной модели 47
3.4. Информационная модель базы данных 49
3.5. Моделирование системных решений 50
3.6. Выбор и обоснование технологий разработки 52
3.6.1. Обоснование принимаемых решений по используемым программным средствам 52
3.6.2. Функциональное моделирование на основе системы Bpwin 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61

Вложенные файлы: 1 файл

Система оценки качества знаний.doc

— 873.00 Кб (Скачать файл)

Совершенствование систем управления персоналом в компаниях, работающих в Беларуси, характеризуется усилением интереса к освоению эффективных процедур оценки и аттестации персонала.

Все методы оценки можно  разделить на методы индивидуальной оценки работников, которые основаны на исследовании индивидуальных качеств работника, и методы групповой оценки, которые основаны на сравнении эффективности работников внутри.

Многие методы оценки, которые используются сегодня, сложились  еще в прошлом веке. Однако в  ходе эволюции эти методы подверглись  значительной трансформации.

Итак, перейдем к обсуждению наиболее распространенных методов оценки персонала.

В нижеприведенных таблицах 1.1-1.2 указаны наиболее распространенные методы оценки персонала и характеристики их применения.

 

Таблица 1.1

Методы оценки персонала

Название метода

Краткое описание метода

Результат

1

2

3

Источниковедческий (биографический)

Анализ кадровых данных, листок по учету кадров, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика.

Логические заключения о семье, образовании, карьере, чертах характера.


 

Таблица 1.1 (продолжение)

1

2

3

Интервьюирование (собеседование)

Беседа с работником в режиме «вопрос-ответ» по заранее  составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о человеке.

Вопросник с ответами.

Анкетирование

(самооценка)

Опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа. Оценочная анкета представляет собой определенный набор вопросов и описаний. Оценивающий анализирует наличие или отсутствие указанных черт у аттестуемого и отмечает подходящий вариант.

Анкета «вакансия»

Социологический

опрос

Анкетный опрос работников разных категорий, хорошо знающих оцениваемого работника (руководители, коллеги, подчиненные) и построение диаграммы качеств личности

Анкета социологической оценки, диаграмма качеств

Наблюдение 

Наблюдение за оцениваемым  работником в неформальной обстановке и в рабочей обстановке методами моментных наблюдений и фотографии рабочего дня

Отчет о наблюдении


 

Таблица 1.1 (продолжение)

1

2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестирование

 

Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой с помощью «ключей».

Положительные стороны тестовой оценки в том, что она позволяет получить количественную характеристику по большинству критериев оценки, и возможна компьютерная обработка результатов. Однако, оценивая потенциальные возможности работника, тесты не учитывают, как эти способности проявляются на практике.

 

 

 

 

 

 

 

Психологический портрет

 

 

 

 

 

 

 

Экспертные оценки

Формирование группы экспертов, определение совокупности качеств и получение экспертных оценок идеального и реального работника

 

 

Модель рабочего места

 

Критический

инцидент

Создание критической  ситуации и наблюдение за поведением человека в процессе ее разрешения.

Отчет об инциденте и поведении  человека


 

Таблица 1.1 (продолжение)

1

2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деловая игра

 

 

 

 

Проведение организационно-деятельностной игры, анализ знаний и умений, ранжирование игроков по их ролям («генератор идей», «организатор», «критик», «эксперт», «наблюдатель» и др.) и оценка способности работы в малой группе. Оценка персонала осуществляется в рамках специально разработанных имитационных и развивающих деловых игр. К оценке привлекаются как сами участники деловых игр, так и эксперты-наблюдатели. Аттестационные деловые игры проводятся, как правило, на результат, что позволяет оценить готовность персонала к решению текущих и будущих задач, а также индивидуальный вклад каждого участника игры. Этот метод оценки может использоваться для определения эффективности командной работы персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет об игре. Оценки игроков и  их ролей

 

 

 

 

 

 


 

Таблица 1.1 (окончание)

1

2

3

Анализ конкретных ситуаций

Передача работнику  конкретной производственной ситуации с заданием проведения анализа и подготовки предложений по ее разрешению в форме доклада

Доклад с альтернативами решения ситуации

Ранжирование 

Сравнение оцениваемых  работников между собой другими методами и расположение по выбранному критерию в порядке убывания или возрастания рангов (мест в группе)

Ранжированный список работников (кандидатов)

Программированный контроль

Оценка профессиональных знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности с помощью контрольных вопросов

Карта программированного контроля, оценка знаний и умений


 

Таблица 1.2

Характеристики применения

Характе- 
ристика метода

Аттеста- 
ционная комиссия

Ранжирова- 
ние

Оценочные шкалы

Оценка по результатам (МВО)

Социо- 
метрия

Assessment Center

1

2

3

4

5

6

7

Количест- 
венная определенность

Нет

Частично

Есть

Частично

Есть

Частично

Трудоемкость

Высокая

Низкая

Низкая

Высокая

Средняя

Высокая


 

Таблица 1.2 (окончание)

1

2

3

4

5

6

7

Приемлемость для сотрудников

Средняя

Низкая

Средняя

Высокая

Высокая

Высокая

Приемлемость для руководителя

Средняя

Высокая

Высокая

Высокая

Высокая

Высокая

Полезность для обоснования вознаграждений

Низкая

Средняя

Средняя

Высокая

Низкая

Низкая

Полезность для обсуждения с сотрудниками

Низкая

Низкая

Средняя

Очень высокая

Высокая

Высокая

Полезность для определения потенциала к росту

Средняя

Низкая

Низкая

Высокая

Высокая

Очень высокая


 

Едва ли не самое сложное при  проведении аттестации – выработать критерии оценки. Предметами оценки могут быть:

  • выполнение должностных обязанностей;
  • особенности поведения;
  • эффективность деятельности;
  • уровень достижения целей;
  • уровень компетентности;
  • особенности личности и т.п [12].

При выборе предмета оценки следует  понимать, насколько организация  способна определить стандарты. Например, при отсутствии четко определенных должностных обязанностей оценить выполнение должностных обязанностей конкретным сотрудником можно лишь приблизительно, при этом не исключено, что результат будет поверхностным и субъективным.

На подготовительном этапе необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Что конкретно мы оцениваем?
  • Каковы критерии оценки?
  • Какая информация у нас имеется?

Основными объектами оценки при  аттестации персонала могут быть:

  1. Результаты труда за определенный период времени.

2. Те или иные стороны деятельности  или отношение к своим обязанностям.

3. Черты личности, связанные с  выполнением рабочих или служебных  функций.

4. Потенциальные способности к  соответствующей работе [12].

Нужно иметь в виду, что вследствие различия функций эти моменты имеют неодинаковое значение и формы проявления для различных категорий персонала. В соответствии с этим объективно должны различаться основные факторы и показатели самой оценки.

Под факторами оценки здесь понимается набор характеристик оцениваемого, позволяющий получить адекватное представление о нем, а под показателями – степень выраженности этих характеристик. Кроме того, необходимо выделить такое ключевое понятие, как критерий оценки. Это своего рода порог, за которым состояние фактора оценки будет удовлетворять или не удовлетворять неким требованиям.

Факторы оценки делятся на основные и дополнительные. К основным относятся те, без которых невозможно составить представление о субъекте и расшифровать содержание его оценки. Дополнительные факторы помогают глубже раскрыть и уточнить это содержание. Они бывают как самостоятельным, т.е. «заполняющими пробелами» между основными, так и вспомогательными, уточняющими последние.

Установление факторов оценки не означает, что всем им в обязательном порядке должны соответствовать качества работника, так как они являются ориентирами для нее. В то же время отсутствие четкости и конкретности в критериях и факторов оценки приводит к тому, что на практике разные руководители при оценке одних и тех же качеств подчиненных подходят с разных, а иногда и с противоположных позиций. В результате работники теряют ориентировку, из-за чего снижается эффективность их деятельности [13].

Рассмотрим основные факторы оценки, применимые к большинству работников. К ним можно отнести: профессиональные (знания, опят, навыки); моральные (трудолюбие, принципиальность, честность, обязательность, самокритичность); волевые (энергичность, упорство, работоспособность); деловые и организаторские (инициативность, целеустремленность, самостоятельность, собранность, исполнительность, дисциплинированность, лидерские задатки, оперативность, творческий поход к делу); потенциальные способности, т.е. качества, которые не раскрыты, но, вероятно, раскроются в будущем (в данный момент определяются на основе  тестирования). При этом люди аттестуются только с точки зрения содержания работы. Личность человека как таковая оценке не подлежит, иными словами, нельзя делать выводы, хорошим он является в целом или плохим.

Если рассматривать вопрос более конкретно, в качестве основных факторов оценки руководителей можно назвать моральные и волевые качества, эрудицию, организаторские способности, общие итоги работы организации или подразделения. Причем при оценке руководителей функциональных служб речь идет об управленческих итогах, а линейных – о производственных с учетом «цены» этих результатов [11].

Для специалистов факторами оценки будут компетентность, творческая активность, потенциальные возможности, умение излагать свои мысли. Результаты их труда могут оцениваться степенью достижения поставленных целей, своевременностью, оперативностью, полнотой и качеством выполнения заданий. Основным фактором оценки квалификации работника является производственный стаж; деловые качества количественной оценке не поддаются.

Основной фактор оценки работы вспомогательного персонала – количество перерабатываемой информации.

В специальной литературе приводятся, например, такие рекомендации по факторам оценки работников промышленных предприятий:

  • для директора – объем производства, себестоимость, производительность труда, прибыль, рентабельность;
  • для заместителя директора по персоналу – текучесть кадров (основной фактор), дисциплина (число прогулов), объем реализации, оборачиваемость средств, на которые влияет состояние персонала;
  • для главного инженера – использование мощностей (основной фактор), коэффициент сменности, качество продукции, снижение материальных и трудовых затрат, рост производительности;
  • для начальника отдела кадров – их текучесть, укомплектованность (главный фактор), число прогулов, состояние подготовки и повышение квалификации кадров;
  • для мастера – выполнение задания по объему производства, рост производительности, качество продукции, дисциплина труда [14].

Информация о работе Система оценки качества знаний