Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:57, курсовая работа
Целью моей дипломной работы является разработка системы оценки качества знаний персонала предприятия, а именно системы его аттестации. Для этого мной были рассмотрены следующие задачи:
анализ теоритических аспектов оценки знаний персонала, его аттестации;
анализ организационно-экономической характеристики предприятия «JET-Сервис»;
моделирование и разработка программного средства автоматизации деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КРИТЕРИИ И ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СОТРУДНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Сущность оценки качества знаний персонала, аттестация 6
1.2. Цели оценки качества знаний сотрудников и роль руководителя 7
1.3. Методы и критерии оценки качества знаний сотрудников при аттестации 13
1.4. Механизм подготовки и проведения аттестации персонала 28
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «JET-СЕРВИС» 36
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 36
2.2. Методы оценки персонала на предприятии и их анализ 38
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СОТРУДНИКОВ ООО «JET-СЕРВИС» 42
3.1. Постановка задачи на проектирование 42
3.2. Обоснование принимаемых решений по использованию технических и программных средств 45
3.3. Алгоритм функционирования информационной модели 47
3.4. Информационная модель базы данных 49
3.5. Моделирование системных решений 50
3.6. Выбор и обоснование технологий разработки 52
3.6.1. Обоснование принимаемых решений по используемым программным средствам 52
3.6.2. Функциональное моделирование на основе системы Bpwin 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
Таблица 1.3 (продолжение)
1 |
2 |
3 |
4 |
Самооценка |
Сотрудник сам себя оценивает. Используется при сравнении различных аспектов своей собственной деятельности. Используется редко, чаще является элементом системы. |
Помогает избежать субъективного отношения оценщиков. Если используется как часть системы, сравнение результатов самооценки и оценки руководителя может стать отправной точкой аттестационного интервью. |
Самостоятельное применение крайне ограничено изза возможности переоценки и неадекватного восприятия. |
Оценка равными (коллегами) |
Используется не очень часто из-за психологических проблем. Если используется, оценка осуществляется группой, результаты осредняются. |
У коллег более ясное понимание того, как оцениваемые выполняют работу. |
Коллеги могут не захотеть оценивать работу друг друга (воспринимается как «донос»). |
Оценка подчиненными |
Используется редко. Лучше всего подходит для цели «Потенциал». |
Показывает вышестоящим руководителям возможности оцениваемого и управленческие способности. Может использоваться для планирования карьеры или корректировки деятельности оцениваемого. |
Подчиненные знают не все аспекты работы руководителя. Руководители могут возражать против оценки из-за боязни подрыва авторитета. Подчиненные опасаются, что их оценки идентифицируют и последуют репрессии. |
Таблица 1.3 (окончание)
1 |
2 |
3 |
4 |
Центр оценки (ассесмент) |
Используется для цели «Потенциал». Оцениваются преимущественно руководители. |
Позволяет учитывать больше факторов, чем при сравнении со стандартами выполнения работы. Очень хорошо для решения о продвижении. |
Дорого. Не всегда в компании
есть специалисты должной |
В первом разделе мы рассмотрели методику оценки качества знаний сотрудников предприятий - их аттестацию. Описали методы и критерии проверки качества знаний, а также привели механизм разработки и проведения аттестации. В следующей главе мы опишем организационно-экономическую характеристику предприятия «Jet-сервис», его систему проверки качества знаний сотрудников.
Фирма «JET-Сервис» - малое предприятие. Данное предприятие является авторизированным дилером московской фирмы «Партия». Географически предприятие расположено в Минске и занимает несколько комнат в одном из офисных центров города. Эта фирма занимается продажей компьютеров, комплектующих к ним, оргтехники и расходных материалов к ней, кондиционеров, телефонов и мини АТС, а также осуществляет техническое обслуживание, сборку, установку, и гарантийный ремонт данной техники.
Организационно предприятие
Торговый зал имеет следующую организационную структуру:
Структура отдела технического обслуживания выглядит следующим образом:
Во главе предприятия стоит генеральный директор. Ему подчиняются совет директоров и бухгалтер. Совет директоров руководит всеми отделами. Бухгалтер напрямую подчиняется генеральному директору. Совету директоров подчиняются отделы продаж, закупок, рекламного маркетинга, сервисная служба и склад. Отдел продаж напрямую связан с отделами закупок и маркетинга. Если отделу продаж требуются какие-либо товары, то он обращается в отдел закупок, а последний дает рекламу в отделе рекламного маркетинга. Закупленный товар поступает на склад. Со склада он поступает в сервисную службу (если требуется сборка товара из компонентов) или в отдел продаж (если товар готов к эксплуатации).
Отдел продаж техники: проходят разговоры с клиентами и оформление заказов, поступивших от клиентов.
Отдел закупок техники: принимает заказы от отдела продаж, занимается закупкой товаров, следит за поступлением товаров на склад, взаимодействует с отделом рекламного маркетинга, заказывает необходимую рекламу.
Отдел рекламного маркетинга: изготавливает рекламу предприятия.
Сервисная служба: принимает заказы из отдела продаж, занимается сборкой готовых изделий из комплектующих, которые берет на складе, их тестированием. Отправляет готовые изделия на склад или в отдел продаж. Выписывает гарантийные листы на готовые изделия. А также производит техническое обслуживание и ремонт изделий.
Еще 10-15 лет назад фирм, торгующих компьютерами, было буквально единицы, особенно в странах СНГ. 10-12 лет назад все из существующих сегодня на белорусском компьютерном рынке фирм только начали создаваться и внедряться на рынок. Сегодня этих фирм огромное количество, и очень известных, и не очень. Вот только некоторые, присутствующие на рынке: Ультрапрайс, Red-Dragon. Между ними, естественно, существует очень жесткая конкуренция. Поэтому каждая из них постоянно занимается повышением эффективности своей работы, будь то: повышение качества обслуживания клиентов, улучшение производственных процессов, улучшение процессов поставки и т.д. Компания «JET-сервис» также имеет ряд методик повышения конкурентоспособности своей продукции. Одна из них заключается в постоянном обучении и оценке персонала. В главе ниже мы рассмотрим систему оценки, разработанную на предприятии.
Конечный результат хозяйственной деятельности определяется наряду с другими факторами, уровнем квалификации персонала. В условиях перехода экономики к рыночным методам хозяйствования зависимость становится еще больше. Финансовые инвестиции, вложенные в формирование реального сектора экономики, не принесут ожидаемого эффекта без опережающей подготовки, переподготовки и повышения квалификации всех работников и, прежде всего специалистов и руководителей.
Потребность в кадрах определяется наличием единиц, штатном расписании, а также заявками руководителей подразделений, отделов о том, сколько им требуется работников.
В «Jet-сервис» используются следующие источники найма:
При каждой открывающейся должности поиск кандидата, прежде всего, ведется среди сотрудников предприятия. Это позволяет экономить усилия, время, деньги, а также способствует благоприятному моральному климату и карьерному продвижению сотрудников. Эта практика неукоснительно применяется при заполнении вакансий руководящих должностей.
Отбор осуществляется только по собеседованию гражданина, желающего трудоустроится в «Jet-сервис» с директором и работником кадровой службы с целью выяснения наличия у гражданина формальных оснований для трудоустройства на ту или иную должность.
Кадровая политика «Jet-сервис» направлена на осуществление конкретных мер по повышению эффективности управления персоналом, совершенствованию производственных отношений, стиля и методов работы с кадрами.
Таблица 2.1
Показатель численности рабочих «Jet-сервис»
НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ |
СПИСОЧНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ |
ТЕМПЫ РОСТА | |
2007 |
2008 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
ВСЕГО РАБОТНИКОВ |
56 |
81 |
145 |
ИМЕЮТ ОБРАЗОВАНИЕ: высшее средне-специальное профессионально-техническое общее среднее общее базовое |
23 15 9
9 |
37 19 20
5 |
161 127 222
56 |
РАБОТНИКИ ИМЕЮТ ВОЗРАСТ (лет): до 16 16-24 25-29 30 31 32-39 40-49 50-54 55-59 60 лет и старше |
- 18 25 4 1 2 5 1 |
- 19 34 10 7 4 5 2 |
105 136 250 700 200 100 200
|
В настоящее время существенно
возрастает значение кадрового планирования,
которое направлено как на удовлетворение
потребностей производства, так и
на обеспечение интересов
Проведем анализ, как изменилась численность работников в «Jet-сервис» за два года.
Из таблицы 2.1 видно, что численность работающих по все видам деятельности по сравнению с прошлым годом увеличилась на 25 человек. В том числе руководителей на 4 человека, специалистов – на 4 человека, рабочих с профессионально-технических образованием на 11 человек, а с общим средним уменьшилось на 4 человека. Увеличение численности обусловлено вводом новых рабочих мест.
Темпы роста работников предприятия на 2008 год по сравнению с 2007 годом возросли. Анализ возрастного состава работников «Jet-сервис» показывает, что численность работников в возрасте до 30 лет увеличилась на 10 человек. Основной костяк коллектива составляют работники в возрасте 25-29 лет - 34 человека и 16-24 лет – 19 человек. Также наблюдается тенденция и к старению коллектива. Так, в сравнении с 2007 году темп роста работников в возрасте 50-54 лет увеличился на 200%, а численность работников в возрасте 32-39 лет - на 2 человека (200%).
Аттестация работников в «Jet-сервис» направлена на улучшение качественного состава персонала, повышение производительности труда, рост личной заинтересованности и ответственности за результаты деятельности, создание условий для развития личности работника.
При аттестации работников оцениваются:
Аттестационная комиссия
проводит свои заседания в
соответствии с графиком, предварительно
изучив поступившие на
Аттестация проводится, как правило,
с участием аттестуемого работника
и его непосредственного
На основании «Положения о проведении аттестации» «Jet-сервис» проводит аттестацию с участием кадровой службой, юриста, представителя профсоюза.