Агрессивное поведение у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:54, реферат

Краткое описание

Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи. Есть три точки зрения известных психологов, дающих определению данному понятию. Согласно первой точке зрения, предложенной А. Бассом, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.
Второе определение дают Берковиц и Фишбах: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.

Вложенные файлы: 1 файл

катя.docx

— 26.54 Кб (Скачать файл)

Ответ кати

Агрессивное поведение  у подростков

Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи. Есть три точки зрения известных психологов, дающих определению данному понятию. Согласно первой точке зрения, предложенной А. Бассом, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

Второе определение дают Берковиц и Фишбах: чтобы те или  иные действия были квалифицированы  как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или  оскорбления, а не просто приводить  к таким последствиям.

И, наконец, третья точка  зрения, высказанная Зильманном, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон  дают такое определение: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Другими словами: - агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; - в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; - жертва должна обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой.

 Из отечественных психологов  эту точку зрения разделяют  Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко.  Они рассматривают агрессию как  форму социального поведения,  которое реализуется в контексте  социального взаимодействия, но  поведение будет агрессивным  при двух условиях: когда имеют  место губительные для жертвы  последствия, и когда нарушаются  нормы поведения.

Нужно разделять агрессию и агрессивность. Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.

Агресси́вное  поведение (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в  нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как  она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может.

В отечественной психологии агрессивный подросток рассматривается  как, прежде всего, обычный ребенок. Черты, качества агрессивности он приобретает  под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.

 Агрессивность в личностных  характеристиках подростков формируется  в основном как форма протеста  против непонимания взрослых, из-за  неудовлетворенности своим положением  в обществе, что проявляется и  в соответствующем поведении.

В отечественной психологии показано, что человек не рождается  эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально  полезные, так и социально вредные  черты (Макаренко А.С.).

Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную роль не только среди сверстников, но и  среди взрослых. Среди взрослых утвердилась  позиция, препятствующая развитию социальной позиции подростка - но ребенок и  должен слушаться. В результате между  взрослыми и подростками растет психологический барьер, который, многие подростки прибегают и к агрессивным  формам поведения.

Проявление агрессии по Эрику Берну, "Психика в действии"

Силу, с которой человек  выражает свою любовь и ненависть  к другим и к самому себе, можно  назвать агрессивностью. Человек  может обманывать себя и других, слабо выражая сильные чувства  или, наоборот, агрессивно проявляя едва теплящиеся чувства. Наряду с агрессивностью выражения чувств любви и ненависти  следует еще учитывать направление  их выражения. Некоторые люди обращают свою любовь главным образом на других, некоторые – преимущественно  на самих себя. Направление это  может со временем меняться. Точно  так же человек может сильно ненавидеть кого-нибудь, и наиболее агрессивным проявлением этой ненависти станет убийство; или он может сильно ненавидеть самого себя, и наиболее агрессивно эта ненависть проявится в самоубийстве. И убийство, и самоубийство являются выражением агрессии; единственная разница – с точки зрения затрат психической энергии – состоит в ее направлении.

Эрих Фромм выделял следующие формы агрессии:

Игровая агрессия — используется в целях демонстрации своей ловкости, умения, а не в целях разрушения. Оно не мотивировано ненавистью или деструктивностью.

Реактивная агрессия — защита жизни, свободы, достоинства, а также собственного или чужого имущества

В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных  действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение  общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное  и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали  проявляться жестокость и агрессивность  Резко возросла преступность среди  молодёжи.

Появляются всё новые  виды отклоняющегося поведения: подростки  участвуют в военизированных  формированиях политических организаций  экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с  недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует  увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями  изменения всей социальной структуры  общества, интенсивных процессов  расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным  формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Кроме  того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.

Современный подросток живёт  в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Связано  это с темпом и ритмом различных  технологических преобразований, предъявляющих  к растущим людям новые требования, и с насыщенным характером информации, которая создаёт массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё четко не выработано жизненной позиции, и с экологическим  и экономическим кризисами, поразившими  наше общество, что вызывает у детей  чувство безнадежности и раздражения  из-за того, что старшее поколение  оставляет им такое наследство. Дело в том, что подростки, больше других возрастных групп, страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной  обстановки в стране, потеряв сегодня  необходимую ориентацию в ценностях  и идеалах, - старые разрушены, а новые  пока ещё не созданы. Т.е., подростки  не знают теперь во что верить, и  они считают, что: «...сейчас каждый живет  для себя, старается как-то извернуться, обмануть другого...»

Дети черпают знания из трёх основных источников:

1. Семья может одновременно  демонстрировать модели агрессивного  поведения и обеспечивать его  подкрепление. Вероятность агрессивного  поведения детей зависит от  того, сталкиваются ли они с  проявлениями агрессии у себя  дома.

2. Агрессии они также  обучаются при взаимодействии  со сверстниками, зачастую узнавая  о преимуществах агрессивного  поведения во время игр, учебной  деятельности.

3. И, наконец, дети учатся  агрессивным реакциям не только  на реальных примерах (поведение  сверстников, членов семьи), но  и на символических, предлагаемых  масс-медиа.

Итак, первой и основной причиной агрессивного поведения у детей  выступает семья, а именно взаимоотношения  в этой микросреде.

Дети подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и  конкретной ситуации. А одним из определяющих элементов микросреды в отношениях, является семья. При  этом решающим является не её состав (хотя и это важно) - полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми  членами семьи, взрослыми и детьми.

Дети, чьи родители часто  применяют наказания, обычно используют сходные агрессивные формы поведения  в отношениях с другими. Родители добивались от них послушания с помощью  окриков, шлепков и подзатыльников. Таким образом, давали им уроки агрессии как методы решения проблем. Таких  родителей часто подвергали физическим наказаниям со стороны их собственных  родителей. Хотя большинство детей, подвергавшихся оскорбительным наказаниям, не становятся в дальнейшем преступниками  или оскорбляющими своих детей  родителями, 30% из них (по статистическим данным) все же злоупотребляют наказаниями  в отношении своих детей: «...они  наказывают их вчетверо чаще, чем в  целом по национальной статистике» (Д. Майерс., 1999). Насилие в семьях часто ведет к насилию в  дальнейшей жизни.

Второй основной причиной возникновения агрессии,является взаимодействие со сверстниками.

Принято считать, что такие  тревожащие моменты в поведении  части подростков, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают  устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося  из разного рода компаний своих сверстников. Известно, что если дети не дополучают любви, доверительных разговоров и  просто общения в своей семье, то они идут на улицу, в компанию лиц того же возраста, чтобы получить всё здесь. Обычно, в компаниях  имеются свои лидеры - подростки, которые  отличаются от других детей или какой-то чертой, или каким-то качеством. Чаще всего таким качеством является сила. Лидер уже сам по себе является авторитетом. Если раньше (примерно дошкольный, младший школьный возраст) у детей  авторитетами выступали взрослые, то теперь всеобщее внимание устремлено на сверстников. Дети, в большинстве  случаев, проецируют увиденное на себя, т.е. научаются не только тому, что  бывает выгодно, но также перенимают увиденное или услышанное, как  модель поведения, наблюдая за другими  людьми. Как и большинство прочих социальных навыков, подростки усваивают  агрессивную манеру поведения, наблюдая за действиями окружающих и отмечая  последствия этих действий. Если это  была крупная ссора или жестокая драка (лидера с более слабым) для  достижения своей цели, то она не будет считаться в компании чем-то из ряда вон выходящим. Наоборот, многие примут во внимание всё происходящее и в последующем будут, подобно  этой же ситуации, действовать.

Последней причиной является то, что подростки приобретают  агрессию за счёт всевозможных средств  массовой информации, где основная роль отводится телевидению. В связи  с тем, что дети часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, многие люди выражают озабоченность в связи  с тем, что подобная «видео диета» может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. Такое  поведение формируется уже тогда, когда ребёнок получает доступ к  телевидению. Процент таких детей  очень велик. Правда, некоторые родители более внимательны к своим  детям, поэтому проявление агрессии, у их, чад минимально.

Согласно статистическим данным у 98% семей есть телевизор. С  учетом MTV и СКМ телевидение создает  глобальную поп-культуру.

В среднестатистической семье  телевизор работает до семи часов  в день: на каждого члена семьи  приходится по четыре часа. Дети проводят время перед телевизором больше, чем родители. К моменту окончания  средней школы ребёнок в среднем  просматривает по телевизору около 8000 сцен с убийствами и 100000 других действий с применением насилия.

Согласно словам Альфреда Хичкока: «Одна из главных заслуг телевидения состоит в том, что  оно вернуло убийство в дом, т.е. в ту самую обстановку, где оно  обычно зарождается. Убийство как телевизионное  зрелище может быть хорошей терапией. Оно может помочь изживанию антагонизмов». Т.о., имеется две точки зрения на данную проблему:

1. телевидение несет вред  на формирование дальнейшего  поведения человека;

2. телевидение не несет  никакого вреда, а наоборот: «...уменьшает  агрессию, уводя людей с улиц  и предоставляя им возможность  дать выход своей агрессии  без малейшего вреда для окружающих...»  (Д. Майерс., 1999)

Можно проследить взаимосвязь  между просмотром телевизионных  программ и поведением. Для изучения влияния телевидения на преступность исследователи используют корреляционные и экспериментальные методы. Один из методов, обычно применяемый в  исследованиях по психологии школьников, предназначен для выяснения, предопределена ли агрессивность школьников содержанием  просмотренных телевизионных программ. В некоторой степени это именно так. Чем больше насилия в передаче, тем более агрессивен ребенок. И  эта связь постоянно обнаруживается как у нас, так и за рубежом (США, Австралия).

 

Диагностика агрессивности  у подростков

1)Опросник Басса-Дарки

Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Басс и А. Дарки  в 1957 г. и предназначен для диагностики  агрессивных и враждебных реакций.

2)Тест А.Ассингера  
(др. названия "Оценка агрессивности в отношениях", "Агрессивность межличностных отношений", Методика диагностики агрессивности)

 

3)Тест-опросник Кеттелла для подростков. Методика 14 PF, 142 вопроса

Подростковый вариант  многофакторной методики Р.Б. Кеттелла (Кеттела) предназначен для диагностики  средне и старшеклассников в возрасте от 12 до 16-18 лет. Подростковая 14 факторная  методика содержит 142 вопроса с тремя  вариантами ответов для выбора наиболее подходящего. Время прохождения  теста-опросника Кеттелла для подростков в среднем 30-40 минут.

Информация о работе Агрессивное поведение у подростков