Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:54, реферат
Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи. Есть три точки зрения известных психологов, дающих определению данному понятию. Согласно первой точке зрения, предложенной А. Бассом, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.
Второе определение дают Берковиц и Фишбах: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.
Ответ кати
Агрессивное поведение у подростков
Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи. Есть три точки зрения известных психологов, дающих определению данному понятию. Согласно первой точке зрения, предложенной А. Бассом, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.
Второе определение дают Берковиц и Фишбах: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.
И, наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманном, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.
Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Другими словами: - агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; - в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; - жертва должна обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой.
Из отечественных психологов
эту точку зрения разделяют
Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко.
Они рассматривают агрессию
Нужно разделять агрессию и агрессивность. Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.
Агресси́вное поведение (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может.
В отечественной психологии
агрессивный подросток
Агрессивность в личностных
характеристиках подростков
В отечественной психологии показано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты (Макаренко А.С.).
Подросток жаждет не просто
внимания, но понимания, доверия взрослых.
Он стремится играть определенную роль
не только среди сверстников, но и
среди взрослых. Среди взрослых утвердилась
позиция, препятствующая развитию социальной
позиции подростка - но ребенок и
должен слушаться. В результате между
взрослыми и подростками растет
психологический барьер, который, многие
подростки прибегают и к
Проявление агрессии по Эрику Берну, "Психика в действии"
Силу, с которой человек
выражает свою любовь и ненависть
к другим и к самому себе, можно
назвать агрессивностью. Человек
может обманывать себя и других,
слабо выражая сильные чувства
или, наоборот, агрессивно проявляя едва
теплящиеся чувства. Наряду с агрессивностью
выражения чувств любви и ненависти
следует еще учитывать
Эрих Фромм выделял следующие формы агрессии:
Игровая агрессия — используется в целях демонстрации своей ловкости, умения, а не в целях разрушения. Оно не мотивировано ненавистью или деструктивностью.
Реактивная агрессия — защита жизни, свободы, достоинства, а также собственного или чужого имущества
В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи.
Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.
Современный подросток живёт
в мире, сложном по своему содержанию
и тенденциям социализации. Связано
это с темпом и ритмом различных
технологических
Дети черпают знания из трёх основных источников:
1. Семья может одновременно
демонстрировать модели
2. Агрессии они также
обучаются при взаимодействии
со сверстниками, зачастую узнавая
о преимуществах агрессивного
поведения во время игр,
3. И, наконец, дети учатся
агрессивным реакциям не
Итак, первой и основной причиной агрессивного поведения у детей выступает семья, а именно взаимоотношения в этой микросреде.
Дети подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. А одним из определяющих элементов микросреды в отношениях, является семья. При этом решающим является не её состав (хотя и это важно) - полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, взрослыми и детьми.
Дети, чьи родители часто
применяют наказания, обычно используют
сходные агрессивные формы
Второй основной причиной
возникновения агрессии,
Принято считать, что такие тревожащие моменты в поведении части подростков, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося из разного рода компаний своих сверстников. Известно, что если дети не дополучают любви, доверительных разговоров и просто общения в своей семье, то они идут на улицу, в компанию лиц того же возраста, чтобы получить всё здесь. Обычно, в компаниях имеются свои лидеры - подростки, которые отличаются от других детей или какой-то чертой, или каким-то качеством. Чаще всего таким качеством является сила. Лидер уже сам по себе является авторитетом. Если раньше (примерно дошкольный, младший школьный возраст) у детей авторитетами выступали взрослые, то теперь всеобщее внимание устремлено на сверстников. Дети, в большинстве случаев, проецируют увиденное на себя, т.е. научаются не только тому, что бывает выгодно, но также перенимают увиденное или услышанное, как модель поведения, наблюдая за другими людьми. Как и большинство прочих социальных навыков, подростки усваивают агрессивную манеру поведения, наблюдая за действиями окружающих и отмечая последствия этих действий. Если это была крупная ссора или жестокая драка (лидера с более слабым) для достижения своей цели, то она не будет считаться в компании чем-то из ряда вон выходящим. Наоборот, многие примут во внимание всё происходящее и в последующем будут, подобно этой же ситуации, действовать.
Последней причиной является
то, что подростки приобретают
агрессию за счёт всевозможных средств
массовой информации, где основная
роль отводится телевидению. В связи
с тем, что дети часто сталкиваются
с насилием в масс-медиа, многие люди
выражают озабоченность в связи
с тем, что подобная «видео диета»
может повысить у детей склонность
к агрессивному поведению. Такое
поведение формируется уже
Согласно статистическим данным у 98% семей есть телевизор. С учетом MTV и СКМ телевидение создает глобальную поп-культуру.
В среднестатистической семье
телевизор работает до семи часов
в день: на каждого члена семьи
приходится по четыре часа. Дети проводят
время перед телевизором
Согласно словам Альфреда Хичкока: «Одна из главных заслуг телевидения состоит в том, что оно вернуло убийство в дом, т.е. в ту самую обстановку, где оно обычно зарождается. Убийство как телевизионное зрелище может быть хорошей терапией. Оно может помочь изживанию антагонизмов». Т.о., имеется две точки зрения на данную проблему:
1. телевидение несет вред на формирование дальнейшего поведения человека;
2. телевидение не несет
никакого вреда, а наоборот: «...уменьшает
агрессию, уводя людей с улиц
и предоставляя им возможность
дать выход своей агрессии
без малейшего вреда для
Можно проследить взаимосвязь
между просмотром телевизионных
программ и поведением. Для изучения
влияния телевидения на преступность
исследователи используют корреляционные
и экспериментальные методы. Один
из методов, обычно применяемый в
исследованиях по психологии школьников,
предназначен для выяснения, предопределена
ли агрессивность школьников содержанием
просмотренных телевизионных
Диагностика агрессивности у подростков
1)Опросник Басса-Дарки
Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Басс и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.
3)Тест-опросник Кеттелла для подростков. Методика 14 PF, 142 вопроса
Подростковый вариант многофакторной методики Р.Б. Кеттелла (Кеттела) предназначен для диагностики средне и старшеклассников в возрасте от 12 до 16-18 лет. Подростковая 14 факторная методика содержит 142 вопроса с тремя вариантами ответов для выбора наиболее подходящего. Время прохождения теста-опросника Кеттелла для подростков в среднем 30-40 минут.