Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:34, реферат

Краткое описание

Наркомания и алкоголизм являются одной из важных и сложных проблем нашего общества. Дальнейший рост числа наркозависимых среди детей и подростков создает предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I.Алкогольная зависимость как социальная проблема: стадии и профилактика. 5
II.Наркомания, понятие наркотического вещества 8
2.1.Причины употребления наркотиков, их влияние на подростка 8
2.2.Профилактика наркомании в школах 10
III.Прафилактическая деятельность в учебных учреждениях 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Вложенные файлы: 1 файл

реф. ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 46.56 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

I.Алкогольная зависимость как социальная проблема: стадии и профилактика. 5

II.Наркомания, понятие наркотического вещества 8

     2.1.Причины употребления наркотиков, их влияние на подростка 8

     2.2.Профилактика наркомании  в школах 10

III.Прафилактическая деятельность в учебных учреждениях 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       

     Наркомания и алкоголизм являются одной из важных и сложных проблем нашего общества. Дальнейший рост числа наркозависимых среди детей и подростков создает предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи. Сложившаяся ситуация вызывает острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

    Алкоголизм и наркомания, по данным Всемирной организации здравоохранения, перестали быть сегодня медицинскими или моральными проблемами только отдельных лиц, они затрагивают здоровье, благополучие и безопасность всего населения, влияют на национальное развитие.               Алкоголизм и наркомания - это трагедия не только семьи, но и общества в целом и решать ее необходимо совместными усилиями.

     Школа является одним из основных социальных институтов, способных активно противостоять распространению употребления наркотических веществ и алкоголя среди школьников. Профилактическая роль семьи сейчас активно уменьшилась с возобновлением прежних объемов потребления алкоголя взрослыми. Особенно гибельно злоупотребление алкоголем в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее общества. От этого страдает всё общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголизм особенно активно влияет на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его.

   При систематическом употреблении алкоголя развиваются опасные болезни, а также сохраняется высокий уровень заболеваемости алкогольными психозами. Они не только опасны для здоровья человека, но и практически неизлечимы. Социологи и психологи в качестве основных причин тяги подростков к алкоголю и наркотикам указывают на растущее психологическое напряжение, неумение, правильно использовать свободное время, отчуждение, неустроенную жизнь и несостоятельность семьи в вопросах воспитания.     

    Итак, тема алкоголизма и наркомании, особенно среди подростков является актуальной и одной из серьезнейших социально-педагогических проблем на сегодняшний день.

    Цель работы - изучить профилактику при борьбе с алкоголизмом и наркоманией  у подростков.

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:

- алкогольная зависимость  как социальная проблема;

-рассмотреть профилактику в борьбе с алкоголизмом и наркотической зависимостью;

- понятие наркотического вещества;

- причины употребления наркотиков, их влияние на подростка;

-профилактика наркомании  в школах;

-профилактическая деятельность в учебных учреждениях;

  Объект исследования –профилактика алкоголизм и наркомания в школе

Предмет исследования - профилактика алкоголизма и наркомании у подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Алкогольная зависимость как социальная проблема: стадии и профилактика.

 

   Задача всестороннего и гармонического развития подрастающего поколения неразрывно связана с воспитанием у него позитивных нравственных установок, в том числе и отрицательного отношения к проявлениям пьянства.

  Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм - это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам.

  С социальных позиций алкоголизм - форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей деградацией личности.1

  Алкоголизм представляет собой одну из форм токсикомании, характеризуются пристрастием к употреблению веществ, содержащих этиловый спирт, развитием психической и физической зависимости, абстинентного синдрома, психической, физической и социальной деградацией личности. Как и всякая другая болезнь, алкоголизм не возникает вдруг, а имеет свои доклинические проявления – бытовое пьянство. 
    Наиболее существенными факторами риска раннего злоупотребления алкоголем считаются конфликтные отношения в семье, аномалии характера, раннее начало девиантного поведения (импульсивность, непослушание, агрессивность, антисоциальные поступки), невысокий интеллектуальный уровень, низкая школьная успеваемость, отсутствие планов на продолжение образования. К алкоголизму таких детей толкает внутренний дискомфорт, создаваемый отсутствием необходимого для правильного развития одобрения взрослых и сверстников, неудовлетворённая потребность в самоуважении. Правильное отношение к таким детям, соответствующая помощь со стороны родителей, педагогов и библиотекарей, нахождение для них сферы деятельности, где подросток может показать успехи, препятствует развитию раннего алкоголизма.

   Потребность в алкоголе не входит в число естественных жизненных потребностей человека, как, например, потребность в кислороде или пище, и потому сам по себе алкоголь не имеет побудительной силы для человека.         Потребность это, как и некоторые другие «потребности» человека (например, курение) появляется потому, что общество, производит данный продукт, «воспроизводит» обычаи, формы, привычки и предрассудки, связанные с его потреблением. 

   При употреблении алкоголя подростки становятся невнимательными к близким, к прежним друзьям, неискренними, холодными, замкнутыми и недоверчивыми. Непринужденно они чувствуют себя только в «своем кругу». Что касается внешних манер поведения, то несовершеннолетним больным свойственны (бесцеремонность, развязность, бахвальство) которые, однако, в условиях строгого контроля легко сменяются подавленностью, беспомощностью.

   Различаются три стадии алкоголизма:

Начальная стадия- характеризуется появлением влечения к алкоголю. Это результат психической зависимости, возрастания устойчивости к принимаемым дозам: для достижения опьянения требуется большая доза алкоголя. Употребление алкоголя становится систематическим. 
Средняя стадия- характеризуется нарастающим влечением к алкоголю, изменением характера опьянения, последующим забыванием прошедшего, потерей контроля над количеством выпитого, появлением состояния похмелья. На этой стадии отмечаются нарушения психики, изменения во внутренних органах и нервной системе.

Последняя стадия-характеризуется снижением устойчивости к принимаемым дозам алкоголя, развитием запойного пьянства. Возникают тяжелые нервно-психические нарушения, глубокие изменения во внутренних органах. 
    Когда появляется психическая зависимость от алкоголя, человек чаще всего не считает себя больным. Вслед за психической зависимостью наступает физическая: алкоголь включается в процессы обмена веществ, лишение его приводит к тягостному заболеванию – похмелью, которое характеризуется дрожанием рук, тревожным настроением, тяжелым сном с кошмарами, неприятными ощущениями со стороны внутренних органов. На каждой из последующих стадий увеличиваются изменения в организме, психике и поведении больного.2 

  К основным способам профилактики алкоголизма среди детей подросткового возраста специалисты относят: 

1.Просвещение родителей в форме лекций, бесед;

2.Формирование нравственной  личности учащихся и осознания подростком ценности своего здоровья;

3.Своевременное определение феномена психологической готовности к употреблению алкоголя у подростков;

4.Ознакомление подростков со специальной литературой о вреде алкоголя. 
Все эти способы могут быть использованы педагогами для профилактики.

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Наркомания, понятие наркотического вещества

 

Наркомания – заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. Проблема наркомании существует в большей или меньшей степени практически во всех странах, и в этом отношении Россия по праву входит в мировое сообщество. Наркотики сейчас называют третьей угрозой человечеству после ядерного оружия и глобальной экологической катастрофы. 

Наркотики – это химические вещества растительного или синтетического происхождения, способные вызывать изменения психического состояния, систематическое применение которых приводит к зависимости. 

    Независимо от качества самооценки на момент инициации в процессе употребления наркотиков самооценка снижается. Прежде всего, об этом свидетельствует внешний вид подростка. Многие наркоманы равнодушны к своему внешнему облику, выглядят неряшливо, не заботятся о чистоте своего тела и одежды.3

2.1.Причины употребления  наркотиков, их влияние на подростка

 

   Следует отметить, что среди причин злоупотребления наркотиками наиболее часто упоминаются следующие:

Социальная согласованность. Если и использование того или иного наркотика принято в группе к которой человек принадлежит или с которой он себя идентифицирует, он почувствует необходимость применять этот наркотик, чтобы показать свою принадлежность к этой группе. Это относится ко всем наркотикам, от никотина и алкоголя до героина.

Удовольствие. Одна из главных причин, почему люди употребляют наркотики, - это сопутствующие и приятные ощущения, от хорошего самочувствия и релаксации до мистической эйфории. 

Доступность. Нелегальное потребление наркотиков наиболее высоко там, где они легче доступны, например, в крупных городах.

Любопытств . В отношении наркотиков заставляет некоторых людей начать самим принимать наркотики.

Враждебность. Применение наркотиков может выглядеть символом оппозиции ценностям общества. Когда человек отвергает общество и все альтернативы, включая самого себя, свои надежды и цели, возникающее чувство бессмысленности жизни, изоляции и неадекватности делает его предрасположенным к хронической наркомании.

Достаток и  досуг. Могут привести к скуке и потере интереса к жизни, и выходом и стимуляцией в этом случае могут показаться наркотики.

Уход от физического  стресса. Большинству людей удается справляться с наиболее стрессовыми ситуациями их жизни, но некоторые пытаются найти убежище в форме наркотической зависимости. Наркотики часто становятся ложным центром, вокруг которого вращается их жизнь.

    Состояние психической зависимости проявляется в том, что человек с помощью наркотика желает добиться внутреннего равновесия и стремится вновь и вновь испытать действие наркотика. Наркотик, его действие, постепенно замещает собой все обычные для человека положительные эмоции. На этом этапе человек еще сохраняет способность контролировать употребление, он еще может выбирать, в каких ситуациях, и в какой, момент принять наркотик.4

2.2.Профилактика наркомании  в школах

 

    Если говорить о профилактике в школах, ребятам нужна, правда, о страшных последствиях употребления наркотиков, об их коварстве, о том, как тяжело потом избавляться от наркозависимости. Ребятам необходимо помогать сформировать настроенность жить без наркотиков, настроенность на моральные и культурные ценности, творчество, спорт, желание всего добиваться своей головой и своими руками, настроенность на доброту, справедливость, ответственность. Это четкая и доступная информация для детей, подростков, родителей, учителей с целью разъяснения не столько вреда наркотиков, сколько пользы здорового образа жизни, формирования здорового морально - психологического климата, создания условий для разумной организации в проведении свободного времени, разъяснения определенных норм поведения.

 Работа должна проводиться  по определенным принципам:

1.индивидуальная направленность;

2.выявление групп риска с использованием различных методов (медицинских, психологических, педагогических и др.)

3.работа с лицами групп риска по групповым и индивидуальным программам;

4.организация специальных лагерей для детей с девиантным поведением.                                         

   Следует иметь в виду, что чаще в "рядах наркоманов" могут оказаться подростки с психическими заболеваниями.

Первое - это работа учителя и классного руководителя, забота родителей и родных, внимание школьного психолога и врача. Это повседневная работа, требующая определенных знаний по проблеме. 

Второе - это раннее выявление, диагностика и лечение заболевших. Этим занимаются в специализированных детских наркологических диспансерах. 
Трудности в проведении профилактики касаются педагогов, родителей, психологов, врачей. Прежде всего, это связано с практическим отсутствием подготовленных по проблеме кадров. Большая часть педагогов школ, средних и высших учебных заведений не имеют знаний по диагностике коррекционному воспитанию детей и подростков в современных социальных условиях нашей страны.5

Информация о работе Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков