Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:34, реферат

Краткое описание

Наркомания и алкоголизм являются одной из важных и сложных проблем нашего общества. Дальнейший рост числа наркозависимых среди детей и подростков создает предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I.Алкогольная зависимость как социальная проблема: стадии и профилактика. 5
II.Наркомания, понятие наркотического вещества 8
2.1.Причины употребления наркотиков, их влияние на подростка 8
2.2.Профилактика наркомании в школах 10
III.Прафилактическая деятельность в учебных учреждениях 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Вложенные файлы: 1 файл

реф. ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 46.56 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Прафилактическая деятельность в учебных учреждениях

 

      В настоящее время профилактика потребления психоактивных веществ во многих школьных коллективах представлена чаще всего тематическими лекциями школьных психологов, врачей психиатров-наркологов, либо работников органов внутренних дел, а также тематическими учебными занятиями, которые иногда проводятся по типу дискуссии на заданную тему. Подобный подход не отвечает основным требованиям к предупреждению употребления психоактивных веществ в связи с тем, что в нем отсутствует последовательность, непрерывность, учет реальной ситуации. Необходимо также учитывать, что первичная профилактика входит в сферу деятельности наркологической службы только в рамках профессиональной компетенции врачей психиатров-наркологов. Вопросы постоянного воспитательного развития у учащихся общеобразовательных учреждений ценностей здорового образа жизни, предубеждения к приему токсико-наркотических средств, знаний о вреде наркотиков и токсикантов являются прямой обязанностью педагогов и школьных психологов, т.е. тех специалистов, которые имеют постоянный и непосредственный контакт с детьми и подростками, занимаются их обучением и воспитанием.    

   Для активно направленной профилактической работы необходим переход от установок по информированию детей о негативных последствиях курения, алкоголизации, наркотизации, к формированию у детей ценностного отношения к здоровью, активной психологической защиты от предложений «попробовать, принять наркотик»; к формированию не только индивидуальной жизнестойкости, но и групповых форм противодействия (на уровне детского коллектива) различным формам наркотизации и отклонений в поведении.     

В настоящее время медицинским  специалистам достаточно ясна траектория пути начинающего токсикомана и  наркомана.

    На первом этапе своего, как правило, спровоцированного старшими подростками или подражательного знакомства с токсическими или наркотическими веществами он стремится утвердиться через новое для него токсикоманическое  поведение среди друзей  и соучеников в школьной среде, стремится получить определенную поддержку своему поведению, бравирует им.

  При втягивании подростка в наркотизацию в самом начале распространители используют прием первых «даровых угощений-проб».   Именно на этом этапе происходит экспериментирование с различными наркотическими веществами и формируется зависимое поведение. В это период идет выбор и наиболее подходящей компании, круга «новых друзей», привычных мест и времени наркотизации. Одновременно подросток сам становится своеобразным агентом по распространению наркотика, начинает участвовать в развитии и поддержании определенной сети распространения. Вне компании ни алкоголь, ни другие токсико – наркотические вещества не употребляются. На этом этапе выявляются наиболее существенные пробелы в профилактической работе и помощи. В этой ситуации школьный коллектив достаточно часто занимает «позицию умалчивания», поддерживая видимость того, что никто не замечает перемен, происходящих с подростком. Как правило, такая практика наблюдается в тех случаях, когда при наркотизации нет грубых нарушений дисциплины в школе. В связи с этим мы считаем необходимым определить минимальный объем правил, необходимых не медицинскому специалисту для вмешательства в наркоситуации. 

   Общие признаки начала потребления психоактивных веществ подростками: 
-Снижение интереса к учебе, обычным увлечениям.

-Появляется отчужденность, эмоционально «холодное» отношение к окружающим, могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость. Нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия. Компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста. 
-Эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения небольших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых. 
-Тенденция общаться по преимуществу с подростками, которые заведомо употребляют наркотики или другие психоактивные вещества. 
-Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться.

-Изменение аппетита, от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства; эпизодически тошнота, рвота.

-Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых.

-«Беспричинное» сужение или расширение зрачков. 

  Решающим признаком употребления подростком психоактивных средств является выявление состояния наркотического одурманивания.

    В настоящее время ведущей является диагностика наркотического опьянения психиатром-наркологом. Естественно эта форма диагностики не может быть реализована в условиях образовательного учреждения.   

 При оценке употребления психоактивных веществ всегда необходимо проявлять тактичность и осторожность. Особенно это относится к работе с несовершеннолетними, имеющими наркологические проблемы, так как необоснованные подозрения в употреблении наркотических веществ могут сами по себе оказаться психотравмирующим фактором и, в свою очередь, подтолкнуть к их реальному употреблению.

     Учащиеся, которые замечены в случаях употребления психоактивных веществ, должны быть по согласованию со школьным врачом поставлены в школьном медицинском кабинете на внутришкольный учет. В тех случаях, когда, несмотря на проводимые профилактические меры, наркотизация продолжается достаточно быстро начинающий наркоман начинает пропускать занятия, вымогать деньги у младших, группировать вокруг себя учеников из заведомо состоятельных семей, контролировать территорию вокруг школы. Столкнувшись с такими формами поведения, школа обычно переходит к тактике «активного выталкивания» трудного ученика с проблемами зависимости из школьной среды, оставляя ему своих учеников, все социальное пространство вокруг школы. Таким образом, школа проигрывает свою борьбу с начинающим наркотизироваться подростком за его судьбу и за судьбы других подопечных учеников. 
   Основные принципы обеспечения активной первичной антинаркотической профилактической работы в образовательной среде. Реально действующая на территориальном уровне активная антинаркотическая профилактика должна быть основана на взаимодействии педагогов, школьной психологической службы, психиатров-наркологов, работников социальных служб.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  

    Последовательное, этапное и комплексное выполнение мероприятий, направленных на разрешение выделенных «ключевых» проблем, сделает работу по профилактике наркомании и алкоголизма среди детей и подростков системной, конструктивной и позволит преодолеть негативные тенденции в развитии нарко ситуации в детско-подростковой популяции России.

    Сегодня внимание общества приковано к одной из главных угроз - к борьбе с социально-обусловленными заболеваниями: алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Каждому хорошо известно, что в детском и подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера. От того, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит вся его дальнейшая жизнь. К употреблению алкоголя и наркотиков все чаще прибегают совсем юные.  
   Самый перспективный метод борьбы с наркоманией - это профилактика, комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, которые направлены на предотвращение распространения и потребления психоактивных веществ, а также предупреждение и ликвидации безнадзорности, преступности, роста сопутствующих наркомании и алкоголизму.

    Базовой основой всех профилактических мероприятий, является информационно-образовательное направление. Хорошо известно, насколько важна просветительско-образовательная и коррекционно-психологическая деятельность. Первичная профилактическая помощь должна опираться на школьную психологическую службу, на подразделения центров психолого-педагогической реабилитации, на формирование широкой сети консультативных пунктов для детей и подростков.  
   Для эффективного решения обозначенной проблемы необходимо в первую очередь ввести в компонент основных учебных планов образовательных учреждений дисциплины по пропаганде здорового образа жизни.  
   Подытоживая вышесказанное, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что только последовательное, поэтапное и комплексное выполнение мероприятий, направленных на разрешение выделенных "ключевых" проблем, сделает работу по профилактике наркомании и алкоголизма среди детей и подростков действительно системной, конструктивной и позволит преодолеть негативные тенденции наркоситуации и алкоголизма в детско-подростковой среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Березина С.В., Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- с.256-272

2. Бехтель Э.Е. Дозонологические формы злоупотребления алкоголем. М., Медицина. Социальная педагогика. Курс лекций. Под. общ. ред. М.А. Галагузовой. Гуманитарный центр «Владос».

3. Валентин Ю, В., Сирота Н.А. Руководство но реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ. -- М., 2002 -с.106.

4. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. М., 1997г

5. Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М., Медицина. 1990 -с.206.

6. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1994г

7. Егоров А.Ю. Рано начинающийся алкоголизм.М.2002.С50-54.

8. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм у подростков.М: Издательский центр «Академия»,2001 - с.144.

9. Лисецкий К.С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. с.256.

10. Личко А.Е., Предупреждение подростковой и юношеской наркомании.2000.

11. Лисецкий К.С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. с.256.

12. Личко А.Е., Предупреждение подростковой и юношеской наркомании.2000.

13. Еникеева Д.Д.Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учеб. пособие для ОТуД. сред, и высш. пед.учеб. заведений - 2-е изд. , стереотит. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 -с.144.

14. Иванец Н.Н. Медико-социальные проблемы наркологии и пути их решения. 1999.№ 4, с..108.

13. Караганова С.А., Малашенко И.Е., Федорова А.В., Наркомания в России: угроза нации аналитический доклад, Совет по внешней и оборонной политике, М.: 1998

1 Березина С.В., Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- с.256.

2 Валентин Ю, В., Сирота Н.А. Руководство но реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ. -- М., 2002 -с.106.

3 Личко А.Е., Предупреждение подростковой и юношеской наркомании.2000.

4 Березина С.В., Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- с.272.

5 Еникеева Д.Д.Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учеб. пособие для ОТуД. М.: Издательский центр «Академия», 2001 -с.144.

6 Иванец Н.Н. Медико-социальные проблемы наркологии и пути их решения. 1999.№ 4, с..108.

 


Информация о работе Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков