Аналитическая психология Юнга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 01:52, реферат

Краткое описание

Строго говоря, с позиции самого Фрейда и его ортодоксальных последователей психоанализом можно называть только классический психоанализ по Фрейду. Поэтому многие оспаривают право причислять Карла Густава Юнга (1875-1961) и разработанное им психоаналитическое направление к психоанализу и называют его аналитической, глубинной, психологией.

Карл Юнг был одним из первых, наиболее талантливых и наиболее любимых учеников Зигмунда Фрейда, и даже, по предложению самого Фрейда, был выбран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации.

Вложенные файлы: 1 файл

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Юнга. полный материал.docx

— 32.88 Кб (Скачать файл)

Именно здесь происходит адаптационное и координационное  взаимодействие бессознательного и  сознания, которые находят компромиссы, по возможности устраняют или  смягчают противоречия между неприемлемыми  в данной форме или в данных условиях инстинктивными проявлениями, то есть не только примиряют биологические  потребности и социальные нормы, но нередко и объединяют их усилия. 

Например, агрессивность  может быть трансформирована в напористость в достижении социально приемлемых и даже престижных целей: победы в  соревнованиях, первенства в искусстве, бизнесе, политике, в упорном самосовершенствовании  и т.п. 
 

На самости лежит  ответственнейшая задача сохранения целостности личности, она примиряет и координирует сознание и бессознательное. Именно когда самость не справляется с этой задачей, и возникают различного рода внутренние конфликты, неврозы, нервно-психические отклонения, комплексы, срывы и даже тяжелые психические расстройства. 

В настоящее время  в психологию и психотерапию прочно вошли понятия экстраверсия и  интроверсия, характеризующие различную  направленность личности, а точнее - внимания, мыслей, нервно-психической  энергии человека: вовне - на внешние  объекты и действия или вовнутрь — на самопереживания, самоуглубление, рефлексию. 

Как уже ясно из самих  названий, внимание и деятельность экстраверта направлены вовне, а интроверта - в свой внутренний мир. 

Естественно, и это  подчеркивал Юнг, в природе не может существовать «чистых» экстравертов и интровертов. Речь идет лишь о преобладании определенного типа психических  состояний и поведенческих реакций. 

Самый яркий экстраверт, живущий внешней жизнью, периодически уходит в себя, в свои переживания  и размышления. Так же и наиболее самоуглубленный интроверт, если он не страдает аутизмом (уже не в психоаналитическом смысле одного из механизмов защиты невроза, а как классический психиатрический  диагноз тя­желого психического заболевания), периодически переключает свое внимание и действия на внешние объекты. 

Кстати, именно в  этом часто встречается ошибка не только «не психологов», но даже некоторых начинающих психологов, в основном студентов первого курса. Уж очень хочется в результате тестирования выявить, кто же я или мой знакомый - интроверт или экстраверт. Такое категорическое ожидание обычно приводит к сомнению в правильности тестирования при сопоставлении с реальными жизненными впечатлениями о себе или о другом тестируемом. 

Это абсолютно нормально: у каждого экстраверта найдутся интровертивные моменты и реакции, как и наоборот. Более того, как  показывает статистика исследований, проведенных американскими учеными  на большом количестве студентов  университетов, примерно у одной  трети людей экстравертивные  и интровертивные признаки ярко не выражены либо распределены равномерно. Таких людей называют амбаверты. 
 

Типичная ошибка начинающих «тестологов» - попытка непременно отнести себя или другого к холерикам, сангвиникам, флегматикам или меланхоликам, к левополушарным или правополушарным, или к одному из типов личностных акцентуаций, которые в чистом виде практически не встречаются. 

Довольно часто  личностные черты и состояния  оказываются распределены достаточно равномерно, без преобладания какого-то определенного типа. Если все же на основании тестирования или наблюдения их относят к той или иной категории, то следует помнить, что речь идет лишь о преобладании какого-то типа. 

При этом для серьезного анализа и тем более практических рекомендаций следует внимательно  проанализировать и учесть степень  «замешанности» в данный контекст личностных черт и состояний других, смежных, типов и реакций. 

Такое же «рассудительное» отношение должно быть и к другой разработанной К. Юнгом интересной классификации людей по типу доминирования  одной из четырех психологических  функций: ощущения, интуиции, эмоций, мышления. 

Соответственно можно  говорить об ощущающем, интуитивном, эмоциональном  и мыслительном типе личности. 

В какой-то мере это  наблюдение является предтечей выводов  авторов нейролингвистического  программирования (НЛП), с которым  вы ознакомитесь позже, о преобладании у людей той или иной модальности  восприятия (визуального, слухового, кинестетического и др.). 

Вообще надо сказать, что Юнг оказался генератором  идей для целого ряда последующих  психотерапевтических направ­лений. Так, по Юнгу, каждый индивидуум обладает стремлением к индивидуации, или саморазвитию. Он употребляет именно термин «индивидуация», а не индивидуализация, наделяя его несколько отличным содержанием. Индивидуацией Юнг называл процесс формирования индивидуума как единой, целостной личности. 

Так как каждая личность - неповторимая, обусловленная уникальной комбинацией биологических (врожденных) и социальных (приобретенных) воздействий, то индивидуация подразумевает не что иное как «путь к себе», становление истинным собой (или по крайней мере движение в этом направлении), то есть самореализацию - процесс развития целостности и как бы высвобождения личности из мешающих ее самореализации пут. 

Это очень близко к тому, что составило в дальнейшем основу гуманистической терапии  и особенно теории самоактуализации Абрахама Маслоу об изначально заложенной в человеке тенденции к саморазвитию, к самоактуализации, к самореализации. 

Многие понятия  целостности личности по Юнгу во многом перекликаются с отдельными положениями  гештальтпсихологии и гештальттерапии. Позже мы подробнее остановимся и на этих интересных и вполне самостоятельных направлениях. 

Мы лишь хотим  подчеркнуть еще раз, что в  классических направлениях психотерапии в принципиальном смысле больше общего, чем различного, а влияние таких  выдающихся ученых, как Зигмунд Фрейд  и Карл Густав Юнг, питало и продолжает питать идеями различные психологические  и психотерапевтические направления  и школы, даже те, которые возникли, подобно гештальттерапии Федерика (Фрица) Пёрлза, на основании критики классического психоанализа. 

Но вернемся к  Карлу Юнгу в плане конкретного  применения его идей в технике  практической психотерапии. 

Основным условием эффективной терапии по К.Юнгу является искреннее творческое сотрудничество психотерапевта и клиента. Причем это  должно быть сотрудничество не руководителя и подчиненного, а равных партнеров, решающих общую задачу. Только их совместные усилия могут принести действительный успех. 

Другими словами, от клиента, обратившегося за помощью  к психотерапевту, требуются не только искренность и дисциплинированность, но и творческая активность, готовность вместе с психотерапевтом искать (иногда на протяжении длительного  времени и с периодическими неудачами) истинные причины невроза или  другой психологической проблемы, с  которой клиент оказался не в силах  справиться самостоятельно. 

Юнг, не отрицая важности серьезной теоретической подготовки, в то же время рекомендовал не связывать  себя слишком скрупулезным следованием  теоретическим положениям и рекомендациям, так же как и педантично точным выполнением технических процедур (чего категорически требовал Фрейд). Юнг считал, что такой подход делает психоанализ слишком формализованным  и клиент не чувствует живого творческого  отношения психотерапевта, без которого невозможно наладить настоящее активное сотрудничество. 

К тому же раболепие  перед теоретическими схемами и  скрупулезно расписанными (в классическом фрейдовском психоанализе) рекомендациями может привести к тому, что психотерапевт вместо истинных симптомов невроза будет невольно видеть те, которые более соответствуют классическим теориям, что направит поиск и последующую терапию в неправильном или хотя бы в не совсем точном направлении. 

Психоаналитическая  терапия Юнга проходит две стадии: аналитическую и синтетическую, с подразделением каждой из этих стадий на две части. 

Первая часть аналитической  стадии - так называемое признание: клиент с тактичной помощью психотерапевта старается признать, что истинные причины его невроза или мучающей его психологической проблемы спрятались, оказались вытесненными в сферу  бессознательного, так как оказались  неприемлемыми (непрестижными, постыдными, унизительными) для их осознания. 

Психотерапевт объясняет  клиенту, что, несмотря на эти мешающие чувства, необходимо попытаться выявить  истинные причины, какими бы унизительными  они не казались, извлечь их из подсознания, иначе они будут продолжать свое психотравмирующее действие. Надо объяснить  ему, что это то же самое, что закрывать глаза на симптомы любой другой болезни, которая тем временем будет усугубляться и может стать неизлечимой. 

Нельзя ждать помощи от психотерапевта, как и от любого другого врача, если вы будете указывать  ему не то место, которое на самом  деле болит. А с психологическими проблемами дело обстоит еще сложнее, так как часто мы скрываем не только от врача, но и от самого себя истинные причины травмы. 

Поэтому первой является трудная задача - разоблачить «самообман», как бы это ни было болезненно для  нашего самолюбия. Эта часть - «разоблачение  самообмана» - может занимать различное  время. Иногда с помощью психотерапевта удается почти сразу выйти  на верный след (хотя для конкретизации  и уточнения еще потребуется  время и взаимные усилия). Иногда самообман довольно долго не хочет  сдаваться, но усилиями психотерапевта, убедившего клиента в необходимости  этого трудного шага, в своем искреннем  желании помочь ему, а главное, в  готовности не только не осудить, а  одобрить мужество любого (самого непрестижного на взгляд клиента) признания, - в конечном итоге решают эту первую задачу. 

Важно понимать, что  признание - это еще не полная ясность  истинных причин, это признание того, что наши прежние причины -самообман, самооправдания нашего самолюбия и что мы вместе готовы искать и уточнять истинные причины по различным косвенным признакам, словам, фантазиям, снам, поступкам, которые иногда на первый взгляд не имеют прямой связи с проблемой, кажутся клиенту пустяками, не стоящими внимания психотерапевта, или смешными и даже неприличными. 

Вот именно для того, чтобы разобраться, какая информация из всего этого окажется нужной и  важной для решения проблемы, и  предназначена вторая часть аналитической  стадии - толкование рассказанного  клиентом материала. Здесь применяются  многие подходы классического психоанализа Фрейда, хотя, как уже говорилось, без скрупулезного соблюдения всех процедур и предписаний, что по мнению Юнга может помешать установлению равного творческого партнерства психотерапевта и клиента. 

И вот первая, аналитическая, стадия относительно завершена. «Относительно» - поскольку аналитический процесс  бесконечен, и его период должен быть определен психотерапевтом  оптимально для решения данной конкретной задачи. 

К сожалению, нередки  случаи, когда даже опытные психотерапевты «копают» глубже, чем нужно для  решения конкретной задачи, и, добиваясь  более подробной (чем необходимо для устранения невроза) информации, излишне травмируют пациента. 

Вторая стадия данной модели аналитической терапии названа  Юнгом синтетической. 

Работа (причем обязательно  совместная) на этой стадии состоит  главным образом в обучении новым  моделям восприятия себя и психотравмирующей  ситуации и вытекающим из этого новым  моделям поведения. Юнг говорит, что на этой стадии клиент, совершивший (совместно с психотерапевтом) психологические  открытия, переходит к реализации их результатов в виде новых моделей  поведения, исключающих (или последовательно  уменьшающих) прошлые ошибки, порождавшие  и усугублявшие психологические  проблемы и неврозы. Такое формирование и закреп­ление моделей не только поведенческих реакций, но и восприятия психотравмирующих ситуаций и самого себя становится не чем иным, как личностным ростом. 

Вторая часть второй стадии аналитической терапии К.Юнга называется трансформация. Эту работу психотерапевта с клиентом Юнг характеризует  как минииндивидуацию, или самообучение. 

В этом периоде психотерапевт, оставаясь равным партнером клиента, постепенно передает ему (клиенту) все  больше ответственности за собственное  развитие и самостоятельное преодоление  психологических проблем. 

Причем при правильной реализации данного процесса это  выглядит в глазах клиента не как  постепенное самоустранение психотерапевта, а как нарастающее чувство  собственной внутренней силы, способности  самостоятельно справляться со своими проблемами, обрести мужество реально  взглянуть на себя и ситуацию, уверенность  в себе и освоить практические приемы решения жизненных ситуаций, которые раньше казались безвы­ходными. 

Юнг первым из психоаналитиков  использовал для выявления скрытых  в бессознательной сфере источников неврозов не свободные (в соответствии с категорическим предписанием Фрейда), а так называемые направленные ассоциации. То есть клиент не просто пускал свое «словотворчество» в свободный поток сознания, а нацеливал его (тоже, впрочем, не заботясь о строгой логичности и связанности) в направлении, заданном психотерапевтом. 

Информация о работе Аналитическая психология Юнга