Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 01:52, реферат
Строго говоря, с позиции самого Фрейда и его ортодоксальных последователей психоанализом можно называть только классический психоанализ по Фрейду. Поэтому многие оспаривают право причислять Карла Густава Юнга (1875-1961) и разработанное им психоаналитическое направление к психоанализу и называют его аналитической, глубинной, психологией.
Карл Юнг был одним из первых, наиболее талантливых и наиболее любимых учеников Зигмунда Фрейда, и даже, по предложению самого Фрейда, был выбран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации.
Практически это
происходит следующим образом. Психотерапевт
произносит какое-то слово, а клиент
начинает говорить все, что само сорвется
с языка в ответ на это слово,
не пытаясь осмыслить и тем
более специально организовать логическую
связь своих слов и предложений с заданным
стимулом. Психотерапевт называет те слова,
которые, на его взгляд, могут подтолкнуть
ассоциативный словесный поток клиента
в нужном (хотя бы предположительно) для
поиска направлении.
Успешное проведение
такой процедуры требует
Поэтому, выбирая
слова-стимулы, психотерапевт, с одной
стороны, старается как можно
ближе подойти к болевой точке,
а с другой стороны, быть готовым
в любой момент отступить назад
или в сторону, почувствовав, что
клиент не готов к обнажению этой
болевой точки и может (часто
бессознательно) спрятать ее еще глубже
или (тоже бессознательно) защитить ее,
заблокировав путь контакта с психотерапевтом.
Поэтому процедура
первых сеансов начинается обычно с
того, что психотерапевт называет
действительно случайные слова,
не имеющие прямой связи с проблемой,
а затем постепенно сужает круги
вокруг предполагаемой цели, с готовностью
быстрого реагирования и отступления
или смены направления поиска
в зависимости от ответных не только
словесных, но и эмоциональных реакций
клиента.
Система анализа
полученных ответов имеет уточненные
(и уточняющиеся) в процессе многолетнего
опыта закономерности, хотя она и
не так жестко регламентирована, как
система интерпретации материала в классическом
психоанализе З.Фрейда. Например, установлено,
что в большинстве случаев ассоциативный
ответ, дающийся с определенной задержкой
и непроизвольной эмоциональной реакцией,
показывает, что «брошенное» психотерапевтом
слово в какой-то мере задело клиента и
следует вести поиск в этом направлении.
Во многих случаях такой поиск по принципу
детской игры «теплее, еще теплее, горячо»
помогает психотерапевту быстрее выйти
на истинные причины проблемы клиента,
чем классический психоанализ.
З.Фрейд возражал
против такого подхода, считая, что
направленный психоанализ хотя и
убыстряет процесс поиска, но может
навязать клиенту движение не в истинном,
а в невольно подсказанном психотерапевтом
направлении (кстати, по той же причине
Фрейд отказался от психоанализа под гипнозом,
считая, что загипнотизированный может
говорить не то, что думает, а что, по его
мнению, хочет слышать от него гипнотизер).
Тем не менее метод направленных
ассоциаций К.Юнга в настоящее время достаточно
популярен и имеет аналоги не только в
психотерапии, но и, например, в работе
следователя с подозреваемым, и хотя здесь,
разумеется, предполагаются не бессвязные
ответы, но методы их анализа учитывают
многие находки Юнга и его последователей.
Некоторые авторы считают,
что именно эта идея (задержка и
непроизвольная окраска ответа) заложена
в основу знаменитого детектора
лжи.
К слову сказать, первый технический прибор, регистрирующий различные психофизиологические реакции на правильные и неправильные ответы, прославившийся (несмотря на его многочисленные неточности и ошибки) под названием детектора лжи, был разработан в лаборатории при гуБёрнском ВЧК молодым, а впоследствии знаменитым советским психологом Александром Романовичем Лурия.