Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 18:19, реферат
Краткое описание
Цель данной работы заключается в том, чтобы познакомиться с основой бихевиоризма и понять её, а так же рассмотреть точки зрения ученых, которые изучали бихевиоризм. Для достижения заданной цели в работе поставлены следующие задачи: рассмотреть бихевиоризм с точки зрения направления в истории психологии; определить ошибки бихевиористов; изучить обусловливание и подкрепление.
Содержание
Введение 3 I. Бихевиоризм Уотсона 4 II. Необихевиоризм Скиннера 6 III. Обусловливание и подкрепление 7 III.1 Респондентное поведение 7 III.2 Оперантное обусловливание 8 III.3 Подкрепление 10 IV. Ошибки бихевиористов. Социобихевиоризм 11 Заключение 14 Список литературы 15
Подкреплением является любой стимул,
который проявляется вслед за каким бы
то ни было действием и увеличивает или
поддерживает вероятность дальнейшего
появления именно такого действия. В примере
с ребенком, обучающимся плаванию, подкреплением
были сладости, выдававшиеся каждый раз
после правильного и успешного выполнения
конкретного задания.
Подкрепление может быть
как положительным (позитивным), так
и отрицательным (негативным).
Позитивное
подкрепление увеличивает вероятность
повторения того действия, после которого
оно проявилось: стакан воды является
позитивным подкреплением в том случае,
когда нас мучает жажда, так как, если при
этом мы возьмем его и выпьем, мы наверняка
потом в похожей ситуации сделаем то же
самое. Негативное подкрепление усиливает
то поведение, которое уменьшает или уничтожает
вероятность появления подобного подкрепления:
когда мы снимаем ботинок, натирающий
ногу, мы чувствуем облегчение и, скорее
всего, поступим так опять, то есть вновь
снимем его.
Негативное подкрепление по
своей сути нежелательно для
человека. Оно является тем самым
стимулом, от которого человек
или животное стремятся избавиться.
Положительные и отрицательные
последствия регулируют поведение.
Это основа скиннеровской теории;
он предположил, что любое поведение
может быть понято как нечто,
обусловленное позитивными и
негативными подкреплениями. Более
того, Скиннер утверждал, что возможно
объяснить любое поведение, если
обладать знаниями обо всех
предшествующих подкреплениях.
Первичные подкрепления — это стимулы,
которые заложены в нас с рождения. Им
не надо учиться в процессе жизнедеятельности,
они присутствуют изначально. Как правило,
первичные подкрепления тесно связаны
с физическими потребностями и стремлением
выжить. Примерами являются воздух, вода,
пища, кров.
Вторичные подкрепления —
это нейтральные стимулы, настолько
сильно ассоциирующиеся с первичными,
что в конце концов и сами
начинают действовать как подкрепления.
Яркий пример вторичного подкрепления
— деньги; они не обладают никакой
внутренней ценностью, но мы уже
ассоциируем их с разными первичными
подкреплениями. Деньги или конечная
перспектива получения денег
— это одно из наиболее широко
используемых в нашей культуре
подкреплений.
Эффективность
денег как подкрепления не ограничивается
человеческой расой. Опыты показали, что
шимпанзе могут работать за жетоны. Обезьян
научили опускать жетоны в автоматы, раздающие
бананы, или использовать жетоны для получения
другого вознаграждения. Когда обезьянам
запретили подходить к автоматам, они
продолжали работать, храня получаемые
жетоны до той поры, пока им опять не разрешили
пользоваться автоматами.
Ошибки
бихевиористов. Социобихевиоризм
Большинство
ученых США, изучающих агрессию и ее проявления,
являются приверженцами бихевиоризма.
Они хотя и отходят от взглядов Скиннера,
но все-таки считают, что объектом изучения
является не сам человек (как индивид),
а процесс совершения самого действия.
В этом они соглашаются с точкой зрения
Скиннера и также отрицают учение Зигмунда
Фрейда.
Ученые
считают, что человек использует силу
не просто так, а для того, чтобы добиться
максимального преимущества, такого положения
в обществе, которое он считает уважительным,
хотя оно на самом деле таким не является,
так как «уважение» основано на страхе.
Можно назвать
следующие основные ошибки бихевиористов:
1) они не
понимают того, что нельзя изучать
совершение какого-либо действия
с отрывом от конкретной личности;
2) они не
понимают того, что в одинаковых
условиях с применением одинаковых
«стимулов» может возникнуть множество
вариантов «реакции».
Социобихевиоризм.
Социобихевиоризм – это особое направление
бихевиоризма, которое сформировалось
в 1960-х гг. Собственно, новизной здесь было
то, что человек может приобретать опыт
не только на своих собственных ошибках,
но также изучая и анализируя ошибки других
людей, сопутствующие той или иной форме
поведения. Этот механизм является важнейшим
в процессе социализации, и на его основе
формируются основы агрессивного и кооперативного
поведения.
Чтобы лучше
проиллюстрировать это, ведущий психолог
Канады Альберт Бандура провел эксперимент
с четырехлетними детьми. Смысл эксперимента
состоял в том, что всех детей разделили
на 3 группы и всем им показывали один и
тот же фильм, но с разной концовкой. Главный
герой этого фильма занимался тем, что
избивал куклу. У фильма было три концовки,
которые показали соответствующим группам:
1) первой
группе показали концовку фильма,
где героя хвалили за такое
обращение с игрушкой;
2) второй
группе показали концовку фильма,
где героя, наоборот, ругали за такое
обращение с игрушкой;
3) третьей
группе показали концовку фильма,
где к поведению героя относились
нейтрально.
Затем детей
провели в комнату с игрушками. Среди игрушек
находилась такая же кукла, как и в фильме.
Среди детей, которые были во второй группе,
проявление агрессии по отношению к игрушке
было значительно меньше, чем у детей из
других групп, хотя они и помнили, как вел
себя герой фильма.
Альберт
Бандура сделал вывод о том, что наблюдение
формирует не только новые формы поведения,
но также и активизирует усвоенные до
этого формы.
Альберт
Бандура видел положительные явления
в том, что взрослый наказывает ребенка.
Взрослый, наказывая ребенка, проявляет
свою агрессивную форму поведения. И это,
как ни странно, находит свой положительной
отклик в подсознании ребенка: он усваивает
возможную форму агрессии.
Вместе
с тем Альберт Бандура был настроен против
средств массовой информации, а также
фильмов, пропагандирующих насилие, так
как они «обучают» ребенка агрессии.
И также
в социобихевиоризме опять утверждается
то, что человек формирует свое поведение
в соответствии с интересами того общества,
в котором он находится и живет.
Заключение
Таким образом,
бихевиоризм сделал предметом своего
исследования поведение. При этом под
поведением понималась объективно наблюдаемая
система реакций организма на внешние
и внутренние стимулы. Такое изменение
предмета исследования объяснялось задачей
сделать психологию объективной наукой.
Бихевиоризм
прошел путь от сугубо механистических
концепций до теорий, выдвигаемых современными
необихевиористами. Хотя некоторые аспекты
этого направления выглядят упрощенными
и неспособными объяснить поведение во
всей его полноте, главная заслуга его
– в том, что оно внесло в изучение человеческой
деятельности научную строгость и показало,
как ею можно управлять.
Бихевиоризм,
который продолжает оставаться живым
и действенным в современной психологии
— что особенно наглядно в прикладной
психологии, где методики модификации
поведения становятся все более популярными,
— отличается от того бихевиоризма, который
процветал в течение нескольких десятилетий,
с момента появления манифеста Уотсона
в 1913 году и до смерти Скиннера в 1990 году.
Но, как бы то ни было, бихевиоризм продолжает
свое существование в духе своего основателя.
Список литературы
Ждан А.Н. История психологии. От античности
до наших дней. - М.: Академический проект,
2004. - 576 с.
Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник
для вузов. - СПБ: Питер, 2008. - 583 с.
Марцинковская Т.Д. История психологии.
- М.: Академия, 2004. - 544 с.
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС,
2003. - Кн.1: Общие основы психологии. - 688
с.
Фрейджер Р. Радикальный бихевиоризм.
Б. Скиннер. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. -
128 с.