Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:18, реферат
В книге "Детство и общество" Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития Я (как говорят, на "восемь возрастов человека"). Согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии.
1. Теоретический монолог…………………………………………………………1
2. Размышление на тему…………………………………………………………….6
3. Что бы это значило?...............................................................................................8
4. В мире мудрых мыслей….………………………………………………………11
5. Статистика………………….…………………………………………………….13
6. Конспекты первоисточников……………………………………………………16
7. Мои открытия……………………………………………………………………18
8. Список литературы………………………………………………………………20
минобрнауки россии
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
РЕФЕРАТ (ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО)
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Общая психология.
ТЕМА: Вера, доверие и недоверие как базовые характеристики личности
Группа:
2011 - 2012уч.год
Содержание
1. Теоретический монолог…………………………………………………………1
2. Размышление на тему…………………………………………………………….6
3. Что бы это
значило?......................
4. В мире
мудрых мыслей….………………………………………
5. Статистика………………….………………………………
6. Конспекты
первоисточников………………………………………
7. Мои открытия………………………………………………
8. Список
литературы……………………………………………………
Теоретический монолог.
Теоретические формулировки веры, доверия и недоверия были введены Эриксоном и касаются развития Я (эго).В его работе отчетливо виден решительный сдвиг акцента от Оно к Я.[2] С позиции Эриксона, скорее именно Я составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривал Я как самостоятельную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация; параллельно идет развитие Оно и инстинктов. Подобный взгляд на природу человека, называется эго-психологией.
Эриксон развивает
новый взгляд относительно
Теория
развития Я охватывает все
жизненное пространство
Центральным для созданной Эриксоном
теории развития Я является положение
о том, что человек в течение
жизни проходит через несколько
универсальных для всего
В книге
"Детство и общество" Эриксон
разделил жизнь человека на
восемь отдельных стадий
Все восемь стадий развития в психологической теории Эриксона представлены в таблице 1.
Таблица 1
Восемь стадий психосоциального развития
Стадия |
Возраст |
Психосоциальный кризис |
Сильная сторона |
1. Орально-сенсорная |
Рождение – 1 год |
Базальное доверие – базальное недоверие |
Надежда |
2. Мышечно-анальная |
1 – 3 года |
Самостоятельность – стыд и сомнение |
Сила воли |
3. Локомоторно-генитальная |
3 – 6 лет |
Инициативность – вина |
Цель |
4. Латентная |
6 – 12 лет |
Трудолюбие – неполноценность |
Компетентность |
5. Подростковая |
12 – 19 лет |
Самотождественность Я – ролевое смешение |
Верность |
6. Ранняя зрелость |
20 – 25 лет |
Близость – изоляция |
Любовь |
7. Средняя зрелость |
26 – 64 года |
Продуктивность – застой |
Забота |
8. Поздняя зрелость |
65 лет – смерть |
Цельность Я – отчаяние |
Мудрость |
Одной из стадий психосоциального развития является интересующая нас стадия - младенчество: базальное доверие – базальное недоверие
Первая психосоциальная
стадия соответствует оральной
стадии по Фрейду и охватывает
первый год жизни. По Эриксону,
в этот период краеугольным
камнем формирования здоровой
личности является общее
Согласно Эриксону,
степень развития у ребенка
чувства доверия к другим
Таким образом,
чувство доверия не зависит
от количества пищи или от
проявлений родительской
Эриксон считает, что чувство недоверия может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания; когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности (скажем, возобновляет прерванную карьеру), или рожает следующего ребенка. Наконец, родители, придерживающиеся противоположных принципов и методов воспитания, или чувствующие себя неуверенно в роли родителей, или те, чья система ценностей находится в противоречии с общепринятым в данной культуре стилем жизни, могут создавать для ребенка атмосферу неопределенности, двусмысленности, в результате чего у него появляется чувство недоверия. Согласно Эриксону, поведенческими последствиями подобного неблагополучного развития являются острая депрессия у младенцев и паранойя у взрослых.
Основная предпосылка
психосоциальной теории
Как отмечает
Эриксон, здоровое развитие
Положительное
психосоциальное качество, приобретаемое
в результате успешного
Размышление на тему.
Представьте, что вы одолжили другу DVD с уговором: после просмотра он сам вернет его в прокат. Если вы узнаете, что друг забыл вернуть DVD, доверите ли вы ему диск в следующий раз? А вот другой сценарий: друг говорит, что вернул диск, но вы обнаруживаете DVD на его полке для телевизора. Даже если друг извинится и пообещает больше вас не обманывать – поверите ли вы ему? Вот в этом и заключается вопрос веры, доверия и недоверия. Скорее всего, вы не больше не доверите другу поручения такого типа. Но есть и такие люди, которые всё равно надеются, что друг поступит так, как они его попросили сделать. Они верят, что друг не подведёт их.
В действительности,
мы все сегодня не доверяем
друг другу, мы с опасением
относимся к тому, что кто-то
нам что-то предлагает, мы медлим
с принятием решения, мы
Именно из-за
того, что мы не можем довериться
друг другу, у нас так много
стрессов на протяжении всего
дня. Мы не можем расслабиться
и просто заниматься своим
делом, слишком много сил
Вступая во взаимодействие с другим, человек рассчитывает на взаимность собственной меры доверия мере доверия другого. Доверие к себе проявляется в способности человека "выходить за пределы себя", не вступая с собой в противоречие. Именно доверие к себе является основой для доверия окружающим нас людям.
Доверие выполняет важные функции в жизни человека:
Из этих функций
вытекает вывод о том, что
без доверия вообще невозможно
никакое общение. Не возможна
так же работа в коллективе,
ведь всю свою жизнь мы
Без веры в кого-либо, без доверия жизнь человека превратиться в сплошной стресс. Он не сможет поделиться своими мыслями, мечтами, фантазиями с кем-то. Все свои переживания он будет держать в себе. А всё это приведёт в итоге к психическому расстройству.
Что бы это значило?
Понятие веры можно рассматривать в совершенно различных смыслах: как мировоззренческий принцип, психологическую и гносеологическую установку, как нечто присущее исключительно религии. [4]
В вере прежде всего выражается мировоззренческая позиция человека. Вера, фактически, определяет все мировоззрение человека, центрирует его. И в этом смысле уничтожение веры грозит невозможностью осуществления человеком целеполагающей деятельности вообще, распадом духовного строя личности. Вера является важнейшим свойством сознания, определяющим духовное познание. Необходимость веры вытекает из положения человека в мире и наличия сознания как целостного феномена. Полностью быть заполненным знанием может лишь божественное сознание, человеческое же, по мере развертывания познания увеличивает и горизонт непознанного. Но для действий человека в мире и обоснования нравственности ему необходима абсолютная установка, исходящая из предположения, как будто бы он уже все познал, ему необходимо понятие конечной причины всего существующего и «абсолютное благо. Вера удовлетворяет этим требованиям.»
Дадим более полное определение вере: «Вера – состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определённой информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности. Вера характеризует способность индивида некритически принимать определённые взгляды на природу, общество, человеческое мышление, преимущественно как незыблемую, не нуждающуюся в доказательствах истину» («Философский словарь»)».
Доверие – это психическое состояние, в силу которого мы полагаемся на какое-либо мнение, кажущееся нам авторитетным, и потому отказываемся от самостоятельного исследования вопроса, могущего быть нами исследованным.
Доверие отличается
от веры. Вера превышает силу
внешних фактических и
Доверие, как
психическое состояние (
Основываясь на
современных представлениях о
формах веры, можно провести раздел
между верой и доверием как
двумя различными формами веры,
потому что в их основании
лежат психологически разные
акты. В основе доверия лежит
специфическое отношение
Информация о работе Вера, доверие и недоверие как базовые характеристики личности