Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:45, курсовая работа
Ученые из Чешской Республики считают, что хотя точных сведений относительно количества детей, испытывающих на себе жестокое обращение, нет, но теоретически не существует ни одного ребенка, который хотя бы раз не подвергся насилию того или иного рода. Такой вывод был сделан специалистами на основании следующих данных: с домашней тиранией, семейными скандалами и разводами встречается треть всех детей, с детской дедовщиной и жестокостью – каждый пятый ребенок, а каждый десятый страдает от насилия иных взрослых знакомых и незнакомых. Более того, по утверждениям европейских и американских исследователей, количество проявлений жестокого обращения с детьми в последние годы неуклонно растет.
1.Введение 3-5
2.Домашнее насилие-проблема общества 6-8
3.Формы и виды домашнего насилия над детьми 9-10
3.1.Физическое насилие 11-13
3.2.Сексуальное насилие 13-14
3.3.Моральная жестокость 15
3.4.Психологическое насилие 16-18
4.Истоки и причины насилия 19-21
5.Ответственность родителей 22
6.Циклический характер домашнего насилия 23
7.Борьба с сексуальными преступлениями в отношении детей 24
8.Рекомендации по выявлению жертв насилия, оказания
им помощи и профилактике жестокого обращения с детьми 25-27
9.Вывод 28-29
10.Список источников и литературы 30
Анализируя случаи
домашнего насилия, они
не являются биологически родными для ребенка;
часто конфликтуют в семье, импульсивны, эмоционально неустойчивы, имеют психические и личностные расстройства;
в детстве сами пережили насилие;
обладают низким уровнем
культуры и образования родителей,
а также социально-
воспитывают ребенка без супруга(и);
относительно молоды и неопытны, поэтому безразличны к состоянию и развитию ребенка;
склонны к злоупотреблению алкоголем либо приобщились к наркотикам;
обременены большим количеством детей.
Что касается жертв, то с высокой долей вероятности семейному насилию могут подвергаться дети:
нежеланные или рожденные вскоре после смерти предыдущего ребенка;
трудно вынашиваемые, часто болеющие и разлученные в течение первого года жизни с матерью, которая тяжело перенесла роды;
живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшим (погодки);
имеющие врожденные или приобретенные увечья, специфические особенности внешности, умственного (физического) развития, нарушения здоровья, в т.ч. сна, низкий интеллект и несформированные социальные навыки;
отличающиеся девиантным поведением, раздражающими привычками и такими чертами характера, как вспыльчивость, гиперактивность, непредсказуемость, замкнутость, равнодушие, требовательность, внушаемость и др.
Итак, факторы риска возникновения домашнего насилия в отношении детей группируются в характеризующие среду, т.е. семью, и детей. Замечено, что жестокое обращение с детьми больше распространено среди бедных и неимущих. Экономические факторы, к которым можно отнести плохие жилищные условия и недоступность квалифицированного медицинского обслуживания, ограничивают возможность заботы о ребенке и создают фон для жестокого обращения с ребенком.
Структура семьи также
является важной характеристикой, поскольку
дети, живущие с одним из родителей,
значительно больше рискуют оказаться
лишенными заботы вследствие трудовой
занятости взрослого или
Ребенок может способствовать насилию своей агрессивностью и импульсивностью, являющимися следствием плохого обращения. Гиперактивные дети более возбудимы и менее охотно выполняют правила, что раздражает взрослых и провоцирует их на насилие. В свою очередь ребенок, подражая родителям и желая предотвратить жестокое обращение по отношению к себе, демонстрирует такую же агрессивность. В результате создается порочный круг.
Отдельным объектом внимания российских (С.В. Ильина, А.Д. Кошелева, О.С. Лобза, Е.Т. Соколова) и зарубежных ученых стали “сензитивные к насилию” возрастные периоды развития ребенка. По данным проведенного в США общенационального исследования, такими периодами являются дошкольный и подростковый возраст. Так, случаи плохого ухода со стороны родителей фиксировались преимущественно в отношении дошкольников: 23% случаев касались детей от рождения до 2 лет. Объясняется это тем, что период младенчества и раннего детства, когда ребенок наиболее беспомощен и зависим от взрослых, бывает самым стрессовым временем и для большинства родителей, особенно для склонных к злоупотреблению алкоголем.
Непрекращающийся крик
и раздражительность младенца
приводят к уменьшению
Жертвами же физического
насилия в семье зачастую
По половому признаку
пострадавшие различаются
От сексуального
Перечисленные выше
факторы риска не обязательно
оборачиваются прямой
Вред для социально-психологического развития личности.
Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают существенные трудности социализации: у них нарушены социальные связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет среди сверстников и ровесников. Решение своих социальных проблем дети, являющиеся жертвами насилия, нередко находят в криминальной среде, а часто это сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.
Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушиться половая ориентация.
Также важны и общественные социально-экономические потери от насилия над детьми.
Это, прежде всего, потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, соответственно – это утрата их и как будущих родителей, что, безусловно, отрицательно сказывается на воспроизводстве населения. Наряду с этим, – это потери в их лице полноценных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого культурного, образовательного уровня, криминального поведения.
Испытавшие периодическое и систематическое насилие и жестокость дети впоследствии испытывают трудности в создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы, поэтому, для общества – это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых и физически и нравственно детей.
Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.
Ответственность родителей
Родитель, посягающий на половую неприкосновенность своего ребенка, может быть лишён родительских прав. (Ст. 69 СК РФ)
Родитель, не исполнивший обязанности по защите прав своего ребёнка на половую неприкосновенность и половую свободу, подлежит административной ответственности. Данное правонарушение рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, и в случае установления вины родителей, им может быть вынесено предупреждение или на них может быть наложен административный штраф в размере от 100 до 500 рублей. (Статья 5.35, статья 23.2 КОАП РФ)
Борьба с сексуальными преступлениями в отношении детей.
Борьбой с сексуальными преступлениями
против детей занимаются во многих
странах. Однако, как утверждает Игорь
Кон, «во всем мире под флагом защиты
детей нередко выступают
В США Иммиграционная и таможенная полиция (ICE) только с июля 2003 по август 2004 года арестовала около 4 тыс. подозреваемых и их сообщников. Под эгидой ICE существует международный проект «Операция „Хищник“» (англ. Operation Predator) для обеспечения безопасности детей от насильников, педофилов, торговцев людьми, секс-туристов и торговцев порнографией.
В США данные обо всех преступниках, когда-либо совершивших сексуальные преступления, являются общедоступными. Любой житель США имеет право узнать, живут ли такие преступники вблизи его дома или работы. На специальных сайтах штатов публикуются имена, фотографии и адреса лиц, ранее осужденных за изнасилование, совращение малолетних и другие преступления. 29 июня 2006 года начал работу «Национальный публичный реестр сексуальных преступников» — общеамериканская онлайновая база данных лиц, совершивших сексуальные преступления, к которой присоединились все 50 штатов.
В июне 1997 года суд в Майнце оправдал всех обвиняемых по самому громкому в истории Германии процессу, в ходе которого 24 мужчин обвиняли в совращении 16 детей. «Несомненно, все эти дети — жертвы, — заключил председатель суда. — Они жертвы этого процесса и тех, кто его затеял». В связи с этим психологи призывают к осторожности.
Дети младшего возраста очень внушаемы. Если взрослый повторяет один и тот же вопрос, они отвечают положительно. В одном эксперименте в Корнельском университете трехлетние дети подвергались медицинскому осмотру, врач их раздевал, но не прикасался к гениталиям. Все снималось на видео. После этого детей спрашивали, показывая половые органы на кукле: «А тут доктор тебя трогал?» — 38 % детей ответили «да». Без куклы, при вопросе на «детском» языке, количество ложных ответов достигло 70 %.
Расследовать подобные дела должен не простой следователь, а квалифицированный детский психолог. Излишняя истеризованность общества столь же опасна, как и его недоинформированность о проблеме. В результате гипертрофии законодательной инициативы страдают невинные люди и общество в целом, родители начинают избегать телесных контактов с детьми (что крайне неблагоприятно для психоэмоционального развития ребёнка),взрослые опасаются выражать свои симпатии детям, в школах не остается учителей-мужчин, страдает половое просвещение подростков.
В то же время дним из наиболее эффективных средств профилактики сексуальной преступности против детей является половое просвещение детей, позволяющее ребёнку правильно оценить намерения преступника и вовремя прервать контакт, а также не стесняться звать на помощь или сообщать о свершившемся преступлении. По оценкам криминологов, незарегистрированная сексуальная преступность составляет более 90 %.Количество лиц, заявивших властям о сексуальном насилии
Циклический характер домашнего насилия
Теория о циклическом характере домашнего насилия была представлена в 1970-е годы американской исследовательницей Ленор Уолкер (англ. Lenore Walker) и на сегодняшний день является общепринятой. Согласно её концепции, домашнее насилие — это повторяющийся с увеличением частоты цикл действий, включающий в себя 4 стадии:
1.Нарастание напряжения
в семье. Возрастает
2.Насильственный инцидент.
Происходит вспышка жестокости
вербального, эмоционального
3.Примирение. Обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на жертву, иногда отрицает произошедшее или убеждает жертву в преувеличении событий («раздувании из мухи слона»).
4.Спокойный период в
отношениях («медовый месяц»). Насильственный
инцидент забыт, обидчик
После «медового месяца» отношения возвращаются на первую стадию, и цикл повторяется. С течением времени каждая фаза становится короче, вспышки жестокости учащаются и причиняют больший ущерб. Жертва не в состоянии урегулировать ситуацию самостоятельно.
В редких случаях имеют место единичные вспышки домашнего насилия (например насилие на свиданиях), не соответствующие вышеприведенной теории.