Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 13:06, контрольная работа
В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отра-жательной функции мозга — эмоции (от лат. emoveo - возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.
В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. д.).
Введение……………………………………………………………………………..4
Виды эмоций………………………………………………………………………..5
Отражательно оценочная роль эмоций…………………………………………..6
Управляющая роль эмоций……………………………………………………….6
Проявление эмоций и управление ими…………………………………………...9
Эмоции и личность………………………………………………………………..14
Расположение эмоций по выражению лица…………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………………20
Список литературы………………………………………………………………..21
Расположение эмоций по выражению лица
Полноценное общение между людьми невозможно
без понимания, взаимовлияния, взамооценивания
друг друга. При любом взаимодействии
людей в первую очередь необходимо правильное
понимание реакций другого человека, владение
средствами, позволяющими различать свойства
и состояния партнеров.
Любые человеческие отношения основаны
на эмоциях, а эмоции обнаруживаются другими
в основном с помощью внешних выражений.
Выражение лица занимает центральное
положение в экспрессивном поведении.
Лицо как канал невербальной коммуникации
является ведущим средством общения, передавая
эмоциональный и содержательный подтекст
речевых сообщений, оно служит регулятором
самой процедуры общения партнеров.
Мимика человека рассматривается как
продукт нервной деятельности, как ответ
на сигналы из соответствующих отделов
центральной нервной системы. Связь экспрессии
лица с корой головного мозга позволяет
человеку осознавать и направлять свои
мимические реакции, в результате чего
мимика человека стала важнейшим инструментом
общения.
Важность мимической активности по сравнению
с пантомимической в эмоциональной коммуникации
увеличивается с фило- и онтогенетическим
развитием. В филогенезе эти изменения
параллельны эволюции мускулатуры лица.
Мимика и жесты как элементы экспрессивного
поведения являются одной из первых систем,
усваиваемых в детстве. Появление у ребенка
без специального обучения понятных жестов
и выражений лица указывает на то, что
способы выражения эмоций заложены в человеке
генетически.
Развитие и совершенствование мимики
идет вместе с развитием психики начиная
с младенческого возраста, а с ослаблением
нервно-психической возбудимости в старческом
возрасте мимика слабеет, сохраняя черты,
наиболее часто повторявшиеся в жизни
и поэтому глубже врезавшиеся во внешний
облик лица.
Приобретая с раннего детства определенный
опыт общения с людьми, каждый человек
может с той или иной степенью достоверности
определять эмоциональные состояния окружающих
по их выразительным движениям и, прежде
всего по выражению лица.
Известно, что человек может контролировать
свои выразительные движения, поэтому
проявления эмоций используются людьми
в процессе общения, выступая в качестве
невербальных коммуникативных средств.
Существуют большие различия между людьми
в возможности владения эмоциональными
проявлениями (от полного невладения (при
психических нарушениях) до совершенства
у талантливых актеров).
В течение жизни у человека формируется
некая система эталонов, с помощью которой
он и оценивает других людей. Последние
исследования в области распознавания
эмоций показали, что на возможность человека
понимать других влияют целый ряд факторов:
половозрастные, личностные, профессиональные
особенности, а также принадлежность человека
к той или иной культуре.
Заключение
Целый ряд профессий предъявляет к человеку
требования умения управлять своими эмоциями
и адекватно определять выразительные
движения окружающих его людей. Понимание
реакций других людей и правильное реагирование
на них в условиях совместной деятельности
– неотъемлемая часть успешности во многих
профессиях. Неспособность договориться,
понять другого человека, войти в его положение
может привести к полной профессиональной
некомпетентности. Умение разбираться в многочисленных
нюансах эмоциональных проявлений и воспроизводить
их необходимо людям, посвятившим себя
искусству (актерам, художникам, писателям).
Понимание и умение воспроизводить - важнейший
этап обучения актеров искусству интонаций,
мимики, жестов.
Современная практика психологической
подготовки людей к различным видам деятельности,
их социальное обучение позволяет развить
навыки компетентности в общении, важнейшей
составляющей которой является восприятие
и понимание людьми друг друга.
Список литературы
1. Психология.
Учебник для технических вузов
вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.:
Питер, 2000. – 608 с.: ил. – (Серия «Учебник
нового века»).
2. Психология. Учебник. / Под редакцией
А.А. Крылова. – М.: «Проспект», 2000. – 584
с.
3. Психология: Учеб. для студ. высш. пед.
учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы
психологии. – 688с.
4. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология.
Нейроанатомия. Психология эмоций. — М.,
1981. (Что такое эмоция: 10-39.)