Виды памяти и их особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 15:09, реферат

Краткое описание

Память - это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом. - Д. Локк
Память подобна населенному нечистой силой дому, в стенах которого постоянно раздается эхо от невидимых шагов. В разбитых окнах мелькают тени умерших, а рядом с ними - печальные призраки нашего былого "я". - Д.К. Джером

Содержание

1. Введение 2
2. Основные процессы памяти 4
3. Особенности функционирования памяти 5
4. Механизм памяти 7
5. Классификация памяти 8
6. Индивидуальные различия памяти и людей 14
7. Рекорды памяти 17
8. Заключение 18
9. Используемая литература 19

Вложенные файлы: 1 файл

память.docx

— 39.78 Кб (Скачать файл)

• Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

• Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.

• Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

• Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источники исходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки  информации.

По характеру участия воли в  процессе запоминания и воспроизведения  материала память делят на произвольную и непроизвольную .

В первом случае перед человеком  ставится специальная мнемоническая  задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение), осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

Рассмотрим теперь некоторые особенности  и взаимосвязь двух основных видов  памяти, которыми человек пользуется в повседневной жизни: кратковременной и долговременной.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию  к сохранению в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется механическая память, ее возможности. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. Это, в частности, происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такой информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему предъявляется непрерывно и последовательно.

Переход информации из кратковременной  памяти в долговременную  связан с рядом особенностей. В кратковременную  память попадают последние 5 или 6 единиц информации, поступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из кратковременной в долговременную память такого количества информации, которое превышает индивидуальный объем кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.

 

 

  1. Индивидуальные различия памяти у людей

 

Память у людей различается  по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования  отдельных видов памяти - зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные  области доминируют, выделяют следующие  индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную  и разнообразные их сочетания.

Один человек для того, чтобы  лучше запомнить материал, обязательно  должен его прочесть, так как при  запоминании и воспроизведении  ему легче всего опираться  на зрительные образы. У другого  преобладают слуховое восприятие и  акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз  увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения, и ему  можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание  какими-либо движениями.

"Чистые" виды памяти в смысле  безусловного доминирования одного  из перечисленных крайне редки.  Чаще всего на практике мы  сталкиваемся с различными сочетаниями  зрительной, слуховой и двигательной  памяти. Типичными их смешениями  являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая  и двигательно-слуховая память. Однако  у большинства людей все же  доминирующей выступает зрительная  память.

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые  чаще всего используются. Большой  отпечаток на этот процесс накладывает  профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая  смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита  память на лица.

Процессы памяти тесным образом  связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они  определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение определяет избирательный характер памяти. Мы обычно запоминаем то, что для нас интересно и эмоционально значимо. Эмоционально насыщенное будет лучше запоминаться, чем эмоционально нейтральное.

Существенную роль в памяти помимо эмоционального характера впечатления  может играть общее состояние  личности в момент получения этого  впечатления, а также ее физическое состояние в целом. То, что память теснейшим образом связана с  физическим состоянием, доказывают случаи болезненного нарушения памяти. Практически  во всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собой  кратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые  в своих особенностях отражают расстройства личности больного.

Каждодневные изменения нашего поведения связаны с тем, что  в какой-то момент времени мы что-то помним и что-то забываем о себе. Существуют, по-видимому, не очень заметные, но похожие на болезненные расстройства нормальной человеческой памяти, которые  мы не замечаем так же, как и акцентуации  характера. В жизни нередко проявляются  те же расстройства памяти, которые  в крайне выраженной форме наблюдаются  у больных, поэтому важно иметь  представление о типичных таких  нарушениях.

По динамике протекания мнемических  процессов амнезии делятся на ретроградную, антероградную, ретардированную. Ретроградная амнезия представляет собой забывание прошлых событий; антероградная - невозможность запоминания  на будущее; ретардированная амнезия - вид изменения памяти, связанный  с сохранением в памяти событий, пережитых во время болезни, и  последующим их забыванием. Еще один вид амнезий – прогрессивная - проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до ее полной потери. При этом вначале утрачивается то, что неустойчиво в памяти, а затем и более прочные воспоминания.

Склонность к забыванию неприятного  широко распространена в жизни. Особенно часто такое мотивированное забывание чего- либо проявляется, если оно связано с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.

Память человека не является постоянной, а изменяется в течение жизни. Рассмотрим типичные изменения, происходящие в памяти по мере социализации индивида. С раннего детства процесс  развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям.

Во-первых, начинают действовать аффективная (эмоциональная) и механическая (моторная, двигательная) память, которая постепенно дополняется и замещается логической и образной.

Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств.

В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

Кроме того и сами средства-стимулы  для запоминания подчиняются  некоторой закономерности: сначала  они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование  для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук, записей и  т.п.), а затем становятся внутренними (речь, чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания  центральная роль принадлежит речи, которая также из чисто внешней  функции общения все больше превращается во внутреннюю.

 

 

  1. Рекорды памяти

 

Исключительная долговременная память была у Наполеона. Однажды, еще, будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия он еще мог цитировать выдержки из нее. Он знал многих солдат своей армии не только в лицо, но и помнил, кто храбр, кто стоек, кто сообразителен.

Академик А.Ф. Иоффе пользовался  таблицей логарифмов по памяти, а великий  русский шахматист А. А. Алехин мог  играть по памяти «вслепую»  с 30-40 партнерами одновременно. Что иллюстрирует у  них великолепную зрительную память.

  Феноменальной «фотографической»  памятью обладал брат А. С.  Пушкина — Лев Сергеевич. Его  память сыграла спасительную  роль в судьбе пятой главы  поэмы «Евгений Онегин». А.  С. Пушкин потерял ее по дороге  из Москвы в Петербург, где  собирался отдать ее в печать, а черновик главы был уничтожен.  Поэт послал письмо брату на  Кавказ и рассказал о случившемся.  Вскоре он получил в ответ  полный текст потерянной главы  с  точностью до запятой:  его брат один раз слышал  ее и один раз читал.

С.В. Шерешевский мог повторить  без ошибок   последовательность из 400 слов через 20 лет. Один из секретов его памяти состоял в том, что  у него восприятие было     комплексным, синестетическим. Образы — зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные — сливались для него в единое целое.   Шерешевский слышал свет и видел звук, он воспринимал на вкус    слово и цвет. «У вас  такой желтый и рассыпчатый голос», — говорил он. Синестезия отмечалась у Н. А. Римского-Корсакова,    А. Н. Скрябина, Н. К. Чюрлениса. У всех у них зрение было связано со слухом. Римский-Корсаков считал, что «ми-мажор» — синий, «ми-минор» — сиреневый, «фа-минор» — серовато-зеленый, «ля-мажор» — розовый. У Скрябина звук порождал переживание цвета, света, вкуса  и даже прикосновения. У. Диаманди, обладавший уникальными способностями к  счету, также считал, что запоминать цифры и оперировать ими помогает их цвет, а процесс вычисления представлялся  в виде бесконечных симфоний цвета.

 

  1. Заключение

 

В ходе анализа научной  и методической литературы было установлено  следующее:

- память - это совокупность процессов  запоминания, сохранения и последующего  воспроизведения индивидом его  опыта;

- история исследования сущности  процессов запоминания перекликается  с историей развития психологии. Собственные взгляды на развитие  памяти сложились в гештальтпсихологии, бихевиоризме, гуманистической психологии;

- физиологически процессы памяти  основаны на устойчивости связей  в цепях нейронов;

- принято выделять двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую, произвольную, непроизвольную, долговременную  и краткосрочную память;

- память характеризуется готовностью,  динамичностью и помехоустойчивостью;

- индивидуальные различия в  памяти проявляются также в  том, что у одних людей более  продуктивно закрепляется образный  материал (предметы, изображения, звуки,  цвета и т.п.), у других - словесный  материал (понятия, мысли, числа  и т.п.), у третьих - не замечается  явного преимущества в запоминании  определенного материала;

- выделяют физические и фармакологические  способы по совершенствованию  памяти. Помимо них важным фактором  является полноценное развитие  всех остальных психических функций  человека в процессе взросления, успешная социализация, полноценное  обучение и воспитание;

- недостатки в развитии памяти  нивелируются за счет использования  специальных методик и упражнений.

 

Информация о работе Виды памяти и их особенности