Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 13:33, реферат
Термин «дизонтогенез» (от греч., «dys» — приставка, означающая отклонение от нормы, «ontos» — сущее, существо, «genesis» — развитие) впервые был употреблен Й. Швальбе в 1927-м году для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального хода развития. В отечественной дефектологии данные состояния объединяются в группу нарушений (отклонений) развития.
НОУ
ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,
БИЗНЕСА И ПРАВА
Контрольная работа по дисциплине: «Специальная психология»
Реферат на тему:
«Виды
психического дизонтогенеза».
Ростов-на-Дону
2010г.
Определение понятия
Термин «дизонтогенез» (от греч., «dys» — приставка, означающая отклонение от нормы, «ontos» — сущее, существо, «genesis» — развитие) впервые был употреблен Й. Швальбе в 1927-м году для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального хода развития. В отечественной дефектологии данные состояния объединяются в группу нарушений (отклонений) развития.
В настоящее время понятие «дизонтогенез» включает в себя также постнатальный дизонтогенез, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. В широком смысле слова термин дизонтогенез — отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие. Психический дизонтогенез — нарушение психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер и различных компонентов внутри отдельных сфер.Данные состояния сравнительно хорошо исследованы и представлены в ряде работ отечественных ученых (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, 1973; Б. В. Зейгарник, 1999; В. В. Лебединский, 1985; Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров, 1990; Г. Е. Сухарева, 1960; С. Я. Рубинштейн, 1999), изучавших клинико-психологические и психодиагностические аспекты этой проблемы.
Основными проявлениями психического дизонтогенеза являются ретардация, акселерация и асинхрония развития.
Ретардация — незавершенность отдельных этапов развития, при которой не происходит смены более ранних форм развития более прогрессивными. Характерна для олигофрении и ЗПР. Например, Р. Е. Левиной в 1936-м году описаны примеры общего речевого недоразвития, когда происходит не своевременный переход от автономной речи к обычной, а расширение самой автономной речи (Словарь по коррекционной…, с. 89).
Акселерация — ускорение роста и развития детей и подростков, а также наступление половой зрелости в более раннем возрасте (Словарь по коррекционной…, с. 12).
С асинхронным
развитием мы встречаемся относительно
чаще в случаях соматических и ментальных
дефектов. Довольно часто одним из первых
симптомов асинхронии развития является
изменение успеваемости в школе. К. Вагнер
(1970) доказал, что синхронность развития
обеспечивает относительно хорошую успеваемость
в школе у ускоренных и замедленных (ретардированных)
индивидов, в то время как асинхронное
протекание созревания бывает сопряжено
с понижением успеваемости в школе (Й. Шванцара
и колл., 1978, с. 22). Неравномерность в развитии
проявляется не только в области учения,
но и создает условия для нейропсихологической
неустойчивости, которая может в это время
проявляться в повышенной тенденции к
невротическим реакциям. Также и процесс
социализации поведения может быть временно
нарушен при состояниях асинхронии.
Виды психического дизонтогенеза
Ранние нарушения развития ЦНС могут быть вызваны как биологическими, так и социальными факторами.
К биологическим факторам дизонтогенеза относятся:
К социальным факторам дизонтогенеза относятся:
Выделяют следующие виды психического дизонтогенеза у детей.
Недоразвитие. Наиболее типичной моделью психического недоразвития являются состояния олигофрении. Олигофрения (от греч. «olygos» — малый, «phren» — ум) — особая форма психического недоразвития. Она выражается в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды. По образному выражению французского психиатра Жанна Э.-Д. Эскироля, олигофрен — бедняк от рождения, в то время как дементный — это разорившийся богач.
В зависимости от степени интеллектуальной недостаточности у детей-олигофренов различают три группы состояний: наиболее тяжелая — идиотия, менее тяжелая — имбецильность и относительно легкая — дебильность. Если две первые (глубокая и выраженная) степени психического недоразвития нуждаются преимущественно в социальной опеке, то легкая степень недоразвития — дебильность — позволяет обучать такого ребенка по программе вспомогательной школы, проводить с ним воспитательную работу и профессиональную подготовку по несложным видам труда. По окончании вспомогательной школы подавляющее большинство умственно отсталых детей в дальнейшем относительно благополучно адаптируются в социальной среде. В то время как субъекты с такой же или меньшей степенью интеллектуального снижения, не прошедшие специального обучения и воспитания имеют плохую социальную адаптацию.
Помимо дифференциации олигофрений по степени снижения интеллекта, приведенной выше, существуют и другие. В частности клинико-физиологическая классификация олигофрений, представленные в работах С. С. Мнухина и Д. Н. Исаева (1965) и Д. Е. Мелехова (1965). В педагогическом плане наиболее приемлемой является классификация олигофрений по М. С. Певзнер, предложенная в 1959-м году и доработанная к 1979-му году. Автор (М. С. Певзнер, 1979) выделяет пять основных форм состояния:
Задержка психического развития. Эта группа состояний встречается значительно чаще, чем олигофрении. В данном случае речь идет не о необратимом недоразвитии психики, а о замедлении темпа ее развития. Задержка психического развития (ЗПР) выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости.
Различают ЗПР конституционного происхождения (гармоничный инфантилизм); ЗПР на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности и на ранних этапах жизни ребенка; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения. ЗПР следует отличать от олигофрении и педагогической запущенности. Необходимо отметить, что автор приведенной выше этиологической типологии ЗПР К. С. Лебединская, считает, что ЗПР психогенного происхождения лишь условно можно относить к группе ЗПР. Эту форму ЗПР трудно дифференцировать с педагогической запущенностью.
Согласно исследованиям Л. И. Переслени и Л. Ф. Чупрова, в психологической картине ЗПР выявляется два базисных синдрома:
Если при психофизическом
инфантилизме на первый план выступают
недостатки регуляции поведения
и деятельности, то при ЗПР церебрально-
ЗПР имеет относительно
благоприятную динамику в плане
обучения и воспитания такой категории
детей. Многие из них при адекватном
индивидуальном подходе способны удовлетворительно
осваивать программу обучения массовой
школы. Однако большая часть детей
с ЗПР обучаются по рекомендации
психолого-медико-
Поврежденное психическое развитие. Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. Для дифференциальной диагностики с олигофренией имеют принципиальное значение указание на первоначально правильное и своевременное развитие ребенка до периода перенесенной инфекции, интоксикации или травмы мозга и хронологическая связь психического снижения с перенесенной вредностью. В неврологическом статусе чаще отмечаются локальные знаки (парезы, параличи, судорожные припадки).
Характерной моделью
поврежденного психического развития
является органическая деменция. Структура
дефекта при органической деменции
определяется в первую очередь фактором
повреждения мозговых систем в отличие
от клинико-психологической
Б. В. Зейгарник (1962) выделяет три преимущественных нарушения мышления при органической деменции у взрослых больных:
Г. Е. Сухарева (1965), исходя из специфики клинико-психологической структуры, выделяет четыре типа органической деменции у детей. Первый тип характеризуется преобладанием низкого уровня обобщения. При втором типе на передний план выступают грубые нейродинамические расстройства, резкая замедленность и плохая переключаемость мыслительных процессов, тяжелая психическая истощаемость, неспособность к напряжению. Отмечаются нарушение логического строя мышления, выраженная наклонность к персеверациям. При третьем типе органической деменции более всего выступает недостаточность побуждений к деятельности с вялостью, апатией, резким снижением активности мышления. При четвертом — в центре клинико-психологической картины находятся нарушения критики и целенаправленности пространственных представлений, недоразвитию психомоторной сферы. Прогноз и коррекционные возможности у таких детей индивидуальны и зависят от ряда факторов, таких как степень нарушения зрения и время возникновения дефекта, уровень интеллектуального развития ребенка, своевременности коррекционного обучения и успешности тифлотехнической коррекции.
Глухие дети — с глубокими, стойкими двусторонними нарушениями слуха, врожденными или приобретенными в раннем детстве. Среди глухих выделяют две категории детей: глухие без речи (ранооглохшие) и глухие, сохранившие речь (позднооглохшие).
Слабослышащие дети — с частичным снижением слуха, приводящим к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с понижением слуха от 15—20 дБ до 75 дБ.
Дефицитарность развития таких субъектов определяется прежде всего нарушением речевого развития и, вследствие этого, вторичной задержкой психического развития. Как и в случаях детей с нарушением зрения, здесь также играют первостепенную роль время возникновения дефекта, степень его выраженности, наличие и своевременность коррекционного воздействия.
Общим для любого вида дефицитарного развития является своеобразие в развитии и формировании личности. Последнее может проявляться и как следствие основного дефекта, затрудняющего полноценный контакт со сверстниками и другими людьми, так и как результат неправильного воспитания. Согласно Л. С. Выготскому, любой телесный недостаток, будь то слепота, глухота или умственная отсталость реализуются как социально ненормальное поведение. Образуется своеобразный социальный вывих. Изменяется отношение окружающих людей по отношению к дефективному ребенку, изменяется и его отношение к окружающему миру. Основная задача коррекционной педагогики — вправить социальный вывих.