Виды эмоционального состояния человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 23:27, реферат

Краткое описание

Эмоции влияют на человека в целом, и каждая эмоция влияет на субъект по-разному. Эмоции воздействуют на уровень электрической активности мозга, степень напряжения мышц лица и тела, на функционирование эндокринной, кровеносной и дыхательной систем. Эмоции могут изменять восприятие окружающего мира от яркого и светлого к тёмному и угрюмому, наши мысли от творческих к меланхолическим и наши действия от неловких и неадекватных к искусным и целесообразным.
Эмоция может рассматриваться как изменённое или особое состояние сознания. Она может существовать относительно независимо от других состояний сознания, но обычно взаимодействует с ними и влияет на сосуществующие состояния или процессы в сознании.

Содержание

1. Вступление 3
2. Эмоциональные процессы 5
3. Роль эмоций 9
4. Виды эмоций - интерес 13
- радость 15
- удивление 17
- страдание 19
- гнев 21
- отвращение 23
- презрение 25
- страх 27
- стыд 33
5. Заключение 37
6. Список использованной литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Напряженность имеет  более высокое значение в ситуации страха по сравнению с другими  эмоциональными ситуациями. Таким образом, страх является наиболее опасной  из всех эмоций. При слабой и средней  интенсивности от часто взаимодействует  и с положительными и с отрицательными эмоциями. Страх возбуждается резким возрастанием частоты нейронной импульсации. На нейрофизиологическом уровне страх имеет некоторые компоненты, общие с удивлением и возбуждением, во всяком случае в первоначальных стадиях возникновения эмоционального процесса.

Существуют как врожденные (природные), так и приобретенные (культурные) причины или стимулы  для страха. Порог возникновения  страха, так же как и пороги возникновения  других фундаментальных эмоций, находится  под влиянием индивидуальных различий, имеющих биологическую основу, индивидуального опыта и общего социокультурного контекста происходящего. Врожденные пусковые механизмы или естественные причины страха включают одиночество, незнакомость, высоту, неожиданное приближение, неожиданное изменение стимула и боль. Широко распространенная боязнь животных, незнакомых объектов и незнакомых людей рассматриваются многими исследователями как производные от естественных причин.

Многие из приобретенных  или социокультурных факторов, которые вызывают страх или оказывают на него влияние, несут на себе отпечаток связи с врожденными или естественными причинами или их непосредственными производными. Страхи, вызываемые социокультурными причинами, могут быть приобретены в процессе травматического обусловливания или же путем подражания взрослому, который выступает в качестве модели страха.

Причины страха также  включают некоторые потребностные  состояния, например, боль, и другие эмоции. Страх в результате научения может вызвать любая эмоция. Страх может вызываться когнитивными процессами, когнитивные конструкции представляют собой один из источников беспредметного страха.

Ощущение страха может  варьировать от неприятного предчувствия до ужаса. При страхе человек чувствует  неуверенность, незащищенность и нависшую угрозу.

Взаимодействие страха с другими эмоциями может также  оказывать большое влияние на личность и поведение. Взаимодействие между страхом и страданием может  усилить проблемы, возникающие при  формировании личности, и затормозить  её развитие. Сильная связь между страхом и страданием может снизить способность человека сочувствовать страданию других людей.

Взаимодействие страха и презрения может привести к  неверию в себя и даже боязни себя. Сильная связь между страхом  и стыдом может привести к параноидальной шизофрении. Существуют способы снижения и контроля страха. Они основываются в основном на теории научения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стыд

Стыд – отрицательное  эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных  помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облик).

Дарвин и многие другие исследователи стыда отмечали, что, стыдясь, человек испытывает повышенные чувства самосознания, самопонимания, самоконтроля. При стыде все сознание человека заполняется им самим. Он осознает только себя или те черты, которые кажутся ему сейчас неадекватными, неприличными. Как будто что-то, скрываемое от посторонних глаз, неожиданно оказалась выставленным на всеобщее обозрение. В то же время чувствуется общая несостоятельность, некомпетентность. Люди забывают слова, делают неверные движения. Стыдящийся человек нередко заикается, становится неуклюжим, преувеличенно гримасничает. Возникает ощущение, что человек больше не может ни воспринимать, ни думать, ни действовать. Стыдясь, человек видит в других источник насмешки и презрения.

Некоторые исследователи  считают, что только те препятствия  вызывают стыд, которые предопределяют неудачу в отношении Я –  идеала, стыд возникает только при наличии эмоционального контакта с другим человеком, чьи мнения и чувства значимы для индивида. Презрение, насмешка могут активизировать чувство стыда. Дарвин считал, что стыд наиболее часто вызывается критикой, но может возникнуть и в ответ на похвалу.

Так же как и с остальными эмоциями. Для разных людей ситуации, вызывающие стыд, различны. То, что вызывает у одного стыд, другого будоражит, третий сердится и становится агрессивным, у кого-то появится страх и сострадание. Даже один и тот же человек в одной ситуации лишь испытывает стыд, а при несколько изменившихся условиях даст другую реакцию.

Так как эмоции- продукт  эволюционно-биологического наследства, естественно сделать вывод о  том, что каждая эмоция выполняет  врожденно адаптивную функцию в развитии человечества. Приспособительную роль некоторых эмоций понять довольно легко, но роль стыда не так очевидна. Стыд, возможно, выполняет некоторые жизненно важные функции для индивида. Прежде всего стыд делает человека сенситивным к чувствам и оценкам окружающих, что направлено на сближение сообщества. Избегание стыда может быть довольно мощным мотивом поведения. Сила его определяется тем, насколько высоко человек ценит свое достоинство и честь. Угроза стыда даже заставляет множество людей рисковать своей жизнью. Кроме того, причиной закрепления стыда в эволюции была его роль в развитии навыков и умении, необходимых для выживания индивида и общества. Во избежании стыда от осознания своей бесполезности индивид развивает свои способности. Индивиды с более высокими и разносторонними способностями содействуют процветанию и усилению жизнеспособности общества. Увеличивая чувствительность индивида к мнениям и чувствам других, стыд способствует социальной ответственности. Кроме того эмоция стыда играет роль в регуляции сексуальных отношений и в облегчении развития умения и компетентности.

Противоборство и победа над стыдом могут увеличивать  чувство личностной идентичности и  свободы. Для борьбы со стыдом люди используют защитные механизмы отрицания, подавления и самоутверждения. Часто  переживаемый стыд может вести к  страданию и депрессии.

Установки в отношении стыда очень широко варьируются в разных культурах.

Должным образом преодоленный стыд может играть положительную  роль в саморазвитии и самоусовершенствовании. Поскольку он привлекает внимание к  Я или некоторым аспектам Я, размышления  по поводу переживания стыда могут увеличить самопознание Я.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 Целостное определение  эмоций должно учитывать характер  её переживания, включать неврологический  и экспрессивный компоненты. Эмоции  возникают как результат изменений в нервной системе, и эти изменения могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними событиями. Интенсивные эмоциональные состояния привлекают внимание не только учёных, но наука об эмоциях не должна останавливаться на изучении преходящих состояний. Существуют устойчивые индивидуальные различия в частоте, с которой люди испытывают различные эмоции, и эти различия могут анализироваться в терминах эмоциональных черт или эмоциональных порогов.

Непротиворечивые межкультурные  факты подтверждают сформулированный сто с лишнем лет назад тезис Дарвина о врождённости и универсальности эмоций, как внутрииндивидуальных процессов. Это означает, что эмоции имеют врождённые нейронные программы, универсально понимаемую экспрессию и общие переживаемые качества.

Эмоции удобно подразделять на положительные или отрицательные на основе особенностей их переживания и сенсорных характеристик. Однако любая эмоция (например, радость, страх) может быть положительной или отрицательной, если критерий для классификации основывается на адаптивности или дезадаптивности эмоций в конкретной ситуации.

Эмоции влияют на человека в целом, и каждая эмоция влияет на субъект по-разному. Эмоции воздействуют на уровень электрической активности мозга, степень напряжения мышц лица и тела, на функционирование эндокринной, кровеносной и дыхательной систем. Эмоции могут изменять восприятие окружающего мира от яркого и светлого к тёмному и угрюмому, наши мысли от творческих к меланхолическим и наши действия от неловких и неадекватных к искусным и целесообразным.

Эмоция может рассматриваться  как изменённое или особое состояние  сознания. Она может существовать относительно независимо от других состояний  сознания, но обычно взаимодействует  с ними и влияет на сосуществующие состояния или процессы в сознании.

Область эмоций сложна и  междисциплинарна. Социальные психологи  сделали вклад в изучение эмоций как невербальной коммуникации. Психологи  личности подсказали пути, по которым  эмоции могут соотноситься с другими  мотивационными конструктами, такими, как Я-концепция и психологические потребности, и увеличила наше знание о связи аффективных состояний с функционированием личности. Клиническая психология и психиатрия способствовали пониманию роли сложных комбинаций эмоций в психопатологии и акцентировали необходимость психотерапевтического анализа эмоций. Неврологические науки содействовали получению знаний о роли различных мозговых механизмов эмоций, а биохимия и психофармакология показали важность гормональной и нейрогуморальной сфер в эмоциональных процессах и эмоциональном поведении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной  литературы

Ч. Дарвин. О выражении  эмоций у человека и животных. –  Санкт-Петербург, Питер, 2001 г.

В.Г. Крысько. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – Москва, Владос - пресс, 2001 г.

Кэррол Е. Изард. Эмоции человека. Пер. с английского – Москва, Издательство Московского Университета, 1980 г.

А.Н. Леонтьев. Потребности, мотивы и эмоции. – Москва, 1971 г.

Е.И. Рогов. Эмоции и воля. – Москва, Владос, 2001 г.

Р.С. Немов. Психология. Общие основы психологии. – Москва, Владос, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002 г.

Краткий психологический  словарь. Под общей редакцией  А.В. Петровского,

М.Г. Ярошевского. – Москва, Издательство политической литературы, 1985 г.


Информация о работе Виды эмоционального состояния человека