Влияние семьи на становление личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

И рано или поздно у каждого будет своя семья. Что нас ждет в будущем, с какими проблемами мы столкнемся и как их избежать попробуем разобраться. На сегодняшний день существует много литературы по семейным отношениям, но наиболее подробно, на мой взгляд, об этих проблемах описано в учебнике «Психология семейных отношений с основами семейного консультирования» под редакцией Е.Г. Силяевой. Там рассматривается динамика семейных отношений в современном обществе, закономерности супружеских взаимоотношений, причины их дестабилизации, анализируются типы семейных конфликтов и т.п.

Содержание

1. Введение.

2. Понятие о личности.

2.1. Что такое личность .....................5

2.2. Этапы формирования личности ............6

3. Влияние семьи на становление личности.

3.1. Факторы, влияющие на становление личности ..................38

3.2. Система взаимоотношений в семье и стили
родительского поведения ....................39

3.3. Влияние неполной семьи на становление личности....................................51

4. Заключение...............................56

5. Список использованной литературы ........58

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)


Частное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

НЕВСКИЙ ИНСТИТУТ

УПРАВЛЕНИЯ И ДИЗАЙНА

 

 

 

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Психология развития и возрастная психология

 

ТЕМА: «Влияние семьи на становление личности»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Касьяненко Елена Викторовна

 

Группа: ПП-11312

 

Преподаватель: Карпова Елена Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

 

 

 

Оглавление

 

1. Введение.

 

2. Понятие о личности.

 

2.1. Что такое личность .....................5

 

2.2. Этапы формирования личности ............6

 

3. Влияние семьи на становление личности.

 

3.1. Факторы, влияющие на становление личности ..................38

 

3.2. Система взаимоотношений в семье и стили

родительского поведения ....................39

 

3.3. Влияние неполной семьи на становление личности....................................51

 

4. Заключение...............................56

 

5. Список использованной литературы ........58

 

 

 

 

 

 

Шрифт через 2  интервала 12 шрифтом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

И рано или поздно у каждого будет своя семья. Что нас ждет в будущем, с какими проблемами мы столкнемся и как их избежать попробуем разобраться. На сегодняшний день существует  много литературы по семейным отношениям, но наиболее подробно, на мой взгляд, об этих проблемах описано в учебнике «Психология семейных отношений с основами семейного консультирования» под редакцией Е.Г. Силяевой. Там рассматривается динамика семейных отношений в современном обществе, закономерности супружеских взаимоотношений, причины их дестабилизации, анализируются типы семейных конфликтов и т.п.

Цель и задачи этой работы понять все тонкости семейных отношений,  узнать, как можно предотвратить семейный конфликт или развод, для того что бы наша семья влияла на нас самым лучшим способом для нас и нашей семьи, ведь личность дело тонкое.

 

 

2. Психология личности

 

2.1.Что такое личность.

На вопрос, что  такое личность, психологи отвечают по-разному, и каждое определение личности заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личность чаще всего определяют в совокупности социальных, приобретенных качеств человека. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Изучению проблемы личности уделяют пристальное внимание представители различных наук: философы и педагоги, писатели и социологи, психологи и

юристы. Современная  психология выделяет следующие существенные понятия этого термина:

Личность  — это человек, обладающий определенными, лишь ему одному присущими физическими и психическими особенностями. Поэтому, говоря о конкретной личности, мы говорим и об индивидуальности.

Индивидуальность  — это неповторимое сочетание физических и психических особенностей, их сочетаний, форм, степени выраженности, отличающее данного человека от других людей. К

индивидуальному своеобразию личности относится  не только наличие или отсутствие какого-либо свойства, но и своеобразие степени выраженности данного свойства, и его различные сочетания с другими качествами личности. Особенности личности сказываются на характере и протекании психических процессов. Направленность личности, ее интересы, установки, придают всем психическим процессам четкий избирательный характер.

Особенности личности проявляются и в том, как она отражает окружающее. На протекание психических процессов и возникновение психических свойств и состояний личности отчетливо влияют темпераментные особенности личности, или ее типологические особенности высшей нервной деятельности. Они проявляются в поведении, образе действий человека, в особенностях протекания его эмоционально-волевых процессов. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека выступают в едином сплаве с приобретенными в процессе жизни чертами, образуя своеобразный внутренний облик, или характер человека.

Личность обладает самосознанием. Зрелый человек  не только познает  окружающую жизнь и оценивает происходящие вокруг события, он знает и себя, умеет оценить свои поступки, намерения, поведение с позиций общественно признанных норм морали. Л.И. Божович считает, что личностью можно считать только такого человека, который достиг определенного уровня самопонимания, а все психические процессы и свойства приобрели известную структуру. При таких высоких требованиях личностью может быть назван только вполне сложившийся и воспитанный человек.

 

2.2. Этапы формирования личности.

 

С   мыслью   о   том,   что   личностью   человек   не   рождается,   а становится, согласно сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на этапы формирования личности значительно расходятся.

С каждым типом теорий связано свое представление о развитии личности.

Психоаналитическая  теория понимает развитие как адаптацию  биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных с его “Сверх-Я” способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим, законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности сквозь призму

формирования определенных способов межличностного общения людей.

Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как становление “Я”. Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической определенности стадий,

которые в своем личностном развитии проходит человек до конца своих дней. Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов(кризисов), на каждом из которых происходит качественное преобразование

внутреннего мира человека и радикальное изменение  его отношений с окружающими людьми. Рассмотрим эту периодизацию более подробно.

І. Этап младенчество (от рождения до 2-3х лет).

Младенчество  для ребенка — период открытий в сфере восприятия и действия.

Каждый день приносит с собой новые знания о людях, предметах и событиях, составляющих окружение младенца. Это — один из важнейших периодов развития человека, так как он сильно развивается как физически, так и психически.

Например, к концу  четвертого месяца вес ребенка увеличивается  почти в два раза, а рост — на 10 и более см.

С самого рождения дети включаются в процесс общения. Очень скоро они научаются сообщать родителям о своих основных потребностях. В возрасте около года большинство детей большинство детей произносят свое первое слово. Огромную роль здесь играют такие факторы, как подражание и подкрепление. Что касается подкрепления, то на ребенка, безусловно, влияет реакция взрослых на его попытки заговорить.

В период овладения  языком все дети делают похожие ошибки. Два вида таких ошибок — это расширение и сужение значений слов, что связано со спецификой понятий ребенка и пониманием слов, которые они употребляют для их выражения.

В период времени  от 3-х лет происходит становление  первых отношений между ребенком и заботящимися о нем взрослыми. Начинается оформление темперамента ребенка, появляются новые эмоции, страхи. Страхи 8-12ти месячного

ребенка чаще всего  связаны с расставанием с близкими людьми, с незнакомым социальным окружением, с новой обстановкой. Ребенок, например, может неожиданно расплакаться, увидев незнакомого человека и даже свою собственную

маму в незнакомом внешнем  облике. Наиболее выраженными  страхи бывают между 15 и 18ю месяцами жизни, а затем постепенно исчезают. Скорее всего, страх в этот период играет роль приспособительной реакции, оберегающей ребенка от неприятностей в незнакомой обстановке.

В течение первого  года жизни у ребенка формируется  чувство привязанности. Наиболее сильная привязанность возникает у ребенка, чьи родители доброжелательны и внимательны к нему, всегда стараются удовлетворить его основные потребности. В этот период начинается личностная социализация ребенка, происходит становление его самосознания.

Затем дети-трехлетки  начинают сравнивать себя с другими  людьми, что способствует формированию определенной самооценки, появляется выраженное стремление соответствовать требованиям, предъявляемым взрослыми людьми. Далее у детей формируется чувство гордости, стыда, уровень притязаний.

Примерно в 3-хлетнем  возрасте появляется и некоторая  потребность в самостоятельности. Свое право на независимое поведение дети начинают активно отстаивать после инициативного заявления “я-сам”, когда кто-либо из взрослых пытается им помочь в чем-то против их воли.

Свои возможности  и собственные качества личности ребенок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет.

С появлением самосознания постепенно развивается способность  ребенка к эмпатии — пониманию эмоционального состояния другого человека. После полутора лет у детей можно наблюдать явно выраженное стремление утешить расстроенного человека, обнять, поцеловать его, дать ему игрушку. В период от полутора до двух лет дети начинают усваивать нормы поведения, например, необходимость быть аккуратным, послушным и т.п. При переходе со второго на третий год жизни открывается возможность для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств — потребности в достижении успеха.

По данным некоторых исследователей, к этому возрасту у ребенка можно заметить проявление внутренней эмоциональной жизни, наличие определенных черт характера, способностей к различным видам деятельности социальных потребностей в общении, достижении успеха, лидировании, а также проявление воли.

ІІ. Этап раннее детство (от 2х до 5ти лет).

Дошкольники фокусируют свое внимание на состоянии вещей в настоящий момент, не сознавая, что предметы и явления могут претерпевать трансформации. В продолжение всего дошкольного возраста дети быстро пополняют свой словарный запас, иногда выучивая в день по 2-3 слова, начинают пользоваться все более сложными грамматическими конструкциями и все чаще относиться к речи как к средству налаживания социальных связей.

Существует множество  методов, с помощью которых родители облегчают детям задачу овладения языком. Когда родители разговаривают со своими детьми, они демонстрируют им, как нужно выражать свои мысли и обмениваться идеями c

другими людьми. Они знакомят ребенка с символами и учат его тому, как переводить сложный мир в представления и слова. Эти концептуальные средства являются для ребенка теми поддерживающими конструкциями, которые он использует для создания собственных средств выражения. С помощью языка дети узнают, кто они такие и как они должны себя держать с другими людьми. Дети не просто произносят слова или фразы. Они ведут разговоры — со взрослыми людьми, с другими детьми и даже сами с собой. Дети часто прерывают свою речь, чтобы посмотреть, слушает ли их другой человек и понимает ли он их. Все это — обычные действия по налаживанию коммуникации.

Дети должны научиться  управлять разговором, чтобы устранить разногласия с собеседником, избежать конфликта и преодолеть смущение. Управлять в данном случае означает употреблять слова вежливости, такие как “спасибо”, “пожалуйста”; проявлять внимание; выбирать правильную форму обращения, верные выражения и подходящую тему беседы; а также учитывать статус другого человека. В течение дошкольного периода дети все лучше начинают понимать себя и то, какое место принадлежит им в конкретном социальном окружении. Они узнают, чего от них ждут члены их семьи и соседи, а именно — что значит вести себя хорошо или плохо для таких, как они, мальчиков и девочек. Они научаются справляться со своими чувствами, социально одобряемыми способами; усваивают нормы, правила и культурные смыслы своего общества и развивают свою Я-концепцию, которая может сохраняться на протяжении всей жизни.

ІІІ. Этап среднее детство (от 6ти до 12ти лет).

Среднее детство — время, когда дети совершенствуют свои двигательные способности и становятся более независимыми.

Поскольку значительную часть времени дети проводят в  школе, в программах начальных классов учитывается и потребность детей в движении.

Вообще поступление  ребенка в школу знаменует  собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека.

Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получений ребенком поощрений за это, особенно тогда, когда он проявил настойчивость в достижении цели. Самостоятельность младших школьников сочетается с их зависимостью от взрослых. При этом очень важно, чтобы сочетание самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным.

С поступлением ребенка в школу происходят и  изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Изменяются темы общения, в него не входят темы, связанные с игрой. Кроме того, у детей ІІІ-ІV классов отмечаются первые попытки сдерживания эмоций, непосредственных импульсов и желаний. В младшем школьном возрасте сильнее начинает проявляться их индивидуальность. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка; у большинства детей к ІІІ-ІV классам обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности.

Информация о работе Влияние семьи на становление личности