Влияние современной игрушки на психическое развитие ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

У каждого ребёнка есть потребность в игре, которую можно объяснить его стремлением знакомиться с окружающим. Малыши подражают взрослым в своих играх, которые помогает осваивать полученные впечатления.
Игра – творческая деятельность, которая необходима для всестороннего развития детей. В ней ребёнок реализует свои мысли и чувства.

Содержание

1. Введение.
2. История возникновения игрушки.
3. Виды современных игрушек.
4. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка на разных этапах онтогенеза.
5. Анализ современных игрушек.
6. Заключение.
7. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по психологии.docx

— 54.90 Кб (Скачать файл)

      Существуют также такие современные игрушки для самых маленьких как развивающий центр, он же игровой центр, он же детский комплекс. Вот примерное описание одного из таких комплексов: белая пластмассовая поверхность, к которой прикреплены разноцветные погремушки, игрушки-пищалки, зеркальце, что-то похожее на счеты, а в углу отверстия разной формы (ребенок должен подбирать игрушки, подходящие к этим отверстиям). Пока малыш лежит, комплекс располагается вертикально (крепится к боковине кроватки), когда ребенок садится, комплекс устанавливается наклонно (к одной из его сторон прикрепляются две ножки), а когда карапуз пойдет, комплекс превратится в стол на четырех ножках.

       В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Чему они учат малышей во время своих вечерних встреч с ними? Добру, справедливости. Учат не обманывать и не предавать и многому другому. И все это рассказывается в понятной для детей форме. Эти редкие теперь положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей, а те тоже отвечают любовью. Поэтому присутствие в детской хотя бы одного из любимых героев принесет еще одну частичку тепла и нежности и напомнит о тех темах, которые затрагивались ими. Конечно, «творческий потенциал» этих кукол невелик, но он значительно превышает тот негативный заряд антиигрушек, которыми насыщены современные магазины.

       Для детей постарше сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков - столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Например, ребенку постарше, может быть, будет очень приятно сделать своими руками для куклы сестры какую-нибудь мебель. Да и любая игрушка, изготовленная своими руками, - самая лучшая для ребенка и самый дорогой подарок для его (ее) друга или подруги.

   В современной педагогике более подробной  классификацией игрушек, принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е.А. Флериной. В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка:

-      игрушки   моторно-спортивные – (мяч, обруч,  прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т.д.)- способствуют развитию  крупной и мелкой моторики, глазомера;

-   игрушка сюжетная - люди, животные, транспорт, мебель  и пр. - содействуют развитию творческой  подражательной игре, через которую  ребенок выявляет, закрепляет и  углубляет свой социальный опыт;

-      творческая  трудовая игрушка – всевозможный  строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п. - развивает  конструкторские способности и  изобретательство;

- техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п.  - также развивает конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике;

-     настольные  игры  способствуют развитию сообразительности,  внимания, быстрой ориентировки  в форме, цвете, величине, в  усвоении грамоты, счета, организуют  детский коллектив в играх  с правилами;

-  веселая игрушка - прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом  воспитывает чувство юмора;

-   музыкальные игрушки  -  поющие птицы, примитивные  музыкальные  инструменты, игрушки  с музыкальной мелодией -   служат  средством развития музыкального  слуха;

-   театральная игрушка  - теневой театр, театр игрушек,  марионеток - подводят к собственной  театральной игре, чрезвычайно обогащают  детское художественное восприятие.

      В психологии  классификация игрушки разработана В.С. Мухиной. Рассматривая игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:

- игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий);

-  игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.).

      Среди игрушек,  направленных на познавательное  развитие ребенка,  в первую  очередь следует назвать погремушки, которые определяют содержание  его поведенческой активности, его  манипулирования. Ребенок внимательно  рассматривает подвешенные перед  его глазами игрушки, что упражняет  его восприятие (происходит запечатление  формы и цветов, возникает ориентировка  на новое, появляется предпочтение).

       В раннем  возрасте ребенок получает так  называемые дидактические, то  есть обучающие, игрушки,  в  действиях с которыми ребенок  учится различать, сопоставлять, называть цвета, формы, величины  предметов, получает представление  о количестве и качестве предметов.  К этой группе относятся народные  игрушки - мисочки-вкладыши, лотки  с шарами и яйцами, туесочки с разной мелочью, матрешки, пирамидки.

      В этом  же возрасте ребенок получает  множество игрушек-заместителей  реальных предметов человеческой  культуры: орудий, предметов быта (игрушечная  посуда, игрушечная мебель), машин  и др. Через подобные игрушки  ребенок осваивает функциональное  назначение предметов, овладевает  орудийными действиями.

     Мягкие игрушки  занимают особое место в жизни  ребенка, так как фактура материала,  из которого она сделана, оказывает  большое влияние на эмоциональное  отношение к игрушке. Согласно  законам восприятия, дети избирательно  относятся к игрушкам, изображающее  одно и то же животное, но  с разной фактурой. Мягкие, пушистые  материалы вызывают положительное  эмоциональное состояние, стимулирует  ребенка к игре, вызывают эмпатийное поведение - радость и доброжелательность.

      Кроме фактуры  материала большое значение для  ребенка имеет размер игрушки,  ее пропорции и цвет.

      Все куклы,  по мнению В.С. Мухиной, также  можно разделить на несколько  групп, отличающихся по своему  внешнему виду, который определяет  направление общения ребенка  с игрушкой и тем самым выполняет  различные функции:

-   «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные  ресницами, короткий носик, маленький  яркий рот, обязательно густые  и блестящие - белые, золотистые, рыжие, черные – волосы;

-  в рост человека  и средних размеров;

- характерные куклы (кукла-мальчик  или кукла-девочка) с ярко выраженными  определенными качествами: наивность,  глупость, озорство и т.п.;

-   куклы в разных  эмоциональных состояниях (покой,  улыбка, печаль, злость, страх, удивление).

-   национальные куклы,  внешний вид которых отражает  черты того или иного народа.

      В последние  годы игрушки начинают рассматриваться  с точки зрения психотерапевтического  воздействия на ребенка, поэтому  появляются другие классификации  игрушек. 

      Возникло  новое направление - куклотерапия, использующая в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (родителя, социального педагога, психолога, врача).

      Игрушки  и материалы, необходимые для  игровой терапии, американский  психолог Г. Лэндрет предлагает сгруппировать в три большие класса:

° игрушки из реальной жизни. В эту группу входят кукольное семейство, кукольный домик, марионетки и несуществующие персонажи (Гамби – кукла без лица), которые могут изображать членов реальной семьи ребенка и таким образом делают возможным непосредственное выражение чувств. К ним также относятся машина, грузовик, лодка и касса. Эти игрушки особенно важны для упрямого, тревожного, застенчивого или замкнутого ребенка, так как с этими игрушками можно играть в неопределенную игру, не выражая никаких чувств.

° игрушки, помогающие выразить агрессию. К этой группе относятся ружья и резиновый нож, крокодил, «би-ба-бо», игрушечные солдатики и т.п., то есть игрушки, при помощи которых ребенок может выразить гнев, враждебность и фрустрацию. Материалом для отработки агрессивных чувств Г. Лэндрет называет глину, которую можно мять, колотить, швырять, энергично раскатывать, с силой разрывать на куски.

° Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. К этой группе относятся песок и вода, палитра и краски, кубики. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно, возможности здесь безграничны. Кубики могут быть домами, их можно швырять, разбрасывать, из них можно строить - все это дает возможность почувствовать ему, что не существует правильного или неправильного способа игры, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых детей.

      Таким образом, рассмотренные классификации игрушек дают возможность представить все многообразие современных игрушек, и понять, что они не только способствует  появлению у  ребенка определенного типа поведения, возникновению различных эмоциональных состояний и развитию позитивных качеств личности (доброжелательность, способность к сопереживанию),  но и помогают ребенку избавиться от уже сформированных нежелательных проявлений в поведении (тревожность, упрямство, замкнутость, гнев, враждебность и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние игрушки  на психическое развитие ребенка

на разных этапах онтогенеза

 

      В работе  с детьми дошкольного и более старшего возраста нужно опираться на знания об особенностях развития психики ребенка на более ранних этапах онтогенеза, так как многие трудности, проявляющиеся в поведении, детей зачастую связаны с несформированностью психических функций именно в этот период.

       Исходя из положения А.Н. Леонтьева о существовании ведущего вида деятельности в каждом периоде онтогенеза, рассмотрим взаимосвязь характера ведущей деятельности, особенностей игрушки и ее влияния на развитие психики ребенка.

       В первом полугодии жизни ребенка ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное, или ситуативно-личностное, общение со взрослым, в процессе которого происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребенка. Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы, и способствует становлению действий, направленных на схватывание и удержание предмета. Поэтому игрушки для детей этого возраста должны быть яркими, привлекающими внимание ребенка, и вместе с тем удобными и безопасными. Как правило, ребенок в качестве своих первых игрушек получает подвески, которые будут привлекать внимание малыша, заставят поворачивать к ним голову,  затем тянуться рукой.

       На 3-4 месяце жизни начинается  развитие хватания, проявляющееся в попытке удержать предмет, который взрослый вкладывает в руку ребенка. Поэтому следующей игрушкой ребенка являются погремушки различного вида, обязательным требованием к которым является размер и форма, удобные для удержания в руке ребенка.

       Во втором полугодии первого года жизни возникает новая, манипулятивная деятельность малыша, которая выдвигается на положение ведущей. Первые манипуляции очень просты: ребенок схватывает предмет, затем подержав его некоторое время, выпускает и т.д.  Для того, чтобы побуждать ребенка к более сложным манипуляциям (размахиванию, толканию, сжиманию предмета) взрослый должен предоставить ему мягкие резиновые игрушки, издающие писк при сжатии, погремушки, воспроизводящие различные звуки, а также игрушки, меняющие положение и перекатывающиеся при несильном толкании (резиновый мячик, неваляшки, пластмассовые шары и т.п.).  Когда малыш начнет ползать, к уже имеющимся игрушкам следует прибавить  катающиеся игрушки со встроенным музыкальным прибором, который при движении издавал бы мелодичные звуки (за такой игрушкой интереснее ползать).

        Переход от младенчества к раннему детству(1-3) связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т.е. в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте. В период раннего детства осуществляется переход к предметной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на протяжении всего периода.

        Поэтому в этом возрасте у ребенка обязательно должны быть так называемые дидактические игрушки разного вида (матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши и т.п.) и игрушки - копии реальных предметов (посуда, ведерко, савочек, лопатка, лейка и др.).

       Внутри предметной деятельности ребенка раннего возраста начинают зарождаться другие виды деятельности, такие как игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

      Содержание начальных игр очень простое: ребенок кормит куклу или животное, укладывает их спать. Дети этого возраста пока только воспроизводят действия с предметами, которые показал им взрослый (подносят чашку ко рту куклы, кладут медвежонка и похлопывают по нему).  Поэтому у ребенка должны быть куклы, мягкие игрушки, изображающие различных животных, с которыми ребенок сможет выполнять различные действия: брать на руки, сажать в коляску, укладывать спать и т.п.

       В дошкольном возрасте игра, которая является одним из средств социализации, становится ведущим видом деятельности. Ее содержанием является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых (реальные действия взрослых людей, отношения между ними, подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли).

Информация о работе Влияние современной игрушки на психическое развитие ребенка