Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 09:46, контрольная работа
Тематика сущности и особенностей целеполагания воспитательного процесса слабо изучена отечественными педагогами, поэтому целесообразно посвятить работу систематизации, накоплении и закреплении знаний о сущности и особенностях целеполагания воспитательного процесса.
Целью данной работы является освещение вопросов методологии, сущности и особенностей целеполагания воспитательного процесса.
Введение…………………………………………………………………… 2
Глава 1. Теоретические основы технологии воспитания……………… 5
Глава 2. Влияние целеполагания на соотношение и функции воспитательного процесса и воспитательной технологии …….………. 15
Заключение………………………………………………………………. 24
Список использованной литературы………………………………… 25
Сам учитель, как правило, не упоминается среди источников целей воспитания. Ему традиционно отводится роль исполнителя «проектов» и «технологий». «В каждой профессиональной деятельности», — считает В.П. Беспалько (1989, с. 11), — свойствами личности опосредуется технология работы, но только опосредуется, а не определяется». «А может быть, педагогическая деятельность — как раз одна из немногих уникальных реальностей, в которых личность не только опосредствует, а именно определяет цель и содержание процесса?» — замечает по этому поводу В.В. Сериков (1999, с. 52). Педагогический процесс, кроме всего прочего, — это еще и самореализация учителя, с известной самостоятельностью полагающего свои цели, содержание, средства. И любой «проект», «заказ» и т.п., прежде чем дойдет до ученика, должен быть им принят. Если да же ему предложат другую, более «научно» поставленную цель, в которой он не видит возможностей реализовать самого себя, она все равно не будет им достигнута. Как бы ни было технологизировано воспитание — это, прежде всего, общение душ, а потом уже функционирование «программ», «систем» и т.п. Превращение педагога в исполнителя, т.е. лишение его собственной субъектности, автоматически лишает его и возможности выполнять воспитательные функции.
Появление в государстве монополиста на выработку идеала личности — верный признак авторитаризма, диктатуры в стране. В процессе исследований нами были выработаны и оказались эффективными следующие рекомендации педагогам по целеполаганию:
1. Определяя идеал воспитания,
нужно помнить, что в его
формировании мы вынуждены
2. В процессе целеполагания,
как видим, важную роль играет
наше владение методами
3. Следует уберечь себя
от мелочности, от стремления
«подогнать» каждого
Во-первых, никогда нельзя быть до конца уверенным в том, что этот идеал сформулирован корректно.
Во-вторых, всегда трудно провести в достаточной степени полную диагностику выделенных качеств и свойств.
В-третьих, человек непрерывно изменяется и «вчерашние» знания о нем могут быть неприменимы сегодня. Наконец, проблематичным является вопрос об учёте саморазвития личности воспитанника.
В какой мере педагог должен
следовать за перспективами саморазвития
воспитанника? А если это личность
правонарушителя, преступника? В практике
воспитательной работы ответить на многие
вопросы помогают коллективные формы
обсуждения: педагогический консилиум,
малый педсовет. Здесь на основе
знаний, опыта и итогов изучения
воспитанников многими
4. Лишь этот шаг позволит
нам сформулировать
Но вот цель поставлена.
Прежде чем приступить к её выполнению,
остановимся, оценим, насколько правильно
она поставлена. Ведь ошибочно выбранная
цель почти гарантирует нам
1) можно ли назвать
сформулированную фразу целью,
т.е. определяет ли она
2) воспитательная ли это
цель, т.е. определяет ли она
воспитательную деятельность, направленную
на качественные изменения в
ребенке, а не организаторскую,
3) учитывает ли эта
цель целостный характер
4) реальна ли она, т.е.
предполагается ли в
Процесс постановки цели, описанный выше, достаточно труден. Как, к примеру, определить воспитательную цель урока? Какие качества или свойства можно воспитать за 40 – 45 минут? И некоторым кажется, что выражения типа «воспитывать уважение к труду» или «продолжить формирование самосознания» спасают положение. Но ведь воспитывать не означает воспитать, двигаться — не означает достичь результата. Такое «облегчение» только скрывает отсутствие у педагога осознанной цели, а значит, снижает её эффективность и удовлетворение от работы.
Возбудить силы самодвижения, а не «вылепить» свой идеальный образ из ребенка — вот основной смысл деятельности воспитателя. Она выражена древней мудростью, что «ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Отсюда дополнительное требование к постановке воспитательной цели: максимальный учет собственной активности воспитанника.
Таким образом, сама цель и
процесс целеполагания в
Выбор целей воспитания не
должен носить волюнтаристский характер.
Он обусловлен методологией педагогики,
философскими представлениями о
целях и ценностях общества, а
также социально-
В новых социально-экономических
и политических условиях развития нашей
страны весьма критично оценивается
всестороннее развитие личности как
цель воспитания. Однако такую позицию
разделяют далеко не все специалисты.
Это объясняется тем, что до 90-ых
годов цели воспитания определялись
потребностями авторитарного