Внимание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 09:44, реферат

Краткое описание

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Целью данной работы является анализ внимания и речи.

Задачи:
Провести отбор литературы по данной тематике.
Рассмотреть психологические особенности внимания.
Проанализировать психологические особенности речи.

Предмет исследования: анализ внимания и речи.

Объект исследования: внимание и речь.

Вложенные файлы: 1 файл

ВНИМАНИЕ.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

2.2.2. Речевое взаимодействие как взаимодействие (интерактивная сторона речевого взаимодействия)

Интерактивная сторона речевого взаимодействия — условный термин, обозначающий характеристику компонентов речевого взаимодействия, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели речевого взаимодействия отражают потребности совместной деятельности людей. Речевое взаимодействие всегда должно предполагать некоторый результат — изменение поведения и деятельности других людей. Здесь речевое взаимодействие и выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответные реакции, которые, в свою очередь, воздействуют на поведение А.4

Совместная деятельность и  речевое взаимодействие протекают в условиях социального контроля на основе социальных норм — принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей, и образующих специфическую систему. Их нарушение включает механизмы, социального контроля, обеспечивающего коррекцию по- ведения, отклоняющегося от нормы. О существовании и принятии норм поведения свидетельствует однозначное реагирование окружающих на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных. Диапазон социальных норм чрезвычайно широк: от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга, патриотизма, до правил вежливости.

Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за их поведение, позволяет регулировать действия и поступки; оценивая их как соответствующие или несоответствующие этим нормам. Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и таким образом регулирует свои отношения с другими людьми. Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, «исполняемых» общающимися людьми. В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам и т.п.). Каждая роль, в которую вступает субъект, должна отвечать совершенно определенным требованиям и определенным ожиданиям окружающих. Один и тот же человек выполняет различные роли. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение — ролевые конфликты. Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или не хочет человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу. «Исполнение» роли подвержено социальному контролю и обязательно получает общественную оценку, а сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается.

2.2.3. Речевое взаимодействие как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона речевого взаимодействия)

Взаимодействие невозможно без  взаимопонимания. При этом очень  важно, как воспринимается партнер по речевому взаимодействию, иными словами, восприятие одним человеком другого. Этот процесс выступает как обязательная составная часть речевого взаимодействия и условно может быть назван перцептивной стороной речевого взаимодействия. Здесь речь идет об особенностях межличностной перцепции, т.е. о восприятии человека человеком. Отметим сразу, что термин «восприятие» здесь употреблен не в общепсихологическом понимании. На самом деле речь идет не столько о восприятии, сколько о познании другого человека. Поскольку человек вступает в речевое взаимодействие всегда как личность, постольку он всегда и воспринимается другим человеком как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л.Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в речевом взаимодействии. В ходе познания другого человека одновременно осуществляются и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

Таким образом, имеются в виду специфические  черты восприятия социальных объектов, к которым относятся: восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, т.е. формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д. Кроме того, в содержание этого же понятия включается формирование представления о тех отношениях, которые связывают объект и субъект восприятия. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы и установки.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной работы выступал анализ внимания и речи.

Были реализованы следующее  задачи:

    1. Провести отбор литературы по данной тематике.
    2. Рассмотреть психологические особенности внимания.
    3. Проанализировать психологические особенности речи.

И в заключение, подводя итоги, необходимо отметить, что внимание - один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. Указывалось, в частности, на роль ретикулярной формации в обеспечении внимания, на ориентировочный рефлекс как его возможный врожденный механизм и, наконец, на доминанту, исследованную и описанную в связи с вниманием А.Ухтомским.

Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако какую бы форму речи мы ни использовали, она будет относиться к одному из двух основных видов речи: устной или письменной. При этом оба вида имеют определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: 2000.
  2. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. М.: 2001.
  3. Векхер Л.М. Психические процессы. М.: 1994. Т. 1.
  4. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: 2002.
  5. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по психологии, 1997.
  6. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: 1999.
  7. Грановская P.M. Элементы практической психологии. М.: 1998.
  8. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Хрестоматия по вниманию. М.: 1996.
  9. Запорожец А.В. и др. Восприятие и действие. М.: 1997.
  10. Ланге Н.Н. Теория волевого внимания // Хрестоматия по вниманию. М.: 1999.
  11. Леонтьев А.Н. Избр. психологические произведения. М.: 2003.
  12. Линдсей П., Нормам Д. Переработка информации у человека. М.: 2000.
  13. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. М.: 2001.
  14. Милнер П.И. Физиологическая психология. М.: 2003.
  15. Найссер У. Познание и реальность. М.: 2001.
  16. Нейрофизиологические механизмы внимания // Под ред. ЕД.Хомской М.: 1999.
  17. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. М.: 1996.
  18. Страхов В.И. Психология внимания. Саратов: 2002.
  19. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М.: 1999. Т. 1.

1 Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996.

2 Ломов Б.Ф. Речевое взаимодействие и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.

3 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.

4 Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999г. с.561


Информация о работе Внимание