Внимание и его нарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 00:21, курсовая работа

Краткое описание

Цели:
- Изучение внимания и деятельности с позиции теоретического подхода.
Задачи:
- Рассмотреть внимание как основной компонент любой деятельности и психического процесса
- Определить особенности внимания
- Определить виды внимания
- Рассмотреть разновидности и формы внимания

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Определение, виды и функции внимания…………………………………4-6

2. Свойства внимания………………………………………………..................6-8

3. Методы изучения внимания………………………………………………….8-9

3.1. Внимание как селекция………………………………………………………….8-9

3.2. Внимание как умственное усилие или распределение ресурсов……….....9

3.3. Внимание как перцептивное действие………………………………………….9

4. Нарушения внимания………………………………………………………...10 -13

Заключение……………………………………………………………………………14

Приложения………………………………………………………………………..15-17

Литература……………………………………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

ГБОУ СПО Медицинский колледж курсовая 2.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Тактильное невнимание выявляют при закрытых глазах путем одновременного прикосновения справа и слева острыми предметами (кончиками двух карандашей) к коже кистей рук. Требуется определить, сколько было прикосновений – одно или два. При поражении правой теменной доли больной чаще «не замечает» прикосновения к левой руке. Намного реже обнаруживается игнорирование прикосновения справа.

Двигательное невнимание выявляют при выполнении двуручных двигательных заданий. Больной начинает выполнять задание правильно, но затем одна рука замедляет движения – «отключается». На вопрос: «Правильно ли Вы делаете?», он отвечает: «Правильно». Своих ошибок больной не осознает, но при раздельном выполнении пробы симптом игнорирования исчезает. Это игнорирование собственных ошибок отражает нарушения внимания в двигательной сфере. Они возникают обычно при локализации очага поражения в передних отделах правого полушария (премоторных, префронтальных и глубинных с вовлечением базальных ядер)

Под нарушениями внимания понимают негативные изменения направленности, избирательности или устойчивости психической деятельности, отмечающиеся при состоянии утомления или  при нарушении нормальной работы мозга (как функциональной, так и органической природы). Насчитывается несколько видов нарушения внимания, основные из которых показаны в прил.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, внимание не может быть поставлено в один ряд с такими процессами отражения, как ощущение, восприятие, мышление. Являясь лишь одной из сторон этих процессов, оно необходимо и при восприятии, и при мышлении, и при действии. Например, можно со вниманием рассматривать картину, слушать лекцию, решать математическую задачу, обсуждать тактические приемы спортивного соревнования, выполнять необходимые движения при изучении гимнастического упражнения на снарядах и т. д.

Внимание повышает эффективность  соответствующей психической деятельности. Оно выражается прежде всего в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. При внимательном восприятии получаемые при этом образы отличаются большей ясностью и отчетливостью. При наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно. В действиях, которым сопутствует внимание, движения выполняются аккуратно и четко. Эта ясность и отчетливость достигается тем, что при наличии внимания психическая деятельность протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии.

В каждый данный момент содержание психической деятельности связано  с относительно небольшим количеством  явлений или действий. Так, из большого количества раздражителей, действующих  на человека в данный момент, он воспринимает не все, а только небольшое число. Воспринимая со вниманием один раздражитель, он одновременно совершенно не воспринимает или воспринимает неясно остальные, не имеющие отношения к его деятельности в данный момент.

Таким образом, внимание всегда есть сосредоточение психической деятельности на определенных объектах и одновременно отвлечение от других объектов. Можно сказать поэтому, что внимание имеет избирательный характер: мы выбираем из большого числа объектов некоторые, на которых и сосредоточивается наша психическая деятельность. Благодаря этому при внимании осуществляется также определенная направленность деятельности.

При внимании психическая  деятельность становится более организованной. Мы воспринимаем только то, что относится  к задаче, которая стоит перед нами, не отвлекаемся на побочные раздражения, благодаря чему воспринимаем предметы и явления с большей ясностью. При слуховом восприятии, благодаря вниманию, мы подмечаем малейшие звуки, и именно те, которые необходимо услышать, отвлекаясь при этом от посторонних звуков. Когда врач внимательно выслушивает больного, он слышит очень много звуков и точно различает их, отделяя тоны правого желудочка сердца от тонов, исходящих от клапанов левого, и т. д.

 

 

 

 

 

Приложения.

Прил.1.

 

Прил.2.

Вид нарушения внимания

Сущность явления

Основные причины

Отвлекаемостъ

внимания

Это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Отвлекаемость может бытьвнешней и внутренней.Внешняя возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость внимания может быть двух типов: один возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоции, а второй тип объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы

Возможные причины

отвлечения внимания:

•    недостаточная сформиро-ванность волевых качеств;

•    повышенная утомляемость;

•    плохое самочувствие;

•    монотонная, неинтересная деятельность;

•    быстрый или слишком медленный темп деятельности;

•    наличие резких посторонних раздражителей


Вид нарушения внимания

Сущность явления

Основные причины

Рассеянность

внимания

Неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Термин «рассеянность» обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеянность может выступать:

а)    как неспособность к сосредоточению;

б)    как чрезмерная концентрация на другом объекте деятельности.

Таким образом, рассеянность бывает двух видов: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность — это невнимание человека непосредственно к окружающим предметам и явлениям, вызванное крайней сосредоточенностью на каком-то одном предмете, явлении или переживании

Причин подлинно рассеянного внимания много:

•    общее расстройство нервной системы (неврастения);

•    физическое и умственное утомление и переутомление;

•    наличие тяжелых переживаний, психотравм;

•    эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных);

•    нарушение режима труда и отдыха

Подвижность

внимания

Постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности каждой

Возбудимый тип нервной деятельности, чрезмерная подвижность нервных процессов; ухудшение состояния соматического здоровья

Инертность

внимания

Малая подвижность внимания, патологическая его фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей

Органические или функциональные нарушения мозга

Сужение объема внимания

Концентрация внимания на каком-то одном событии или явлении (чаще всего негативного характера), снижение широты взгляда

Стресс, навязчивая проблема, глубокие эмоциональные переживания


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Юрайт, 2001
  2. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. -  СПб.,1994
  3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.-М.,1962
  4. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник.- 2е изд., дополн. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002
  5. http://pro-psixology.ru/obshhaya-psixologiya/
  6. http://medbookaide.ru/books/fold1002/book2105/p32.php

 




Информация о работе Внимание и его нарушения