Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 21:32, реферат
Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать
ориентировочную реакцию, которая и позволит после нам «настроить» на
него свои органы чувств. Природа и сущность внимания вызывает
серьезные разногласия в психологической науке. Некоторые специалисты
сомневаются в существовании внимания как особой самостоятельной
функции, считают его только стороной или моментом других
психологических процессов.
Введение
1. Функции и виды внимания
2.Виды памяти и их особенности
3. Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека
4. Вывод
5. Литература
1. Двигательная
– способность запоминать и воспроизводить
систему двигательных операций (печатать
на машинке, завязывать
галстук).
2. Образная память – возможность сохранять
и в дальнейшем
использовать данные нашего восприятия.
В зависимости от того, какой
анализатор принимал наибольшее участие
в формировании образа, можно
говорить о пяти подвидах образной памяти:
зрительной, слуховой,
осязательной, обонятельной и вкусовой.
3. Эмоциональная память – представляет
собой запечатление
пережитых нами чувств, собственных эмоциональных
состояний и аффектов.
Человек, которого сильно испугала выскочившая
из подъезда собака, ещё
долго будет вздрагивать, проходя мимо
(память страха, стыда, ярости).
4. Вербальная (иногда называемая словеснологической
или
семантической) память. С её помощью образуется
информационная база
человеческого интеллекта, осуществляется
большинство мыслительных
действий (чтение, счёт). Семантическая
память как продукт культуры
включает в себя формы мышления и анализа,
основные грамматические
правила родного языка.
3.
Пути, приёмы и
средства улучшения
памяти человека.
Память
– одна из самых уязвимых способностей
человека, её
многообразные нарушения весьма распространены.
Существуют также методы
воздействия на память.
1. При прямом воздействии на
некоторые участки мозга в
сознании могут
всплывать сложные цепи воспоминаний,
то есть человек вспоминает то,
что давно забыл, и легко продолжает помнить
«забытое» после операции.
2. Был найден если не центр памяти,
то, во всяком случае, участок, регулирующий
перевод
данных из кратковременной памяти в долговременную,
без чего
запоминание вновь поступившей новой
информации невозможен. Этот центр
называется «гиппокамп» и расположен
в височной доле мозга. После
двустороннего удаления гиппокампа больные
сохраняли память о том, что
было до операции, но запоминания новых
данных не наблюдалось.
3. Установлено, что давным-давно
известные гормоны гипофиза могут
служить стимуляторами памяти. «Короткие»
цепочки из аминокислот
– пептиды, особенно вазопрессин, кортикотропин
значительно
улучшают кратковременную и долговременную
память.
4.Для управления памятью
подсистемы электрическими, электромагнитными
факторами. Успеха можно
добиться путём влияния на мозг различными
физическими факторами
– электрическими и акустическими. Память
можно и нужно
развивать, тренировать, значительно улучшать,
повышать её
продуктивность. Продуктивность памяти
складывается из параметров:
объём, быстрота, точность, длительность,
готовность к запоминанию и
воспроизведению.
5.Для уменьшения забывания
· Понимание, осмысление информации;
· Повторение информации (первое повторение
нужно через 40 минут после
заучивания, т.к. через час в памяти остаётся
только 50 % механически
заученной информации). Нужно помнить,
что 30 повторений в течении
месяца эффективнее, чем 100 повторений
в день.
6. Игра «Память».
Чертиться квадрат, в нём расположены
символы, даётся несколько секунд
на запоминание их расположения. Затем
за минимум времени нужно
воспроизвести порядок расположения этих
символов. Эта игра тренирует
зрительную память, точность и быстроту
запоминания.
Вывод:
Как уже упоминалось,
память одна из самых уязвимых способностей
человека. Как отмечал Ларогифуко: «все
жалуются на свою память, но
никто не жалуется на свой разум». Типичные
расстройства памяти
наглядно демонстрируют её зависимость
от всего комплекса личностных
особенностей человека, а их анализ позволяет
лучше понять память
именно как психологический феномен.
Нужно развивать память, повышать её продуктивность.
На продуктивность
памяти влияют субъективные и объективные
причины. К субъективным
причинам относятся: интерес человека
к информации, выбранный тип
запоминания, врождённые способности,
состояние организма,
предшествующий опыт, установка человека.
К объективным причинам
относятся: характер материала, количество
материала, его осмысленность
и понятность, его связность и особенности
обстановки.
Произвольная направленность и сосредоточенность
психической
деятельности на каком-либо объекте восприятия
называется вниманием.
Если внимательно сосредоточиться на
каком-либо предмете, то легче
будет воспроизвести его в памяти. Важной
особенностью объема внимания
является то, что оно мало поддаётся регулированию
при обучении и
тренировке. Но все-таки как и память ,
внимание можно развивать с
помощью психологических упражнений «Наблюдательность».
Детям предлагается по памяти подробно
описать школьный двор, путь из дома в
школу – то, что они видели сотни раз. Такие
описания делают
устно, но можно записать, а затем сравнить
между собой и с реальной
действительностью. В этой игре выявляются
связи внимания и зрительной
памяти.
Библиография:
1. Л.Д.Столяренко «основы психологии».
Учебное пособие (серия «Высшее
образование»), 2003 год.
2.Ж. Годфруа «Что такое психология ?», 1994
г.
3.Р.М.Нилов «Психология», 1997 г.