4. Методы стимулирования.
Стимулировать - значит побуждать, давать импульс,
толчок мысли, чувству и действию.
Соревнование. Стремление к первенству, приоритету,
самоутверждение свойственно всем людям,
но особенно молодежи. Соревнование в
учебных заведениях сродни лучшим образцам
соперничества спортивного. Главная задача
педагога — не дать соревнованию выродиться
в жесткую конкуренцию и в стремление
к первенству любой ценой.
Поощрение. Чувство удовлетворения, которое
испытывает поощренный воспитанник, вызывает
у него прилив сил, подъем энергии, уверенность
в своих силах и, как следствие, сопровождается
высокой старательностью и результативностью.
Но самый главный эффект от поощрения
— возникновение острого желания вести
себя так и действовать таким образом,
чтобы испытывать это состояние психического
комфорта как можно чаще. В то же время
поощрение не должно быть слишком частым,
чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию
награды за малейший успех. Предметом
особой заботы педагога должно быть недопущение
раздела воспитанников на захваленных
и обойденных вниманием.
Наказание - один из самых старейших методов
воспитания.
Наказание корректирует поведение
воспитанника, заставляет его задуматься,
где и в чем он поступил неправильно, вызывает
чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта.
Наказание - это самоутверждение наоборот,
которое порождает потребность изменить
свое поведение, а при планировании будущей
деятельности — чувство опасения пережить
еще раз комплекс неприятных чувств.
6. Контроль.
Управление любым процессом
предполагает осуществление контроля,
т.е. определенной системы проверки эффективности
его функционирования.
На различных этапах обучения
используются различные виды контроля:
предварительный, текущий, тематический
и итоговый.
Предварительный
контроль направлен на выявление знаний,
умений и навыков учащихся по предмету
или разделу, который будет изучаться.
Текущий контроль осуществляется в повседневной
работе с целью проверки усвоения предыдущего
материала и выявления пробелов в знаниях
учащихся.
Тематический контроль осуществляется периодически
по мере прохождения новой темы, раздела
и имеет целью систематизацию знаний учащихся.
Итоговый контроль проводится в конце четверти,
полугодия всего учебного года, а также
по окончании обучения в начальной, неполной
средней и полной средней школе.
Психолого-педагогические
основы организаторской работы руководителя.
В системах, образованных людьми
и обслуживающих людей, всегда есть элементы
психологии и педагогики. Комплекс психологических
и педагогических факторов в управлении
включает две группы их:
1) внутреннего контура
управления, т.е. присущих самой организации:
а) психологические: особенности
людей, работающих в ней, их профессиональной
деятельности (реально преследуемые цели,
мотивы и др.), управленческой деятельности,
психологии коллектива;
б) педагогические: особенности
образованности, обученности, воспитанности
и развитости сотрудников организации,
отдельных групп, руководства и коллектива;
2) внешнего контура управления:
психологические и педагогические
особенности людей, коллективов
и деятельности других организаций,
с которыми контактирует данная
организация и на которые она
влияет, решая свои задачи. Это
среда функционирования, имеющая
общественные, ведомственные, региональные,
местные особенности.
Организация системы
управления заключается в установлении
организационного порядка (организованности)
в функционировании учреждения, предприятия,
любой организации. Для этого необходимо,
чтобы при управлении персоналом проводилась
систематическая психологическая и педагогическая
работа по укреплению организационного
порядка, включая:
• профессионально-психологический
и педагогический отбор при приеме
на работу, расстановке кадров и особенно
выдвижении на управленческие должности;
• организационное
обучение и воспитание, предполагающие
твердое знание каждым работником обязанностей,
прав, ответственности, разъяснение и
постоянное напоминание персоналу общности
задач;
• воспитательная
работа: индивидуальная, с группами,
коллективом и через коллектив, обеспечивающая
сплоченность, рабочее настроение добросовестный
труд, взаимную поддержку, отсутствие
конфликтов.
• профессиональное
обучение, непрерывное повышение профессионализма
работников;
• решение организационных
вопросов, находящих положительный
психологический отклик у членов коллектива,
положительно влияющих на их воспитанность
и развитость;
• привлечение рядовых
работников и руководителей низовых структур
к участию в управлении жизнью и деятельностью
организации, что улучшает решение ее задач,
значимо для психологической идентификации
интересов всех сотрудников с интересами
организации, воспитания коллективизма;
• обеспечение должного
социально-психологического и социально-педагогического
влияния на персонал примера поведения,
деятельности, стиля, личных качеств руководителя,
руководителей служб и подразделений,
работников управленческого аппарата.
Текущее (ситуативное)
управление заключается в решении возникающих
текущих проблем организации и должно
непрерывно гибко реагировать на них.
Текущее управление имеет цикличный характер, и каждый цикл
включает обнаружение новой ситуации,
ее управленческое изучение, подготовку
и принятие соответствующего решения,
организацию его выполнения, оценку результатов.
Каждое звено управленческого
цикла может и должно оптимизироваться
психологически и педагогически:
1.Отслеживание обстановки,
выявление и принятие решения по текущим
проблемам и вопросам.
2. Изучение проблемы,
принимаемой для решения. Хорошо, когда
к изучению привлекаются сотрудники, создаются
группы. Проблема — всегда пересечение
многих причин и условий.
3. Проработка вариантов
решения и выбор лучшего из них. Следует
всегда рассматривать несколько вариантов
решения, оценивать плюсы и минусы каждого
и отбирать лучший. Лучший вариант всегда
правильно учитывает психологические
и педагогические аспекты. Полезно при
этом использовать метод «мозгового штурма».
4. Принятие решения. Принятие
решения — прерогатива руководителя,
но при проработке решения следует привлекать
сотрудников, особенно тех, кто будет потом
его выполнять.
5. Организация выполнения
решений. Решение принесет мало пользы,
если руководитель думает, что его задача
— принять решение, а подчиненных — исполнить
его. На самом деле последнее — и его работа.
Она предполагает: подбор сотрудников
для выполнения решения, их подготовку,
руководство действиями, контроль, оказание
помощи.
6. Подведение итогов. В нем
содержится немалый педагогический потенциал,
который реализуется, когда разбор действий
и их оценка справедливы и компетентны,
основаны на достоверных данных, включают
оценку плюсов и минусов, сопровождаются
советами, сочетаются в необходимых случаях
с занятиями, заданиями на самостоятельную
отработку каких-то вопросов с последующей
проверкой результатов.
Каждому руководителю сегодня
надо овладевать цивилизованным, демократическим
стилем управления. Невозможно успешно
руководить, не пользуясь поддержкой персонала,
возводя барьеры между собой и им. Напротив,
нужно сближение, взаимопонимание, взаимное
доверие. Поскольку люди всегда работали
и работают лучше, когда решают задачи
не по принуждению, не из страха перед
наказанием, а с желанием, в силу собственных
убеждений, чувства долга и понимания
ответственности.
Современные общественные и
личные интересы руководителя и сотрудников
обусловливают необходимость, чтобы управление
строилось на принципе двуединой цели. Оно
должно приносить деловой, профессиональный
результат и духовную, человеческую «прибыль», обладающую
и самоценностью и способную прибавить
к первому немало десятков процентов,
а если она отсутствует, то на столько
же убавить. «Наука не обижать», не приносить
огорчения подчиненным без деловой и воспитательной
необходимости — самая доступная, но,
бывает, что и самая сложная для части
руководителей. Таким образом, управление
организацией всеми своими составляющими
оказывает широкое и сильное психологическое
и педагогическое влияние на персонал.
Литература:
http://yandex.ru
ru.wikipedia.org
http://psychology-11.narod.ru
http://psyera.ru/vnimanie-fiziologicheskie-mehanizmy-vidy-i-kachestva-vnimaniya-1346.htm
http://libsib.ru/obschaya-psichologiya/vnimanie/vse-stranitsi
http://xreferat.ru/77/1605-1-vnimanie.html
http://www.redov.ru/psihologija/obshaja_psihologija_konspekt_lekcii/p4.php
http://coma.su/content/view/98/30
http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/psichologicheskie_rekomendatsii_po_upravleniiu_vnimaniem.html
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
по дисциплине «Психология
и педагогика»
Задание 1
Диагностика типа личности
с помощью психогеометрического теста
С. Деллингер
ВЫВОДЫ.
В результате проделанного теста получились
следующие результаты:
1 фигура – прямоугольник
2 фигура – квадрат
3 фигура – треугольник
4 фигура – круг
5 фигура – зигзаг
Прямоугольник – это моя основная
фигура. Я согласна с этим определением,
поскольку мне действительно присущи
такие положительные черты характера
как: любознательность, настрой на свое,
чувствительность.
Из отрицательных черт мне присущи:
замешательство, напряженность, наивность.
От квадрата мне присущи такие
положительные качества как: внимательность
к деталям, бережливость. А от отрицательных
– холодная рассудительность, излишняя
осторожность, упрямство.
От треугольника во мне присутствуют
такие черты как: уверенность в себе, сконцентрированность
на проблеме, категоричность.
От круга меня дополняют черты:
доброжелательность, заботливость, доверчивость,
уступчивость, комформность.
От зизгаза – мечтательность,
остроумие, интуитивность.
Ко всему вышесказанному могу добавить,
что этот тест показал мне мои слабые и
сильные стороны, те черты, которые я должна
в себе развить, и стремиться к саморазвитию.
Задание 2
№ вопроса |
Ответ |
Балл |
1 |
Да |
2 |
2 |
Нет |
0 |
3 |
Нет |
0 |
4 |
Да |
2 |
5 |
Нет |
0 |
6 |
Нет |
0 |
7 |
Да |
2 |
8 |
Да |
2 |
9 |
Нет |
0 |
10 |
Да |
2 |
11 |
Нет |
2 |
12 |
Да |
2 |
13 |
Да |
2 |
14 |
Нет |
0 |
15 |
Нет |
0 |
16 |
Да |
2 |
17 |
Да |
2 |
18 |
Нет |
0 |
19 |
Да |
2 |
20 |
Да |
2 |
21 |
Да |
2 |
22 |
Да |
2 |
23 |
Да |
2 |
24 |
Да |
2 |
25 |
Да |
0 |
26 |
Нет |
0 |
27 |
Нет |
0 |
28 |
Да |
2 |
29 |
Да |
2 |
30 |
Да |
2 |
31 |
Нет |
0 |
32 |
Не знаю |
1 |
33 |
Да |
2 |
34 |
Нет |
0 |
35 |
Да |
2 |
36 |
Да |
0 |
37 |
Нет |
2 |
38 |
да |
0 |
39 |
Да |
2 |
40 |
нет |
0 |
41 |
Да |
2 |
42 |
Да |
2 |
43 |
Да |
2 |
44 |
Нет |
0 |
45 |
Да |
2 |
46 |
Да |
2 |
47 |
Да |
0 |
48 |
Да |
2 |
49 |
Нет |
0 |
50 |
Да |
2 |
51 |
Да |
0 |
52 |
Да |
0 |
53 |
Нет |
2 |
54 |
Нет |
0 |
55 |
Нет |
0 |
56 |
Да |
2 |
57 |
Нет |
2 |
58 |
Да |
2 |
59 |
Нет |
2 |
60 |
Да |
2 |
61 |
Да |
2 |
62 |
Да |
0 |
63 |
Да |
0 |
64 |
Да |
2 |
65 |
Да |
0 |
66 |
Нет |
0 |
67 |
Нет |
2 |
68 |
Нет |
0 |
69 |
Да |
0 |
70 |
Нет |
2 |
71 |
Да |
2 |
72 |
Нет |
0 |
73 |
Да |
2 |
74 |
Да |
2 |
75 |
Да |
0 |
76 |
Да |
2 |
77 |
Да |
0 |
78 |
Нет |
0 |
79 |
Да |
2 |
80 |
Нет |
0 |
81 |
Да |
2 |
82 |
да |
2 |
83 |
Нет |
0 |
84 |
Нет |
2 |
85 |
Да |
2 |
86 |
Нет |
0 |
87 |
Нет |
2 |
88 |
Да |
2 |
89 |
Да |
0 |
90 |
Да |
0 |
91 |
Да |
2 |
92 |
Да |
2 |
93 |
Нет |
0 |
94 |
Нет |
0 |
95 |
Да |
2 |
96 |
Нет |
2 |
97 |
да |
2 |
98 |
Да |
2 |
99 |
Нет |
2 |
100 |
Нет |
0 |
101 |
Нет |
0 |
102 |
Да |
2 |
103 |
Нет |
2 |
104 |
Да |
2 |
105 |
Да |
2 |
106 |
Да |
2 |
107 |
Нет |
2 |
108 |
Да |
0 |
109 |
Да |
0 |
110 |
Нет |
2 |
111 |
Да |
2 |
112 |
Да |
0 |
113 |
Нет |
0 |
114 |
Да |
2 |
115 |
Да |
2 |
116 |
Да |
2 |
117 |
Да |
2 |
118 |
Да |
0 |
119 |
Да |
2 |
120 |
Да |
0 |
121 |
Да |
2 |
122 |
Нет |
0 |
123 |
Да |
0 |
124 |
Да |
2 |
125 |
Да |
0 |
126 |
Да |
0 |
127 |
Нет |
0 |
128 |
Не знаю |
1 |
129 |
Да |
0 |
130 |
Не знаю |
1 |
131 |
Да |
2 |
132 |
Нет |
0 |
133 |
Да |
2 |
134 |
да |
2 |
Обработка и анализ результатов
Показатели |
Значения |
Результаты
испытуемого |
максимум |
минимум |
среднее |
СВ |
76 |
22 |
45,8 |
60 |
СТ |
93 |
24 |
55 |
61 |
ПНП |
75 |
28 |
56,3 |
52 |
У |
2,1 |
0,3 |
0,85 |
0.9 |
ВЫВОДЫ:
1. По
результатам теста-опросника получились
следующие результаты. СВ=60, что соответствует
«Сильному типу нервной системы», У=0.9,
что соответствует «Уравновешенному типу»
и ПНП =52 т.е. «Подвижный тип нервной системы»
2. После анализа четырех типов
темперамента я могу заключить,
что мне соответствует тип темперамента
«сангвиник», который, определяется как
сильный тип темперамента, характеризующийся
подвижностью, высокой психической активностью,
разнообразием мимики, отзывчивостью
и общительностью, уравновешенностью.
Я довольно быстро схожусь с людьми, легко
переключаюсь с одного вида деятельности
на другой, но не люблю однообразной работы.
Могу легко контролировать свои эмоции,
быстро осваиваюсь в новой обстановке,
активно вступаю в контакты с людьми.
Этот темперамент характеризуется некоторой
двойственностью. Если раздражители быстро
меняются, все время поддерживается новизна
и интерес впечатлений, я проявляю себя
как человек деятельный, активный, энергичный.
Если же воздействия длительны и однообразны,
то они не поддерживают состояния активности,
возбуждения и я могу потерять интерес
к делу.
У сангвиника быстро возникают чувства
радости, горя, привязанности и недоброжелательности,
но все эти проявления его чувств неустойчивы,
не отличаются длительностью и глубиной.
Они быстро возникают и могут так же быстро
исчезнуть или даже замениться противоположными.
Настроение сангвиника быстро меняется,
но, как правило, преобладает хорошее настроение.
Задание 3.
№
вопроса |
Ответ |
«Ключ» |
экстраверсия –
интраверсия |
нейротизм-
ригидность |
правдивость |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
+ |
+ |
|
|
2 |
+ |
|
+ |
|
3 |
+ |
+ |
|
|
4 |
+ |
|
+ |
|
5 |
+ |
- |
|
|
6 |
+ |
|
+ |
+ |