Внутриличностные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 15:58, реферат

Краткое описание

Проблема внутриличностного конфликта активно разрабатывается в зарубежной психологии. Особенность зарубежных исследований состоит в том, что внутриличностный конфликт рассматривается исходя из понимания личности, которое сложилось в рамках определенной психологической школы.

Содержание

1. Общая характеристика внутриличностного конфликта
1.1 Подходы к пониманию внутриличностного конфликта
1.2 Основные виды внутриличностного конфликта
2. Психологические условия предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов
2.1 Условия предупреждения внутриличностых конфликтов
2.2 Факторы и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов

Вложенные файлы: 1 файл

внутриличночтные конфликты.rtf

— 196.61 Кб (Скачать файл)

     Некоторые исследователи (Ф. Василюк, Э. Киршбаум, В. Роттенберг, И. Стоиков) считают психологическую защиту непродуктивным средством решения внутреннего конфликта. Они полагают, что защитные механизмы ограничивают развитие личности, ее «собственную активность».

     Рассмотрим механизмы психологической защиты подробнее.

     1) «Не замечай это»

     Отрицание -- один из онтогенетически ранних и наиболее простых механизмов защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия в соответствии с новыми обстоятельствами, их игнорированием.

     2) «Обвини это»

     Проекция сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями.

     Проекция предполагает приписывание источнику трудностей различных негативных качеств, как рациональную основу для его неприятия и самопринятия на этом фоне.

     3) «Плачь об этом»

     Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение в ситуации внутреннего конфликта детским стереотипам поведения.

     4) «Напади на что-то, заменяющее это»

     Замещение развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного или значимого субъекта во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая агрессию на более слабый объект или на самого себя. Замещение имеет активные и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования.

     5) «Не помни об этом»

     Подавление развивается для сдерживания страха, проявления которого неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. К подавлению относятся близкие к нему механизмы изоляции и интроекции.

     6) «Не чувствуй этого»

     Изоляция -- восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги.

     7) «Не знай, откуда это»

     Интроещия -- присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны.

     8) «Переосмысли это»

     Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте. Предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. При этом используются способы:

     - сравнение противоборствующих тенденций;

     - оставление списка «+» и «--» каждой из тенденций и их анализ;

     - шкалирование каждого «+» и «--» в каждой из тенденций и их суммирование.

     9) «Отмени это»

     Сюда входят также механизмы аннулирования, сублимации и рационализации.

     «Отмени это»

     Аннулирование -- поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины.

     «Трансформируй это»

     Сублимация -- удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства (сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых альтернатив. Способы: переключение на другой вид деятельности; совершение привлекательных, общественно значимых поступков.

     «Найди оправдание»

     Рационализация -- нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами. Реализуемые способы:

     дискредитация цели (элементарное обесценивание недостижимого);

     дискредитация значимого другого, который отказывает во внимании;

     преувеличение роли обстоятельств, судьбы;

     утверждение вреда во благо;

     переоценка ценностей, всей мотивационной системы;

     самодискредитация (искупление вины).

     10) «Обрати это в противоположное»

     Реактивное образование предполагает выработку и подчеркивание в поведении противоположной установки.

     11) «Приобрети это»

     Компенсация -- онтогенетически самый поздний и сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности. В него входят механизмы идентификации и фантазии.

     12) «Будь, как это, чтобы не потерять его»

     Идентификация -- моделирование поведения другого лица как путь к повышению самоценности или совладанию с чувствами в связи с возможным разделением или утратой.

 

      13) «Мечтай об этом»

     Фантазия - бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем, связанных с разрешением внутриличностного конфликта.

     Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе как средство адаптации и разрешения конфликтов, могут при определенных условиях вызывать противоположные состояния дезадаптации и перманентного конфликта. По мнению Е.С. Романовой и Л.P. Гребенникова, в основе этой неоднозначности лежит то, что механизмы защиты являются в своем большинстве продуктами конфликтов раннего онтогенеза. 

 

      Список литературы 

1. Анцупов Л.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999.

2. Латынов B.B. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон //Иностр. психология. - 1993. Т. 1. - №2.

3. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. - М.: Экономика, 1993. - 156 с.

4.Нергеш Я. Поле битвы - стол переговоров. - М.: Международные отношения, 1989. - 264 с.

5. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. -- М.: Прогресс, 1988 - 365 с.

Информация о работе Внутриличностные конфликты