Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 23:10, реферат
Внушение как мощное средство влияния на психику было известно ещё в древние времена, однако в силу исторической ограниченности человеческого познания оно на протяжении многих веков не могло стать объектом научного познания. В то же время религия широко применяла самые разнообразные способы. «Божьи пастыри » были знакомы только с внешним проявлением внушения, но широко пользовались этим психологическим феноменом для утверждения своего могущества.
Введение………………………………………………………….…………3
1. Понятия и механизмы внушения…………………………..…………4
2. Гипноз, как проявление внушающего поведения…….…………..11
3. Внушение в психолого-педагогической работе……..….………...15
4. 10 правил внушения………………………………………….….……19
Заключение ……………………………………………………….………20
Библиографический список литературы………
Ещё один эффект известный психологам. Гороскопы влияют на людей, для которых они составлены. Так, например, прочитав, что вашему знаку зодиака свойственна особенная честность, вы будете стараться «не ударить в грязь лицом» и поддерживать репутацию своего созвездия.
По И. Павлову «внушение – есть наиболее упрощённый типичнейший условный рефлекс человека. В практике общения воздействию внушеня противостоит процесс контрвнушения
Контрвнушение – это отношение суггерента к личности суггестолога. Его механизм формируется в процессе общего развития личности под влиянием воспитания.
В. Н. Куликов выделяет несколько видов контрвнушаемости:
- ненамеренная и намеренная
Основой первой является свойственная людям некоторая степень сомнения, недоверия и критичности, проявляющаяся на неосознаваемом уровне. Они начинают действовать в момент внушения автоматически.
Намеренная – критически анализирует то, что ему пытаются внушить, сопоставляя содержание внушения со своими взглядами и убеждениями и в той или иной степени не принимает их.
- индивидуальная и групповая.
Индивидуальное контрвнушение обусловлено характерологическими и возрастными особенностями психики, её жизненным опытом, социальными установками. Под групповым контрвнушением понимается противодействие внушению со стороны группы.
- общая и специальная
Первое основывается на общей критичности личности в отношении внешних воздействий. Специальное контрвнушение имеет более узкую сферу действий вплоть до установки одного суггестолога или контрвнушаемой информации.
Склонность человека поддаваться внушению со стороны других людей называется внушаемостью.
Внушаемость – это степень восприимчивости к внушению, определяемое субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию или готовность изменить поведение не на основании разумных, логических доводов, а по одному лишь требованию или предложению, которые исходят от другого лица или группы лиц.
При
этом сам человек не отдаёт себе
ясного отчёта в такой ситуации.
Подчиняясь, он продолжает считать свой
образ действий как бы результатом собственной
инициативы и самостоятельного выбора.
К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, впечатлительность, слабость логического мышления, медленный темп психической деятельности.
Выделяют
следующие ситуативные факторы,
влияющие на повышение индивидуальной
внушаемости:
- психофизиологическое состояние субъекта
(покой, релаксация, а также сильное эмоциональное
возбуждение, стресс и т. д.);
- низкий уровень осведомлённости в обсуждаемом
вопросе или выполняемом виде деятельности;
- дефицит времени для принятия решения
В процентном отношении все люди делятся по степени гипнабельности – подверженности внушению. По данным Хилгарда, 10% людей вовсе не подвержены гипнозу, 30% - слабо выраженная гипнабельность, 30% - гипнабельность средней степени и 30% лиц с высокой гипнабельностью.
Число женщин – гипнотиков всегда превышает величину у мужчин и со ставляет 66,6% любой аудитории.
Концепции механизма внушения
Внушение
как средство воздействия на психику
реализуется только в силу того,
что у человека есть определённый
механизм, предоставляющий ему
К
сожалению, наука в настоящее
время не в состоянии исчерпывающе
раскрыть все «секреты» психики.
Не решена полностью и проблема физиологии
внушения. Однако отдельные теории
дают ответ о природе механизма
внушения.
Это физиологическая теория внушения
И. П. Павлова о взаимодействии первой
и второй сигнальных систем, а также на
теории установки Д. Н. Узнадзе.
Согласно учению И. П. Павлова, высшая нервная деятельность осуществляется у человека несколькими инстанциями. Первая из них – общая у человека и высших животных – первая сигнальная система, устанавливающая временные связи в результате непосредственного взаимодействия агентов внешнего мира.
Вторая сигнальная система имеется только у человека. Она – основа речевой деятельности и отвлечённого мышления человека. «Конечно, слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель как и все остальные общие у него с животными, но вместе с тем и такой многоообъемлющий, как никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое количественное и качественное сравнение с условными раздражителями животных».
Слово,
благодаря всей предшествующей жизни
взрослого человека, связано со всеми
внешними и внутренними раздражителями,
приходящие в большие раздражителями,
приходящими в большие
Таким образом, внушение есть наиболее упрощённый типичнейший условный рефлекс человека. Внушение есть концентрированное раздражение определённого пункта или района больших полушарий в форме определённого раздражения, ощущения или следа – представления то вызванное эмоцией, то произведённое посредством внутренних связей; ассоциаций – раздражение, получившее преобладающее, незаконное и неодолимое значение».
Эффект
внушения состоит в концентрации
возбуждения в определённом очаге
коры головного мозга. Так как
это сильное возбуждение
В
этих условиях оно перестаёт должным
образом контролировать действия человека
и его психическое состояние.
Поступки и внутреннее состояние
не находятся под контролем
Установка – механизм, регулирующий поведение человека в тех случаях, когда воздействие воспринято путём внушения.
Глубокое
экспериментальное и
Установка представляет собой предрасположение, определённую предуготовленность организма при поведенческих актах.
Установка – инструмент субъекта в целом, в каждый конкретный момент его деятельности.
Установка
есть внутренняя форма поведения, она
возникает при наличии
Именно
эта настройка всех физических и
психических процессов
Следовательно, между стимулом и реакцией организма всегда существует важнейший компонент поведенческого акта – состояние организма, его готовность, «акцептор действия», т. е. установка.
Путём
вербального воздействия мы создаём
у человека установку на осуществление
определённого действия. Но выработка
и фиксация установки в обычных
условиях проходит не так просто и
прямолинейно. Создание самой установки
зависит от внутреннего состояния
организма. В условиях гипнотического
внушения или психологического расслабления,
при общей заторможенности
твует или значительно ослаблен.
Внушая что-либо испытуемому, находящемуся в гипнозе, мы, разумеется, идём в обход сознания. Но соответствующий акт легко внушить человеку и в бодрствующем состоянии.
Следовательно, предлагаемая схема должна показывать и ту сферу психики, которая превалирует в процессе выполнения внушённого действия.
Естественно
- научные основы механизма внушения
показывают универсальность этого
явления и открывают
Гипноз, как проявление внушающего поведения.
Гипноз
- уникальный феномен, который привлекает
к себе особое внимание и нередко
окружён не только ореолом таинственности,
но и многочисленными
История изучения гипноза полна драматизма: периоды живого интереса к нему многочисленных исследований сменялись периодами охлаждения и даже отрицания его существования.
Повышенный интерес к гипнозу возник в конце XVIII в. во Франции благодаря венскому врачу Ф. Месмеру, создавшему учение о "животном магнетизме".
Двадцатый век ознаменовался широкими исследованиями в области гипноза, появлением новых теоретических концепций.
Большой
вклад в изучение гипноза внесли
следующие учёные, психологи, физиологи
В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, З. Фрейд, Л.
Кьюби и С. Марголин,
Э. Хилгард, М. Орн, В. Е. Рожнов и т. д.
В. М. Бехтерев, признавая гипноз как клиническую реальность, считал, что он вызывается внушением, которое «есть не что иное как прививание путём слова или другим каким-либо способом различных психических явлений, например, чувства, ощущения, идеи или действия другому лицу при отвлечении его волевого внимания или сосредоточения».
Павловское
направление рассматривало
Фрейд
рассматривал гипноз как особую форму
перенесения. Он считал, что гипнотизёр
в процессе гипнотической индукции
занимает место родителей гипнотизируемого
лица и возрождает комплекс Эдипа с его
любовью и страхом, определяя тем самым
либо успокаивающий «материнский», либо
устрашающий
«отцовский» типы гипноза.
Согласно
концепции И. П. Павлова, гипноз –
это естественный психологический
феномен, повышенная потенциальная
готовность психики к приёму информации,
её переработки и реализации в
деятельности.
Гипнотическое состояние характеризуется
максимальной мобилизацией резервных
возможностей человеческой психики, «когда
изменённая функция сознания и самосознания
получает расширенные возможности управления
центральной и периферической нервными
системами, включая некоторые элементы
бессознательного, а в какой-то степени
и организмом в целом».
Феномен гипноза
В
гипнотическом состоянии
Двигательная сфера: Гипнотическое внушение может вызвать любое произвольное движение. Так, посредством внушения осуществлять движения рук, ног, тела в любом направлении, а в глубоком гипнотическом состоянии можно также лишить возможности движения, вызвать паралич рук.
Сенсорная сфера: В состоянии гипноза спонтанно и с помощью внушения происходит понижение чувствительности к боли, прикосновению. Гипнотик не реагирует ни жестами, ни мимикой. Путём внушения вызывается снижение и увеличение остроты зрения, полная слепота и т. д.
В
гипнотическом состоянии