Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 15:16, реферат
Внушение как мощное средство влияния на психику было известно ещё в древние времена, однако в силу исторической ограниченности человеческого познания оно на протяжении многих веков не могло стать объектом научного познания. В то же время религия широко применяла самые разнообразные способы. "Божьи пастыри " были знакомы только с внешним проявлением внушения, но широко пользовались этим психологическим феноменом для утверждения своего могущества. Одним из таких социально-психологических механизмов, используемых религией, является внушение.
Религиозные культы многих племён и народов на протяжении столетий изыскивали приёмы, с помощью которых можно оказать влияние на психику человека. В этом процессе поисков средств гипноза, внушения и самовнушения, перевода психики в сумеречное состояние наиболее преуспели йоги.
Введение…………………………………………………………………3
1. Понятия и механизмы внушения……………………..6
• Св-ва личности
2. Концепции механизма внушения……………………13
3. Гипноз, как проявление внушающего поведения……………..17
• Феномен гипноза
• Постгипнотическое внушение
• Применение гипноза в лечебных целях
4. Внушение в психолого-педагогической работе………………...22
5. Самовнушение и аутогенная тренировка……………………………28
Заключение ………………………………………………………………………………..33
Библиографический список литературы………………………….34
Тюменская Государственная Академия Культуры Искусств и Социальных Технологий
Институт социокультурного сервиса и информационных технологий
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
Психология
ТЕМА
«Внушение и самовнушение»
Выполнила: студентка 1 курса «СКД» Подрезова Вероника
Руководитель: Васильева Елена Николаевна
Г. Тюмень
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
2. Концепции механизма внушения……………………13
3. Гипноз, как проявление внушающего поведения……………..17
4. Внушение в психолого-
5. Самовнушение и аутогенная тренировка……………………………28
Заключение ………………………………………………………………………………
Библиографический список литературы………………………….34
Введение
"Внушение в широком смысле поистине универсально
в человеческих психических отношениях….
Невнушаемость - тождественна недоверию"
Б. Ф. Поршнев
Внушение как мощное средство влияния на психику было известно ещё в древние времена, однако в силу исторической ограниченности человеческого познания оно на протяжении многих веков не могло стать объектом научного познания. В то же время религия широко применяла самые разнообразные способы. "Божьи пастыри " были знакомы только с внешним проявлением внушения, но широко пользовались этим психологическим феноменом для утверждения своего могущества. Одним из таких социально-психологических механизмов, используемых религией, является внушение.
Религиозные культы многих племён и народов на протяжении столетий изыскивали приёмы, с помощью которых можно оказать влияние на психику человека. В этом процессе поисков средств гипноза, внушения и самовнушения, перевода психики в сумеречное состояние наиболее преуспели йоги.
Йоги предлагают систему физических и психических упражнений, с помощью которых якобы достигается общение со сверхестественными силами. В древних египетских книгах "Ведах" даётся детальное описание системы упражнений, которые обязан проделать йог для того, чтобы научится управлять душой и телом. Находясь в таком состоянии, йог не чувствует боли, он может длительное время оставаться без пищи, без воды. Если отбросить религиозное содержание учения йогов, то следует признать, что сама техника внушения, самовнушения и гипноза у них разработана весьма искусно.
Первые шаги научного объяснения природы внушения и практического использования этого феномена в лечебных целях сделала медицина.
В начале XIX в. выделяются 2 школы, изучающие явления гипноза. Обе школы - и нансийская и парижская - выступали единым фронтом против мистицизма, как основного врага изучения внушения.
Школа Шарко считала, что лёгкая внушаемость и гипнолабильность свойственны только психически аномальным людям. Гипнотический сон, по мнению Шарко, явление патологическое, и его можно вызвать только у лиц с предрасположением к истерии.
Резкую критику такого понимания природы внушения и гипноза дал Бернгейм. Он сказал, что гипнотическое состояние - это не невроз, подобный истерии, а искусственно вызванный сон, которому поддаётся большинство людей.
Огромный вклад в разработку проблем внушения и гипноза внёс В. М. Бехтерев. Он рассматривал внушение как психический процесс, вызывающий определённые ощущения и представления без должной критики. Гипнотическое состояние В. М. Бехтерев связывал с эмоцией описания, которая и обуславливает усиление действия внушения. Он показал, что внушение может быть использовано и для пользы и во вред человеку.
Физиологическая основа внушения и гипноза была вскрыта И.П. Павловым. Классические экспериментальные исследования И. П. Павлова раскрыли истинную картину условно-рефлекторной деятельности высшей нервной системы, природу процессов торможения и возбуждения коры головного мозга дали возможность создать цельное учение о сне, гипнозе и словесном воздействии, которое стало теоретической основой психотерапевтической практики.
Характеризуя общее значение внушения, грузинский учёный И. Т. Бжалава отмечает, что невозможно назвать другое психологическое явление, которое пользовалось бы настолько широким распространением в обществе. "Оно занимает важное место в педагогике, социологии, медицине, социальной психологии и т. д."
Б. Ф. Поршнев "В целом, внушение - один из самых действенных, практически важных механизмов социальной психологии".
Для современной социальной психологии чрезвычайно актуальными вопросами исследования являются :
- специфика внушающего
воздействия индивида на
- аналогичное влияние коллектива на личность;
- внушение, передаваемое от коллектива к коллективу;
- наконец, межличностное внушение
Понятие и механизмы внушения
Внушение - воздействие одного человека на другого, частично или полностью неосозноваемое.
Внушение - подача информации, воспринимаемая без критической оценки и оказывающая влияние на течение нервно - психических воздействий.
Путём внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия, без логической переработки воспринимаемого (А. М. Свядощ).
Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступать как специально организованный вид коммуникации, предполагающий не критическое восприятие сообщаемой информации, противоположной убеждению.
Если убеждение сопровождается неизбежной критикой, в той или иной степени проявляющейся со стороны убеждаемого, то внушение, как образно выразился В. И. Бехтерев, входит в сознание человека "не с парадного входа, а как бы с заднего крыла, минуя сторожа - критику".
Внушение невозможно при отсутствии семантического (смыслового) содержания и сообщения. Например, человеку нельзя что - либо внушить на незнакомом ему языке.
Многообъёмность слова, как специфического раздражителя ВНД может быть показана на следующих случаях. Часто, если один человек заявляет, что в помещении холодно, то и другие лица, находящиеся в этом помещении, начинают чувствовать, что им тоже холодно. Упоминание о вкусной пище вызывает усиленное выделение слюны. Слово может вызвать у человека не только такие относительно простые, но и сложные эмоциональные реакции. Радостное известие заставляет чаще биться наше сердце, учащает дыхание, вызывает улыбку.
Большую сенсацию в медицинских кругах произвели сообщения о возможности вызывания словесным внушением в гипнозе различных трофических изменений кожи: синяков, волдырей, ожогов. Сумбаев и Бахтияров описывают опыты, в которых у испытуемых в гипнозе путём словесного внушения вызывались подкожные кровоизлияния как следствие мнимого ушиба, при этом они подчёркивают, что в гипнозе у испытуемого могут быть вызваны не только те трофические изменения кожи, которые имели у него место ранее.
Помимо семантической информации вводится ещё и добавочная - верифицирующая информация, повышающая достоверность основной. Так, например, вы можете сказать гипнотизируемому: "Веки отяжелели" или "Веки совсем отяжелели". Во втором случае добавочную информацию в слове "совсем" несёт ваш голос - интонация речи, мимика и один из главных компонентов - ваш авторитет.
Если эта добавочная информация не будет, то эффект внушения не наступит. И чем более уверенным тоном говорит человек, тем больше верифицированное действие оказывает его речь.
Социально - психологический аспект явлений внушения В. Н. Куликов усматривает в связи со следующими его особенностями.
Во-первых, содержание внушения, в конечном счёте, всегда социально детерминировано, т. к. оно определяется идеологией, моралью, политикой того общества, чьи интересы и цели защищает источник суггестивной (внушаемой) информации.
Во-вторых, процесс внушения представляет собой взаимодействие членов суггестивной пары, в роли которых выступают социальные общности и составляющие их личности.
В-третьих, ход и исход процесса внушения зависит от того, кто оказывет внушающее воздействие, а также от тех влияний, которые они испытывают со стороны своего социального окружения.
В настоящее время внушение является составной частью нормального человеческого общения. Вместе с другими способами общения внушение выполняет важные социально - психологические функции:
- содействует формированию общественной психологии людей, внедрению в сознание сходных взглядов и убеждений, мнений и оценок, норм деятельности и поведения
- направляет и регулирует активность личности, побуждая к одним делам и поступкам или удерживая от них.
Интересно отметить, что писатель Л. Н. Толстой и психоневролог В. М. Бехтерев в разное время и различными путями пришли к одной мысли о громадном значении внушения в воспитании. "Дети всегда находятся, и тем более чем моложе, в том состоянии, которое врачи называют первой степенью гипноза. И учатся и воспитываются дети благодаря этому состоянию. Так что учатся и воспитываются люди всегда только через внушение, совершающееся сознательно и бессознательно".
Говоря о внушении, нельзя не остановиться на вопросе веры человека, которую можно рассмотреть как отношение субъекта к событиям, теориям и даже вымыслам, которые принимаются как достоверные и истинные.
Термином "вера" обозначается также убеждённость в истинности научных выводов, уверенность в неизбежном осуществлении какого - либо события, социального идеала.
Например, огромное количество людей верит гороскопам, хотя беспристрастные проверки не раз показали несостоятельность астрологических предсказаний и астрологических анализов личности.
Возможно, люди верят в предсказания, потому что они, как это не парадоксально, верны. Но верны они, потому что настолько обобщены, уклончивы и туманны, что пригодны для всех и ни для кого. Здесь работает известное психологам явление "эффект Барнума" в честь известного американского антрепренера и владельца цирка Финеаса Барнума. Эффект Барнума можно сформулировать так: "Человек склонен принимать на свой счёт общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему говорят, что они получены в результате изучения каких-то непонятных ему фактов". Видимо, это связано с глубоким интересом, который каждый из нас испытывает к собственной личности и, конечно, к своей судьбе.
Важный фактор действия эффекта Барнума состоит в том, что мы любим комплименты, но относимся с сомнением к критическим высказываниям в наш адрес. Это не значит, что гороскоп, чтобы в него поверили, должен состоять из одних восхвалений. Допустимы и указания на некоторые простительные недостатки характера. Например, "Оптимист всегда смотрит в будущее". Экстраверт обладает развитым интеллектом. Имеются признаки упрямства (первый недостаток). Ум быстрый, но в работе плохо справляется с мелочами и нуждается в сотрудниках, которым можно было их поручить (второй недостаток). Отмечено два недостатка, но с каким тактом это сделано.
Ещё один фактор, работающий в пользу эффекта Барнума: к астрологам часто обращаются люди несчастные, озабоченные, запуганные жизнью, впавшие в депрессию. Им нужна положительная и основанная на "древней науке" информация об их характере и о будущем. Для них это своеобразная форма форма психотерапии, ослабляющая волнение, страхи, неуверенность в себе.
По Фрейду человеку свойственно помнить положительные высказывания о себе и своём будущем и забывать отрицательное. Важно и то, что услуги астролога, как правило, довольно дорого стоят. Заплатив чувствительную сумму за личную консультацию, вы подсознательно не пожелаете признать, что выбросили деньги зря.
Ещё один эффект известный психологам. Гороскопы влияют на людей, для которых они составлены. Так, например, прочитав, что вашему знаку зодиака свойственна особенная честность, вы будете стараться "не ударить в грязь лицом" и поддерживать репутацию своего созвездия.
По И. Павлову "внушение - есть наиболее упрощённый типичнейший условный рефлекс человека. В практике общения воздействию внушеня противостоит процесс контрвнушения
Контрвнушение - это отношение суггерента к личности суггестолога. Его механизм формируется в процессе общего развития личности под влиянием воспитания.
В. Н. Куликов выделяет несколько видов контрвнушаемости:
- ненамеренная и намеренная
Основой первой является свойственная людям некоторая степень сомнения, недоверия и критичности, проявляющаяся на неосознаваемом уровне. Они начинают действовать в момент внушения автоматически.
Намеренная - критически анализирует то, что ему пытаются внушить, сопоставляя содержание внушения со своими взглядами и убеждениями и в той или иной степени не принимает их.
- индивидуальная и групповая.
Индивидуальное контрвнушение обусловлено характерологическими и возрастными особенностями психики, её жизненным опытом, социальными установками. Под групповым контрвнушением понимается противодействие внушению со стороны группы.
- общая и специальная
Первое основывается на общей критичности личности в отношении внешних воздействий. Специальное контрвнушение имеет более узкую сферу действий вплоть до установки одного суггестолога или контрвнушаемой информации.
Склонность человека поддаваться внушению со стороны других людей называется внушаемостью.
Внушаемость - это степень восприимчивости к внушению, определяемое субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию или готовность изменить поведение не на основании разумных, логических доводов, а по одному лишь требованию или предложению, которые исходят от другого лица или группы лиц.