Воздействие стресса на организм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:30, реферат

Краткое описание

Данная курсовая освещает «стрессовую теорию» и механизмы процесса адаптации.
Практическое решение проблемы стресса и стрессовоустойчивости играет важную роль в современном обществе. Поскольку стресс оказывает воздействие на все сферы жизни человека, то вовремя принятые меры по борьбе с его негативными проявлениями, могут решить массу проблем, которые мешают человеку гармонично развиваться и реализовываться, а также, что особенно важно, уберечь его здоровье.

Вложенные файлы: 1 файл

Воздействие стресса на организм.docx

— 70.62 Кб (Скачать файл)

Итак, мы установили, что  эмоции находятся на страже удовлетворения основных потребностей организма. Если потребность по каким-либо причинам не удовлетворяется, происходит нарастание эмоционального напряжения, которое  очень часто способствует развитию невроза.

2.3 Общение при  стрессе 

 

Стресс, возникший по причинам, не зависящим от общения, или даже когда сам акт общения оказывается  стрессогенным, существенно меняет характер последнего. При этом может проявляться многообразие форм человеческого общения. Отличительной чертой общения при остром стрессе является эмоциональность, которая может резко усиливать или, напротив, подавлять активность взаимодействия людей, делать его приятным, желанным или мучительным, невыносимым. Стресс может пробуждать в людях гуманное отношение друг к другу или, напротив, бесчеловечность.

Выделяют 3 основные стадии развития общения при групповой  изоляции: ознакомления, дискуссий  и ролевых ориентаций.

Первая стадия отчетлива, непродолжительна (несколько суток), характеризуется активизацией внимания членов группы друг к другу, повышенной корректностью общения. Продолжительность  стадий дискуссии от нескольких дней до 2-3-х недель, иногда до года. Члены  изолированной группы, активно общаясь, беседуют на разные темы, выясняют взаимные взгляды на разные вопросы. При этом они активно и, как правило, доброжелательно  ищут общения. В ходе дискуссий зарождается  коалиционирование, определяется распределение неформальных функциональных обязанностей и ролевых ориентаций.

На стадии ролевых ориентаций возникают довольно устойчивые подгруппы, состояние из 2-3-х (реже 4-х) человек  в каждой, со своими центрами притяжения. При длительном пребывании в условиях социальной изоляции первоначально  конструкция группы чаще всего пересматриваются, некоторые коалиции распадаются, возникают  новые. В этих условиях легко возникают  конфликты, вызванные неэффективностью взаимодействия, различиями оценки собственного вклада в общую деятельность и  вклада других. При возникновении  межличностных напряжений в тех  случаях, когда конфликт открыто, не реализовался, повышается стремление к уединению, желание спрятать глаза  за книгой, и не встречаться взглядом. Третья стадия в динамике развития общения, отмеченная М.А.Новиковым при гр. изоляции - эта стадия ролевых ориентаций. Она сопровождается либо “кооперативным”, либо “конкурентным” взаимодействием.

Данная схема стадийности  общения, при длительной стрессогенной изоляции предложенная М.А.Новиковым, отражает специфику условий, в которых проходили его исследования.

На основании обобщения  собственных исследований общения  при групповой изоляции в условиях многосуточного вращения во время экспедиций в труднодоступных населенных местностях Китаева – Смык Л.А., в ходе опроса и обследования участков многомесячных  рейсов на рыбопромысловой базе «Восток», а также на основании анализа  литературных данных им была предложена следующая схема дифференциации стадий развития общения при стрессе (см. Приложение 2. Рис.2). Первой стадией стресогенного изменения общения может считаться ориентировочно «замирание» индивида (индивидов). Эта стадия общения при стрессе может длиться от нескольких секунд, минут до нескольких часов. Она возникает и в незнакомых экстремальных условиях, и в том случае, когда человек бывал в таких условиях раньше, и когда стрессогенный фактор подействовал на человека в присутствии незнакомых ему людей и когда вокруг хорошо знакомые люди. Для этой стадии характерно снижение активности общения. Вербальное общение может полностью прекратиться. Состояния тревожности, настороженности, любопытства, смущения, гнева и т.д., определяющие окраску общения в этой стадии, могут периодически возвращаться (ремиссировать) на протяжении нескольких 1-ых дней и даже недель в ходе общения при развивающемся стрессе.

Первое, что определяется человеком, часто не вполне осознанно - это не стало ли опасным его  социальное окружение и не требуется  ли с его стороны мгновенных защитных действий. Второе - получение информации о перспективах развития общения  в сложившихся стрессогенных условиях.

Вторая стадия развития общения  при стрессе характеризуется  увеличением интенсивности тех  или иных проявлений общения или  даже возникновением форм активного  общения, несвойственных для данного  человека вне экстремальных условий, т.е. при отсутствии у него симптомов  стресса.

Эта стадия развития общения  может быть названа стадией личностной “экспансии”, подготавливающей установление своего ролевого статуса. Интенсификация общения, характерная для этой стадии, направлена на оптимизацию исходной социальной позиции для получения  или захвата желаемой престижной социальной роли. Как правило, осознаваемая меркантильность при этом отсутствует. Направленность этой своеобразной экспансии, ее цель, а также частое в этой стадии «самовозрастание» интенсивности  общения почти совершенно не осознается общающимися субъектами.

При общении в данной стадии - личностной «экспансии», направленной на установление ролевого статуса - иногда возникает чрезмерно аффективное  поведение: агитирование, либо напротив скованное с неловкостью движений и словесных выражений. В последующих стадиях общения уменьшения возможность для такого интенсивного информационного обмена, потому что со временем уменьшается установка на терпимость к партнеру, солидарность с ним.

Если условия совместной изоляции сопряжены с действием  дополнительных стрессогенных факторов, вызвавших болезненное состояние, сопровождающееся телесным недомоганием или плохим настроением, в таких условиях часто возрастает тесное общение, связанное с заботой о партнере, с уходом за ним (третья стадия). При этом значительно разрушается, размывается зональное дифференцирование межличностной территории людей. Мотивация, проистекающая из чувства собственной необходимости, вскрывает дополнительные (новые) адаптационные резервы организма и личности у того, кто помогает. У того, кому помогают, дополнительные внутренние резервы мобилизуются благодаря чувству собственной значимости для дружески настроенного партнера. Возникающая в такой ситуации вынужденной помощи «внутриорганизменная» информация у каждого из общающихся об их обоюдной «социальной ценности» оказывает мощный антидистрессовый эффект.

По окончании стадии личностной «экспансии» (а если была стадия «вынужденной помощи» партнеру, то после ее окончания) ролевые функции общающихся относительно стабилизируются. Это 4-ая стадия развития при стрессе. Стабилизация ролевого статуса может происходить и  в эмоциональном плане монотонно, и сопровождаться аффектами актами общения, как с положительной, так  и отрицательной эмоциональной  окраской.

Чем экстремальнее условия существования, тем труднее людям,, склоненным оставаться «непримкнувшими», сохранность нейтралитет перед лицом конфликтных неформальных групп.

При стрессовой активизации  общения в разных условиях может  преобладать компоненты либо межличностного взаимодействия, консолидирующие группу (социально-позитивные), либо дезорганизующие ее (социально-печатные).

Из числа первых можно  выделить три компонента общения:

1 - усиление тенденций  поддержать лидирующий концепт  и его носителя; Это усиление  склонности выделять лидера и  следовать за ним; благосклонное  отношение к предложениям общения  со стороны окружающих.

2 - усиление у субъекта  склонности к принятию на себя  роли носителя или генератора  лидирующего концепта, лидера группы, количества, лидера в общении.  Такие тенденции к лидированию  при стрессе может быть адекватным  возможностям субъекта к требованиям  ситуации и неадекватными им. Во втором случае неуместные, неверные, не поддерживаемые окружающими  людьми попытки руководить ими,  организовывать их в коллектив  может оказывать противоположный эффект, т.е. способность дезорганизации группы.

3-это чувство общности  с коллективом, «чувство локтя», взаимной симпатии. Оно способствует  установлению сплоченности членов  группы, их солидарности, а при наличии общей воодушевляющей цели - проявлением коллективного энтузиазма.

Теперь рассмотрим общую  структуру такой стрессовой социально-психологической  активности, для которой характерно преобладание компонентов общения, направленных на дезорганизацию группы. В ней также можно подразделять 3 компонента.

- возникновение у людей склонности к конфронтации с лидирующим концептом, с его носителями.

- возникновение неприязни  к ч-м нагрузкам, связанным  с ответственностью за других  людей или перед другими людьми. Это ведет к уклонению от  ответственности за общее дело, за любое дело, не рассматриваемое  как личное.

- возникновение в экстремальных условиях у ряда индивидов отчуждения от интересов группы, возникающие представления о снижении значимости общих целей, возрастание склонности замыкаться в кругу личных интересов и дел.

Можно полагать, что указанные  выше формы активизации общения  в своей основе имеют адаптивное значение. Позитивные направлены на консолидацию группы коллектива, противостоящего  экстремальной ситуации. Социально-негативные направлены, условно говоря, на разрушение экстремальной среды, опосредованное “ломкой” социума (группы). Помимо описанных  выше форм стрессовой активизации общения, при иных высших и внутренних факторах, обуславливающих поведение в  экстремальных ситуациях, возможно стрессовое увеличение активности общения, возникающее за счет значительного  ухудшения функционального состояния  и самочувствия членов группы, количества. В результате симптоматики дистресса (апатия, адинамия, чувство дискомфорта и т.д.) мотивация и способность к общению.

Склонность к общению  может снижаться при стрессе  и при сравнительно удовлетворительном физическом состоянии и самочувствии членов группы. Это бывает при «интериоризации» мыслительной активности индивида при его самоуглубленности, различные формы которой характерны для хронического стресса. Интенсивность общения снижается при стрессовой самоотчужденности субъекта, когда для него, казалось бы, снижается значимость собственной персоны и отношения к себе окружающих людей.

 

3. Организм человека  как система систем 

 

3.1 Физиологические  механизмы стресса 

 

Организм, на управление которым  в первую очередь действует стресс, - это система систем. И, говоря о  нервной системе, заметим, что если это не главная система регуляции (в живом организме вряд ли стоит  искать «главное»), то уж точно - самая  быстродействующая.

Начнем с той части  нервной системы, которая отвечает за независимые от сознательного  управления «внутренние дела» нашего тела. Автономная нервная система - ее нередко называют вегетативной за то, что она обеспечивает «растительную» деятельность: питание, дыхание, обмен веществ - подводит к каждому из внутренних органов две линии управления, так сказать, два поводка, которые «тянут» в разные стороны. Сигнал, идущий по первой линии - симпатической нервной системы - увеличивает темп работы сердца, по второй - парасимпатической нервной системе - урезает пульс. Симпатический нерв идет к мускулам, расширяющим зрачок, а парасимпатический к мышцам, которые сужают «зеницу ока». По симпатическому нерву проходит приказ на увеличение просвета сосудов головного мозга, а по парасимпатическому - на его уменьшение.

Вегетативная нервная  струна, как самая чуткая первой отзывается на воздействие стрессов. И чаще стресс натягивает симпатический  “поводок”. Это понятно - адаптация  организма к новым условиям потребует  расхода энергии, а симпатическая  система как раз пропускает команды, обеспечивающие этот расход. Кислород и питательные вещества будут  нужны в большом количестве, значит, надо ускорить их подачу - участить пульс.

Мозг главный командный  пункт организма, понадобится его  снабжать - сосуды мозга расширятся. Для того чтобы легче увидеть  опасность, открывается диафрагма  глаза - расширяется зрачок и т.д. Симпатическая система первой отвечает на стресс, хотя его дальнейшее действие проявит себя и по другим нервным  каналам, например, произойдет активация  отдельных органов, связанных с  парасимпатической системой.

Но у быстродействия вегетативной нервной системы есть оборотная  сторона - короткодействие. Система включается за доли секунды, однако через несколько секунд ее возможности исчерпываются. А стресс - реакция длительная. Значит, нервам нужна передышка. Эту передышку обеспечивает реакция нейроэндокринной системы. Как видно по названию, в этом случае систему внутренней секреции запускает нервный сигнал, конечно же, сигнал симпатического нерва, один из стволиков которого входит в эндокринные железы - надпочечники. По нервной, симпатической команде среди прочих веществ надпочечники начнут изготовлять и выбрасывать в кровь адреналин. Это вещество называют «жидкой симпатической нервной системой» - за то, что по характеру действия на внутренние органы оно точь-в-точь совпадает с активностью симпатических нервов. Действие адреналина и его спутника норадреналина (вместе их называют катехоламины) видный американский ученый Уолтер Кеннон назвал реакцией “бегство-бегство”, потому что считал, что она готовит мышцы и другие системы к действию в ответ на угрозу./3, 115с./ Сейчас эту реакцию относят к стрессовым эффектам средней продолжительности. Значит, есть еще долговременный эффект?

Информация о работе Воздействие стресса на организм