Возникновение и начальное развитие возрастной психологии. Соотношение понятий «возрастная психология» и «психология развития»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 08:02, контрольная работа

Краткое описание

Возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX века. Возникнув как детская психология, она долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества, новые достижения психологической науки, позволившие каждый возраст рассматривать с позиции развития, сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетического процесса и междисциплинарных исследований. В настоящее время разделами возрастной психологии являются: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста и геронтопсихология.

Вложенные файлы: 1 файл

Возрастная психология.docx

— 29.13 Кб (Скачать файл)

Возникновение и начальное  развитие возрастной психологии. Соотношение понятий «возрастная психология» и «психология развития»

Современная психология представляет собой разветвленную  систему научных дисциплин, среди  которых особое место занимает возрастная психология или, правильнее, психология развития человека, связанная с изучением  возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов  и психологических качеств личности качественно изменяющегося во времени  человека. Понятие возрастной психологии в принципе уже понятия психологии развития, поскольку развитие здесь  рассматривается всего лишь как  функция или хронологического возраста, или возрастного периода. Психология развития связана не только с изучением  возрастных этапов человеческого онтогенеза, но рассматривает разнообразные  процессы макрои микропсихического развития вообще. Поэтому, строго говоря, возрастная психология может быть только частью психологии развития, хотя иногда они используются как синонимы.

Биологическое развитие человека прошло длинный путь, но его систематическое изучение имеет довольно короткую историю. Хотя феномен репродукции и роста  всегда был доступен для наблюдения, ясное осознание необходимости  исследования человеческого развития чаще всего возникало лишь в периоды  социальных или экономических преобразований.

Возрастная  психология  оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX века. Возникнув как  детская психология, она  долго  ограничивалась изучением закономерностей  психического развития ребенка, однако запросы современного общества, новые  достижения психологической науки, позволившие каждый возраст рассматривать  с позиции развития, сделали очевидной  необходимость целостного анализа  онтогенетического процесса и междисциплинарных  исследований. В настоящее время  разделами возрастной психологии являются: детская психология (изучающая закономерности этапов психического развития от младенчества до подросткового возраста включительно), психология юности, психология зрелого  возраста и геронтопсихология (психология старости).

 

Возрастные особенности человека как предмет психологии развития

В настоящее  время разделами психологии развития являются: детская психология (изучающая  закономерности этапов психического развития от младенчества до подросткового возраста включительно), психология юности, психология зрелого возраста и геронтопсихология (психология старости).

Детство — период, продолжающийся от новорожденности  до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным  членом человеческого общества.

В своем  содержательном определении — это  процесс постоянного физического  роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии на все отношения в  этом пространстве, определения в  нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно  расширяющихся и усложняющихся  контактах ребенка со взрослыми и другими детьми (младшими, сверстниками, старшими), взрослым сообществом в целом.

Подростковый  возраст как отдельная стадия между детством и периодом взрослости также был выделен и описан в системе биологических, исторических и культурных изменений. Отличительные  биологические признаки подросткового  возраста обеспечивали видимые ориентиры  для выделения этой фазы жизненного цикла. Однако объектом исследования психологии развития он стал только в XX в., когда  западное общество достигло такого уровня благосостояния, которое позволило  снять с подростка экономическую  ответственность. Это дало возможность  отсрочить вступление подростков в  трудовую жизнь и одновременно увеличить  сроки получения образования.

В современной  психологии развития исторический анализ распространим не только на Детство  как социально-психологический феномен  социума, но и на Юность, Зрелость, Старость. Однако эти возрасты до последнего времени находились вне сферы  актуальных интересов психологии развития (возрастной психологии), поскольку  Зрелость рассматривалась как возраст  «психологической окаменелости», а  Старость — как возраст тотального угасания. Таким образом, развиваясь физически, социально, взрослый человек  как бы исключался из процесса развития в его социально-психологическом  значении и из истории развития самого конкретного человека как реально действующего субъекта, развития его сознания, самосознания, других личностных качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи психологии развития

Задачи  психологии развития широки и многозначны. В настоящее время эта отрасль  психологии приобрела статус научно-практической дисциплины, в связи с чем среди ее задач следует выделить задачи теоретические и практические. К числу теоретических задач психологии развития можно отнести изучение основных психологических критериев и характеристик Детства, Юности, Взрослости (Зрелости), Старости как социальных явлений и последовательных состояний общества, исследование возрастной динамики психических процессов и личностного развития в зависимости от культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий, различных видов воспитания и обучения, исследования дифференциально психологических различий (половозрелых и типологических свойств человека), исследования процесса взросления во всей его полноте и многообразных проявлениях.

К числу  научно-практических задач, стоящих  перед психологией развития, относится  создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития на разных этапах онтогенеза, организация оптимальных форм деятельности и общения в детстве и юности, а также организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.

Выделяют 6 основных задач психологии развития :

1.        Ориентация в жизненном пути. Данная задача предполагает ответ  на вопрос «что имеем?», т.е.  определение уровня развития. Последовательность  возрастных изменений в виде  описания количественных функций  развития или качественных ступеней  развития является классическим  вопросом психологии развития. На  этой основе выстраиваются статистические  возрастные нормы развития, благодаря  которым можно дать общую оценку  хода развития как в индивидуальных случаях, так и применительно к различным учебным и воспитательным вопросам. Так, например, зная, какие задачи самостоятельно решают дети 7 лет, можно определить, находится ли конкретный ребенок ниже, выше или вровень с нормой. Одновременно можно определить, соответствуют ли учебные и воспитательные требования данной норме самостоятельности.

 

2.        Определение условий развития  и изменения. Эта задача предполагает  ответ на вопрос «как это  возникло?», т.е. каковы причины  и условия, приведшие к данному уровню развития. Объяснительные модели психологии развития ориентированы прежде всего на анализ онтогенеза свойств личности и ее нарушений с учетом установок, среды развития, взаимодействия с воспитателями, особых событий, а также — как идеальный случай — взаимодействия всех этих переменных. При этом психологов интересуют не столько кратковременные, сколько долговременные влияния факторов развития. Учитывается также кумулятивный характер влияния факторов развития и дискретный характер причинно-следственных связей. Знание условий позволяет задержать нарушения хода развития (профилактика) и принять соответствующие решения для оптимизации хода развития. Особое значение для получения требуемого эффекта имеет определение соответствия условий развития и возможных вариантов вмешательства наличному уровню развития индивида, его личностным свойствам.

3.        Прогноз стабильности и изменчивости  свойств личности. Данная задача  предполагает ответ на вопрос  «что будет, если..?», т.е. прогноз не только хода развития, но и предпринятых мер вмешательства. Многие мероприятия в практике учебной и воспитательной работы — явно или неявно — предполагают прогноз дальнейшего развития. Так, например, право заботы о ребенке после развода родителей сохраняется за матерью только в том случае, если считается, что так будет лучше всего для дальнейшего развития ребенка. Чтобы делать такие прогнозы, необходимы знания о стабильности или нестабильности свойств и условий развития как личности самой по себе, так и личности в группе. Ввиду многочисленности привходящих факторов такого рода психологические прогнозы зачастую бывают ошибочными.

4.        Объяснение целей развития и  коррекции. Эта задача предполагает  ответ на вопрос «что должно  быть?», т.е. определяет, что возможно, реально, а что должно быть  исключено. Как эмпирическая наука  психология развития, в отличие  от педагогики, нейтральна по  отношению к социальному заказу, общественному и личному мнению. Поэтому она способна и обязана  им противостоять, если это  противоречит установленным фактам  и закономерностям. Вместе с  тем она выполняет функцию  обоснования тех или иных предложений  и проектов, если они согласуются  с ее знаниями. И наконец, она  выступает инициатором коррекции  уже принятых решений, если  исследования показывают их необоснованность. Ложно установленная норма развития  приводит к существенным искривлениям  в практике учебной и воспитательной  работы.

5.        Планирование коррекционных мероприятий.  Данная задача предполагает ответ  на вопрос «как могут быть  достигнуты цели?», т.е. что  нужно сделать, чтобы получить  от вмешательства ожидаемый эффект. Итак, коррекционные мероприятия  нужны только в том случае, если не достигнуты поставленные  цели развития, если не осилены  задачи развития или есть налицо  факт, что условия развития ведут  к нежелательному его ходу. Здесь  следует различать: 1) цели развития  самого индивида; 2) потенциалы развития  самого индивида; 3) социальные требования  к развитию; 4) возможности развития. Соответственно, и коррекционные  мероприятия должны дифференцироваться  по их назначению. Нередко между  этими целями имеет место расхождение,  которое и должно быть объектом  коррекции. Целью запланированной  коррекции может быть профилактика  нарушений развития, коррекция развития  или оптимизация процессов развития. В любом случае должны быть  приняты обоснованные решения  о том, когда вмешательство  обещает быть успешным, куда оно  должно быть приложено и какой  метод следует выбрать.

6.        Оценка коррекции развития. Эта  задача предполагает ответ на  вопрос «к чему это привело?»,  т.е. что дали коррекционные  мероприятия. Современная психология  развития воздерживается от скоропалительной  оценки эффективности тех или  иных коррекционных воздействий.  Она считает, что действительная  оценка может быть получена  только в результате продолжительного  наблюдения за индивидом, в  ходе которого должны быть  установлены как позитивный эффект, так и побочные влияния. Считается  также, что оценка эффективности  во многом определяется той  научной парадигмой, которой придерживается  психолог.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные проблемы возрастной психологии

Современный характер требований общественной практики, предъявляемых психологии развития, обусловливает ее сближение не только с педагогикой, но и с медициной  и инженерной психологией, а также  с другими смежными отраслями  науки, изучающими человека.

Появление новой проблематики на стыке возрастной и инженерной психологии и психологии труда обусловлено необходимостью учета возрастного фактора при  построении эффективных режимов  тренинга операторов и при обучении профессиональному мастерству в  условиях высокоавтоматизированного  производства, при оценке надежности работы и адаптационных возможностей человека в условиях перегрузок. Исследований в этом направлении проводится крайне мало.

Сближение медицинских наук и психологии развития происходит на основе возрастающих требований клинической диагностики в целях  более точной профилактики, лечения  и трудовой экспертизы, с использованием глубоких и всесторонних знаний о  состояниях и возможностях человека в разные периоды его жизни. Тесная связь с клиникой, медициной, включая  гериатрию, способствует углубленной  разработке основных проблем возрастной психологии, таких как потенциалы человеческого развития в различные  возрастные периоды, определение возрастных норм психических функций.

Одной из актуальных проблем является расширение знаний по возрастным особенностям психофизиологических функций взрослых путем их микровозрастного анализа в период роста и инволюции. Проведение исследований в указанном плане на школьниках различного возраста позволило показать действие сложных закономерностей возрастной изменчивости некоторых психофизиологических функций на разных уровнях их организации и дать их теоретическое описание.

Становление человека как личности, как субъекта познания, общественного поведения и практической деятельности так или иначе связано с возрастными лимитами, которые опосредуют процесс социального воздействия на человека, социальную регуляцию его статуса и поведения в обществе.

 

Специфика возрастного фактора заключается  не только в том, что он по-разному  проявляется в отдельные периоды  жизненного цикла. Его изучение осложняется  тем обстоятельством, что он выступает  в единстве с индивидуальными  особенностями, которые важно учитывать  при разработке возрастных нормативов.

Проблема  возрастного нормирования включает не только рассмотрение усредненных  эталонов, но и вопрос об индивидуальной вариативности психологических  характеристик. Кроме того, индивидуальные различия выступают как самостоятельная  проблема в структуре психологии развития. Рассмотрение возрастных и  индивидуальных особенностей в их единстве создает новые возможности для  изучения обучаемости, для определения  генеза и степени зрелости психологических  функций.

Информация о работе Возникновение и начальное развитие возрастной психологии. Соотношение понятий «возрастная психология» и «психология развития»