Возникновение и начальное развитие возрастной психологии. Соотношение понятий «возрастная психология» и «психология развития»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 08:02, контрольная работа

Краткое описание

Возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX века. Возникнув как детская психология, она долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества, новые достижения психологической науки, позволившие каждый возраст рассматривать с позиции развития, сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетического процесса и междисциплинарных исследований. В настоящее время разделами возрастной психологии являются: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста и геронтопсихология.

Вложенные файлы: 1 файл

Возрастная психология.docx

— 29.13 Кб (Скачать файл)

Следующий цикл проблем возрастной психологии связан с феноменом ускорения  процесса развития. Акселерация в  период роста и созревания организма  и ретардация старения, отодвигание  границ геронтогенеза в современном обществе под действием целого комплекса социально-экономических, санитарно-гигиенических и биотических факторов оказывают влияние на построение системы возрастного нормирования. В то же время вопросы акселерации и ретардации остаются мало изученными именно вследствие того, что сами возрастные критерии психического развития в их многообразии оказываются недостаточно разработанными.

Для дальнейшего  исследования одной из основных проблем  психологии развития — классификации  периодов жизни — первостепенное значение имеет структурно-генетический подход к онтогенетическому развитию человека.

На основе знания основных характеристик жизненного цикла человека, его внутренних закономерностей  и механизмов может быть осуществлена разработка синтетической проблемы о скрытых возможностях и резервах самого психического развития.

В число  основных проблем возрастной психологии входит исследование факторов развития, поскольку оно осуществляется во взаимодействии человека с окружающим миром, в процессе общения, практической и теоретической деятельности. Детерминанты и условия человеческого развития включают социально-экономические, политико-правовые, идеологические, педагогические, а  также биотические и абиотические факторы.

 

Таким образом, намечается определенная иерархия актуальных проблем более общего и частного порядка, решение которых подчинено  основной цели — дальнейшей разработке теории индивидуального развития и  расширению возможностей приложения научных  знаний по психологии развития к решению  задач социальной и производственной практики, поскольку сейчас научное  исследование закономерностей психического развития становится необходимым условием дальнейшего совершенствования  всех форм воспитания и образования  не только подрастающего поколения, но и взрослого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ШАМЯКИНА»

 

 

 

Биологический факультет

Кафедра биологии

Специальность

«Биология. Охрана природы»

Контрольная работа

По дисциплине

 

Вариант 1

 

 

 

Выполнила

Студентка 2 курса 1 группы                                                                         Байкевич Т.С.

Проверил

 

 

Мозырь, 2014

Оглавление

Возникновение и начальное  развитие возрастной психологии. Соотношение понятий «возрастная психология» и «психология развития» ………………………………………………………………………………………………3

Возрастные особенности человека как предмет психологии развития ………………………………………………………………………………………………..4

Задачи психологии развития ………………………………………………………..6

Основные проблемы возрастной психологии ………………………………9

Литература …………………………………………………………………….............12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Козлитина О.Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология»: Учебное пособие. Ч.1
  2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология.  (Психология развития и возрастная психология.)
  3. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов.- М., 2001.
  4. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо - М.: Педагогическое Общество России, 2001.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2000.

 

 


Информация о работе Возникновение и начальное развитие возрастной психологии. Соотношение понятий «возрастная психология» и «психология развития»