Возрастная периодизация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:08, реферат

Краткое описание

Чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла. Во-первых, это индивидуальное развитие, описываемое в таких понятиях, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография»; его составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производные («возрастные свойства»).

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
1. Периодизация развития личности по Л.С. Выготскому…………..….4
2. Периодизация развития личности по Д.Б. Эльконину…………...…..6
3. Периодизация развития личности по Э. Эриксону…………………...8
Заключение………………………………………………………………........…14
Список литературы………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

срс.docx

— 39.59 Кб (Скачать файл)
  1. Периодизация развития личности по Э. Эриксону.

Эрик Эриксон — последователь 3.Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

Особенности становления  личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой, исторический этап этого развития он застал. Ребенок, живущий в Нью-Йорке  в середине XX в., развивается не так, как маленький индеец из резервации, где во всей полноте сохранились  старые культурные традиции и время  как бы остановилось.

Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам  практически одинакового уровня социально-экономического развития, приобретают  разные черты личности из-за разных культурных традиций, связанных с  основным видом занятий, и принятых стилей воспитания. В разных индейских  резервациях Э.Эриксон наблюдал два племени — Сиу, бывших охотников  на бизонов, и Юрок — рыбаков и  собирателей желудей. В племени  Сиу детей не пеленают туго, долго  кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают свободу их действий. Дети ориентируются  на исторически сложившийся идеал  своего племени — сильного и отважного  охотника в бескрайних прериях - и  приобретают такие черты, как  инициативность, решительность, смелость, щедрость в отношениях с соплеменниками и жестокость в отношении к  врагам. В племени Юрок, наоборот, детей рано отучают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержанны в общении с ними. Они вырастают молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к накопительству.

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие  задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит  от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит рад следующих  друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое  фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие  периоды жизни.

До 17—20 лет происходит медленное, постепенное становление главного ядерного образования — идентичности личности. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.) и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность — психосоциальная тождественность — позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения. Идентичность — условие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается "потерянным".

Идентичность формируется  в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого  времени ребенок должен пройти через  ряд идентификаций — отождествления себя с родителями, мальчиками или  девочками (половая идентификация) и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, поскольку  с самого его рождения родители, а затем и более широкое  социальное окружение приобщают  его к своей социальной общности, группе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.

Еще один важный для развития личности момент — кризисность. Кризисы  присущи всем возрастным стадиям, это "поворотные пункты", моменты выбора между прогрессом и регрессом. В  каждом личностном качестве, которое  проявляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение  человека к миру и к самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием  личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Ребенку и затем  взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем положительное, противоположный полюс отношения продолжает открыто существовать и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной неудачей.

На первой стадии развития (орально-сенсорной), соответствующей  младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии личности ребенок "выбирает" доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, который его окружает, без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и "питание" миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок. Материнская любовь и нежность определяет "количество" веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта ребенка. В это время ребенок как бы "вбирает" в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.

Вторая стадия (мышечно-анальная) соответствует раннему возрасту. Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Но возрастающее чувство самостоятельности не должно подорвать сложившееся раньше доверие к миру. Родители помогают его сохранить, ограничивая появляющиеся у ребенка желания требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы. Требования и ограничения родителей в то же время создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует "глаза мира", следящие за ним с осуждением, стремится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются "внутренние глаза мира" — стыд за свои ошибки, неловкость, испачканные руки и т.д. Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают страх "потерять лицо", постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.

На третьей стадии (локомоторно-генитальной), совпадающей с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения  взрослых сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и  жадно учится всему, приобретая новые  дела и обязанности. К самостоятельности  добавляется инициатива.

Когда поведение ребенка  становится агрессивным- инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются  новые внутренние инстанции —  совесть и моральная ответственность  за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть  ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания  за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.

На этом возрастном этапе  происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения мужскую или женскую.

Младший школьный возраст  — предпубертатный, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это  время развертывается четвертая  стадия (латентная), связанная с воспитанием  у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа становится для них "культурой  в себе", со своими особыми целями, достижениями и разочарованиями. Постижение основ трудового и социального  опыта дает возможность ребенку  получить признание окружающих и  приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро  переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников  и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства  компетентности образуется чувство  неполноценности.

Период начального школьного  обучения — это также начало профессиональной идентификации ощущения своей связи с представителями определенных профессий.

Подростковый  возраст и юность составляют пятую стадию развития личности, период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию иоентичности. В ней объединяются и преобразуются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, — задачу самоопределения выбора жизненного пути. Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузность идентичности. Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, со смутным, устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошенности. Диффузноеть идентичности может проявляться во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши (мужской или женской, национальной, профессиональной, классовой и т.д.), в презрении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении "стать ничем" (если это единственный оставшийся способ самоутверждения).

В ранней зрелости, на шестой стадии, перед взрослым человеком встает проблема близости (интимности). Именно в это время проявляется истинная сексуальность. Но человек готов к близости с другим не только Б сексуальном, но и в социальном плане. После периода поисков и утверждения собственной идентичности он готов "слить" ее с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения с другом или любимой женщиной требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к ним не должно заглушаться страхом потерять свое "Я".

Третье десятилетие жизни  — время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Зриксоном в эротическом, романтическом и нравственном смысле. В браке любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни. Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, предпочтение поверхностных контактов приводит к изоляции, чувству одиночества.

Зрелость, или средний возраст, — седьмая стадия развития личности, необычайно длительная. Решающим здесь становится "отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству", забота о будущем человечества. Человек стремится к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению — собственный опыт, идеи, созданные произведения искусства и т.д. Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений является естественным, в этом возрасте оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Э.Эриксон подчеркивает зависимость старшего поколения в семье от младшего. Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным. Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, появляется безразличие, сосредоточенность на себе. Тот, кто балует себя как ребенка, приходит к застою, обеднению личной жизни.

Последняя стадия, поздняя зрелость, становится интегративной: в это время "созревают плоды семи предшествовавших стадий". Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности. Только сейчас появляется мудрость. Взгляд в прошлое дает возможность сказать: "Я доволен". Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает.

Не ощущают целостность  своего "Я" люди, недовольные прожитой жизнью, считающие ее цепью ошибок и нереализованных возможностей. Невозможность что-то изменить в  прошлом, начать жить заново раздражает, собственные недостатки и неудачи  кажутся следствием неблагоприятных  обстоятельств, a приближение к последней  границе жизни вызывает отчаяние.

Стадии развития личности по Э. Эриксону

Стадия развития

Область социальных отношений

Полярные качества личности

Результат прогрессивного развития

1. Младенчество (0—1)

Мать или замещающее ее лицо

Доверие к миру — недоверие  к миру

Энергия и жизненная радость

2. Раннее детство (1-3)

Родители

Самостоятельность — стыд, сомнения

Независимость

3. Детство (3-6)

Родители, братья и сестры

Инициатива — пассивность, вина

Целеустремленность

4. Школьный возраст (6-12)

Школа, соседи

Компетентность — неполноценность

Овладение знаниями и умениями

5. Отрочество и юность (12-20)

Группы сверстников

Идентичность личности —  непризнание

Самоопределение, преданность  и верность

6. Ранняя зрелость (20—25)

Друзья,любимые

Близость — изоляция

Сотрудничество, любовь

7. Средний возраст (25-65)

Профессия, родной дом

Продуктивность — застой

Творчество и заботы

8. Поздняя зрелость (после  65)

Человечество, ближние

Целостность личности —  отчаяние

Мудрость


 

Заключение.

Современная отечественная  психологическая наука решает проблему развития психики, считая человека существом  биосо­циальным, рассматривая действия двух факторов в единстве, ис­ходя  из материалистического понимания  психики как свойства мозга, заключающегося в субъективном отражении объективного внешнего мира.

То, что развитие, как физическое, так и умственное, тесно связано  с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Для правильного управления процессами развития педагоги уже в  далеком прошлом делали попытки  классифицировать периоды человеческой жизни.

Как мы видим, существуют заметные расхождения во взглядах. Положение  усугубляется еще и тем, что и  субъективное самоощущение, и объективные  показатели расцвета сил человека или  старости, увядания определяются не только хронологическим возрастом.

Существенное значение в  действительности имеют и факторы  совершенно иного порядка: социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика  профессиональной деятельности и многие другие. В связи с этим в современной  психологии развития все более и более утверждается мнение, что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, если это вообще возможно.

 

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. -М., 1980-Т.2.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М., 1991.
  3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. -М., 1995.
  4. Эльконин Д.Б. Детская психология. -М., 2000.

 


Информация о работе Возрастная периодизация личности