Возрастные кризисы становления личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 06:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть возрастные кризисы развития личности.
Объект исследования - онтогенетическое развитие личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Возрастной кризис как механизм развития личности………………..…….4
Понятие и сущность возрастных кризисов……………………..…………..4
Структура возрастных кризисов……………………………………………..9
Содержание нормативных психических кризисов на различных этапах возрастного развития………………………………………………………..11
Кризисы детского возраста…………………………………………………11
Кризисы подросткового возраста…………………………………….…….13
Психические кризисы периода взрослости………………………………..15
Кризис пожилого возраста………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………..18
Список использованных источников………………………………………19
Глоссарий…………………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

психология проф. образования.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Такая трактовка термина "кризис" делает его прямым синонимом  термина "сензитивный период". Восемь стадий развития, по Эриксону, есть восемь последовательных сензитивных периодов, т. е. восемь стабильных периодов, если мы перейдем на язык, разработанный в концепции Л.С.Выготского.

Э.Эриксон не ставит вопрос о смене стадий, о переходе от одного "нуклеарного конфликта" к другому [23]. Он лишь указывает на то, что и после критического периода (когда конфликт уже разрешен), возникшее качество может испытывать сильные фрустрирующие воздействия, однако они менее опасны. Кроме того, уже возникшее качество не описывается лишь со своей положительной стороны (Э.Эриксон возражает против того, чтобы его последовательность стадий трактовалась как последовательность "достижений".) Новое качество потенциально двух-полюсно, например, автономность имеет своим антиподом чувство стыда. Поэтому новое качество, и возникнув, оказывается внутренне конфликтным.

Таким образом, концепция  Э.Эриксона, во многом перекликающаяся  с позициями отечественных психологов (историзм, социальная обусловленность  развития, стратификация онтогенеза), к сожалению, в части исследования специфики переходов оказывается для нас закрытой.

Д.Левинсон [17] рассматривает  развитие как регулярную последовательность стадий, как стабильных, так и  переходных. В стабильной фазе развитие индивида характеризуется постепенным  достижением поставленных целей, поскольку существенные задачи развития на этом этапе представляются решенными. В переходной фазе сами способы самореализации оказываются предметом анализа для индивида, а новые возможности - предметом поиска. Работы Левинсона касаются взрослости, что делает вопрос о нормативности регулярной смены периодов и фаз еще более неоднозначным, чем это характерно для периодизаций детства. Для нас эти работы интересны как постулирующие именно фазу перехода, однако отсутствие описания самого механизма и психологического смысла переходного периода представляется существенным недостатком. Обратим, однако, внимание на то, что существенным признаком перехода становится анализ субъектом тех характеристик его жизни, которые в стабильный период не были предметом отношения и анализа.

Существенно в ином направлении  развертываются исследования следующего блока. Здесь ставится вопрос о механизмах смены онтогенетических структур. Основной вопрос, на который отвечают исследователи, - каковы необходимые условия возникновения  новой структуры. В частности, новой когнитивной структуры.

Как показывает Я.Боом, содержание перехода редко оказывается изученным. Исследователей стадиальных теорий все-таки в первую очередь интересует описание стадий развития, а не механизм их смены.

Представитель психосинтеза Э. Йоуменс выделяет в кризисе период разрушения, промежуточный период и период созидания и обращает особое внимание на отношение людей к первому этапу кризиса - периоду разрушения. В это время происходит ломка видения мира, познания самих себя и отношения к окружающим. Люди не проявляют должного внимания к этому периоду и уважения к тем, кто находится на этом этапе. Однако никакое подлинное созидание невозможно без разрушения старого, без символической смерти прошлого опыта. По словам Иоуменса, "нам необходимо понять, что маленькие смерти необходимы, являются неотъемлемой частью жизни и неотделимы от нее" [9]. Не менее важен и промежуточный период, когда старые модели уже не работают, а новые еще не созданы. Это период, когда пришло время заняться переоценкой ценностей и постановкой вопросов, которые сегодня не имеют решения. Это трудная задача для тех. кто привык всегда находить готовые ответы и управлять событиями.

Таким образом, по мнению большинства исследователей, кризисный  период затрудняет движение и развитие, но при этом открывает новые возможности, пробуждает внутренние резервы человека. Что именно принесет ему кризис, будет зависеть от него самого. При патологическом течении кризиса может произойти искажение его нормальной динамики, "застревание" на каком-то этапе кризиса и как следствие - ущербность новообразования кризиса. Могут развиться и компенсаторные"механизмы. деформирующие дальнейшее нормальное развитие в стабильном периоде.

В норме критический период может  стать актом развития, если в процессе его преодолевается, умирает, исчезает то. что составляло суть докритического периода, и возникнет нечто иное, в частности, взгляд, позиция. В противоположность простому переходу, кризис можно понять как необходимый этап развития только в том случае, если считать его моментом разрыва, исчезновения, преодоления старого и возникновения нового. Новое (отношение, деятельность, совместность, общность) в процессе кризиса возникает "революционным", а не эволюционным путей. Вначале психологическая функция возникает внутри целостной ситуации действования, затем освобождается от нее.

1.2 Структура возрастных кризисов

возрастной кризис психический подростковый

Л.С. Выготский ввел деление кризисного возраста на пред критическую, собственно критическую и посткритическую фазы [6]. Соответствующая графическая схема представлена в Приложении.

В предкритической фазе возникает  противоречие между объективной  и субъективной составляющими социальной ситуации развития (средой и отношением человека к среде). В собственно критической фазе это противоречие обостряется и проявляется, обнаруживая себя, и достигает своего апогея. Затем в посткритической фазе противоречие разрешается через образование новой социальной ситуации развития, через установление новой гармонии между ее составляющими.

Предкритическая фаза состоит в  том. что человеку открывается неполнота  той реальной формы, в которой  он живет. Такое открытие возможно лишь на основе возникновения представления  об иной, новой идеальной форме. Человеку открылось нечто иное, ожидающее его в будущем, образ нового поведения. До подобного открытия человек довольствуется сегодняшними проблемами и их решениями. В переломные моменты жизни этого оказывается недостаточно. Иное, будущее, предстоящее оказывается привлекательным, притягивающим. Обнаружить это открытие будущего можно лишь косвенно, поскольку оно нерефлексивно. Этот этап можно назвать этапом эмансипации: в предшествующий стабильный период ребенок был полностью погружен в текущую ситуацию, теперь эта ситуация представляется ему пока еще как привлекательная, но уже лишь как одна из многих.

Далее наступает собственно критическая  фаза, состоящая из трех этапов.

На первом этапе происходит попытка  непосредственно реализовать наиболее общие представления об идеальной  форме в реальных жизненных ситуациях. Открыв новое, иное, отсутствующее у него, человек сразу же пытается "попасть" в это другое измерение. Специфика этого этапа связана с особенностями самой идеальной формы, с тем, что идеальная форма существует в культуре не обособленно, не сама по себе, а в разнообразных воплощениях.

Далее наступает этап конфликта - необходимое  условие нормального развития в  кризисе, позволяющее человеку и  окружающим его людям предельно  обнажить собственные позиции. Позитивный смысл этого этапа состоит в том. что для человека раскрывается невозможность прямого воплощения идеальной формы в реальную жизнь. До конфликта единственной преградой для материализации идеальной формы остаются внешние ограничители - старые формы жизни и взаимоотношений. Конфликт создает условия для дифференциации этих ограничителей. Посредством конфликта обнаруживается, что часть из них действительно была связана с теряющими свою актуальность табу (и они затем убираются), но какая-то часть связана и с собственной недостаточностью (неумением, отсутствием способностей). В конфликте с предельной ясностью обнажаются и эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы. Внешние преграды затем убираются, но остаются внутренние, связанные с недостаточностью собственных способностей. Именно в этот момент и возникает мотивация новой деятельности, создаются условия для преодоления кризиса. Именно в фазе конфликта происходит обнаружение человеком нового "жизненного значения" [12].

Прежде чем критическая фаза завершится, должен произойти третий этап - рефлексия собственных способностей, должно возникнуть новообразование кризиса. Здесь рассматривается рефлексия как этап кризиса, представляющий собой интериоризацию конфликта между желаемым и реальным. Интеллектуальная рефлексия может быть лишь одной из форм рефлексивного отношения к собственным возможностям.

Кризис завершается посткритической  фазой, представляющей собой создание новой социальной ситуации развития. В этой фазе завершается переход "реальное-идеальное" и "свое-иное" (Эльконин. 1994), принимаются новые формы культурной трансляции идеальной формы (новая ведущая деятельность), происходит поиск нового "значимого другого". Реализуется новая форма - идеальная, а не идеализированная, полноценная, а не формальная.

 

2. Содержание нормативных психических кризисов на различных этапах возрастного развития

2.1 Кризисы детского возраста

 

Последовательно охарактеризуем кризисы  детского возраста.

Кризис новорожденности (0-2 мес.) был  не открыт, а высчитан последним  и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка [20]. Признак кризиса - потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец - максимально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Основное новообразование - возникновение индивидуальной психической  жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.

Проявляется новообразование  в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции [1]:

- общее моторное возбуждение при приближении взрослого;

- использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;

- обильные вокализации во время общения с матерью;

- реакция улыбки.

Комплекс оживления  служит границей критического периода  новорожденности, а сроки его  появления - основным критерием нормальности психического развития ребенка.

Кризис одного года не является острым. Хронологические рамки  условны, его начало и конец знаменуют собой возникновение автономной речи и переход к активной соответственно. Два противоречия характеризуют данный кризис:

- к концу младенчества сформирован сенсорный уровень регулирования психики, но есть необходимость перехода на перцептивный уровень.

- имеется невербальный уровень общения с миром, но есть необходимость в переходе на вербальный.

Если раньше регуляция  осуществлялась на биологическом уровне, то теперь она входит в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на приказе взрослого или самоприказе. Происходит дезорганизация в регуляции, что приводит к нарушению биоритмов (нарушение режимов сна и бодрствования, удовлетворения витальных потребностей), изменениям в эмоциональной сфере (появляется плаксивость, угрюмость, капризность).

Кризис трех лет впервые  был описан Э. Келер в работе "О  личности трехлетнего ребенка" [9]. Она выделила следующие симптомы:

. Негативизм - отрицательная  реакция на требования взрослых (но не непослушание, которое может  быть и в более раннем возрасте)

. Упрямство - реакция  на собственное решение - требование  считаться с его решением (но  не настойчивость в выполнении  чего-либо)

. Строптивость - реакция,  которая носит безличный характер - протест против жизненных порядков)

. Своеволие - стремление к эмансипированному поведению

. Обесценивание взрослых - ребенок может ругать, дразнить  и обзывать взрослых

. Протест-бунт - ссоры  с родителями, состояние постоянного  конфликта

. Деспотизм - властное  отношение к окружающим, (к братьям  и сестрам - ревность)

Кризис протекает как  кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция "Я сам".

Если кризис протекает  вяло, это может говорить о задержке психического развития. У ребенка  начинает формироваться воля, он познает различие между понятиями "должен" и "хочу". Э.Эриксон утверждает, что на этой стадии формируется автономия (независимость, самостоятельность).

Кризис семи лет - это  кризис саморегуляции, напоминающий кризис одного года. Как считает Л.И. Божович, кризис 7 лет - это период рождения социального "Я" ребенка [3]. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

Хронологически кризис может начаться в 7 лет, а может  сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний - устойчивые аффективные комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Информация о работе Возрастные кризисы становления личности