Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 06:37, контрольная работа
Цель курсовой работы - рассмотреть возрастные кризисы развития личности.
Объект исследования - онтогенетическое развитие личности.
Введение………………………………………………………………………2
Возрастной кризис как механизм развития личности………………..…….4
Понятие и сущность возрастных кризисов……………………..…………..4
Структура возрастных кризисов……………………………………………..9
Содержание нормативных психических кризисов на различных этапах возрастного развития………………………………………………………..11
Кризисы детского возраста…………………………………………………11
Кризисы подросткового возраста…………………………………….…….13
Психические кризисы периода взрослости………………………………..15
Кризис пожилого возраста………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………..18
Список использованных источников………………………………………19
Глоссарий…………………………………………………………………….21
В то же время нужно иметь в виду, что характер протекания кризиса в значительной мере зависит от конкретных жизненных ситуаций. Однако переломы, качественные сдвиги в развитии неизбежны.
Принято рассматривать три фазы в структуре возрастного кризиса: предкритическую фазу; фазу собственно кризиса (состоящую из трех этапов); и посткритическую фазу. Данная концепция изначально принадлежала Л.С.Выготскому, и является актуальной и по настоящий момент.
В детском и юношеском возрасте выделяют большие кризисы (кризис новорожденности, кризис трех лет. подростковый кризис в 13-14 лет) и малые кризисы (кризис одного года, кризис семи лет. кризис в 17-18 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка (подростка) и общества. Малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.
У взрослых большинство исследователей выделяет три основных кризиса: кризис молодости, кризис "середины жизни" и кризис старости, а также ряд менее значимых критических периодов.
Таким образом, решены все задачи работы, и ее цель достигнута.
. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург, 2000. - 624 с.
. Бодалев, А.А. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни / А.А. Бодалев // Мир психологии. - 1999. -№ 2 . -С . 11-23.
. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М., Воронеж, 1997. - 252 с.
. Братусь, Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте /Б.С. Братусь // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. - 1980. - №2. - С. 3-12.
. Вайзер, Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека / Г.А. Вайзер // Психологический журнал. - 1998. - №5. - С.11-23.
. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т / Л.С. Выготский. - М., 1984. -Т. 4.
. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М., 2003. - 512 с.
. Ермолаева, М. В. Психология развития / М.В. Ермолаева.- М., 2003.- 376 с.
. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб., 2005. - 940 с.
. Лейтес, Н. С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека / Н.С. Лейтес // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. -М, 1978.-С. 196-219.
. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т / А.Н. Леонтьев. - М , 1983.
. Малкина-Пых, И. Г. Психология возрастных кризисов / И.Г. Малкина-Пых. - М., 2005. - 416 с.
. Марютина, Т. М. Об использовании понятий "критический" и "сензи-тивный" период индивидуального развития / Т.М. Марютина // Психологический журнал. -1981.-№1.-С. 44-51.
. Моргун, В.Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии / В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева. - М., 1981. - 84 с.
. Овчинникова, Ю. Г. О конструктивной роли кризиса личностной идентичности в развитии личности / Ю.Г. Овчинникова // Мир психологии. - 2004. - №2. - С.124-132.
. Петровская, Л. А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого / Л.А. Петровская // Мир психологии. - 1999. - № 2. - С. 29-32.
. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. - М., 2000. - 180 с.
. Психология развития. / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. - М., 2005. - 524 с.
. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. - М., 2001. - 461 с.
. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - М., 2004. - 351 с.
. Шихи, Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста / Г. Шихи. - СПб., 1999. - 436 с.
. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. -№4. -С. 39-51.
. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э.Эриксон. - М., 1996. - 218 с.
№ |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
Ведущая деятельность |
деятельность, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований |
2 |
Возраст |
категория, означающая качественно специфическую ступень онтогенетического развития - временные характеристики индивидуального развития |
3 |
Конфликт внутриличностный |
форма столкновения противоположных принципов, влечений, амбивалентных стремлений субъекта |
4 |
Кризис |
переходный возраст в |
5 |
Онтогенез |
процесс индивидуального развития организма, формирование основных структур психики |
6 |
Развитие |
направленное, закономерное изменение явления или процесса, ведущее к появлению нового качества |
7 |
Рефлексия |
процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний |
8 |
Саморегуляция |
процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками |
9 |
Социальная ситуация развития |
специфическая для каждого возрастного
периода система отношений |
10 |
Стабильный период |
возрастной период, в течение которого развитие происходит постепенно, путем накопления малозаметных изменений |
Таблица 1. Структура возрастного кризиса
Фазы кризиса |
Содержание фазы |
Предкритическая фаза |
Возникновение противоречий между средой и отношением человека к среде, открытие человеком неполноты реальной формы, в которой он живет |
Фаза собственно кризиса 1 этап 2 этап 3 этап |
Нарастание и обострение противоречий,
кульминация кризиса, осуществление
субъектива-ции через |
Посткритическая фаза |
Создание новой социальной ситуации развития; принятие новых форм культурной трансляции идеальной формы (новой ведущей деятельности) |