Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 13:10, курсовая работа
Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Кризисное состояние лишает человека опоры. Однако, наряду с отрицательными, негативными проявлениями, кризис как ничто другое вычленяет, что человеческого остается от человека, что у него остается внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезнут внешние атрибуты. Все внешнее выходит наружу в процессе кризиса, и человек начинает осознавать его внешность. Если же он еще и отказывается от этой внешней шелухи, то происходит очищение сознания, глубинное понимание истинной ценности, духовное осознание себя.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………......
3
1. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ………………………………….………………….
5
1.1. Кризис новорожденности.................................................................................
6
1.2. Кризис 3-х лет....................................................................................................
1.3. Кризис 7 лет. Готовность к школе....................................................................
1.4. Кризис подросткового возраста.......................................................................
1.5. Юность. Кризис 17 лет......................................................................................
1.6. Зрелость. Кризис 30 лет....................................................................................
1.7. Кризис середины жизни...................................................................................
1.8. Кризис старости................................................................................................
7
9
10
20
22
23
29
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………….…………………........................
32
2) Им следует согласиться на общее восприятие окружающего мира, не перекладывая на другого вину за свои травмы в прошлом и не возлагая на него ожиданий в будущем. Вместе с тем, каждый из них должен стараться понять, как его воспринимает другой, не пытаясь защититься.
3) Они должны согласиться
В отношениях с родителями возникает необходимость изучить свою историю и стать родителями самому себе. Индивидуация помогает выйти из кризиса путем отделения себя от всех ложных проекций в каких бы то ни было сферах. «Чем больше я о себе знаю, тем больше смогу реализовать себя в жизни, тем более многоцветной и многогранной станет моя личность и тем богаче будет мой жизненный опыт» (Холлис, 2002, стр.97).
В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я», помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.
Бесспорно, проблема смерти является всевозрастной. Тем не менее именно для пожилых и престарелых она не представляется надуманной, преждевременной, трансформируясь в проблему естественной смерти. Для них вопрос об отношении к смерти переводится из подтекста в контекст самой жизни. Наступает время, когда в пространстве индивидуального бытия начинает отчетливо звучать напряженный диалог между жизнью и смертью, осознается трагизм временности. Тем не менее старение, смертельные болезни и умирание воспринимаются не как составные части процесса жизни, а как полное поражение и болезненное непонимание ограниченности возможностей управлять природой. С точки зрения философии прагматизма, подчеркивающей значение достижений и успеха, умирающий является потерпевшим поражение.
Сейчас наша социальная структура, равно как и философия, религия и медицина почти ничего не могут предложить для облегчения душевных мук умирающего. Пожилые и престарелые люди, как правило, опасаются не самой смерти, а возможности лишенного всякого смысла чисто растительного существования, а также страданий и мучений, причиняемых болезнями. Можно констатировать наличие двух ведущих установок в их отношении к смерти: во-первых, нежелание обременять своих близких, во-вторых, стремление избежать мучительных страданий. Этот период также называют «узелковым», потому что, не желая обременять своей старостью и смертью, многое пожилые люди начинают готовиться к смерти, собирать сопутствующие обряду вещи, откладывать деньги на проведение похорон. Поэтому многие, находясь в подобном положении, переживают глубокий и всеохватывающий кризис, затрагивающий одновременно биологические, эмоциональные, философские и духовные стороны жизни.
В научном труде «О смерти и умирании» Элизабет Кюблер-Росс подчеркивает важность открытого и честного общения с умирающими, готовность последних обсуждать любые психологически близкие им темы. В результате подобного подхода они могут научить остающихся в живых важным вещам, относящимся не только к заключительным фазам жизни, но и проблемам работы человеческого сознания, а также к некоторым редким аспектам нашего существования вообще. Кроме того, данный процесс обогатит его участников и, возможно, снизит уровень их тревоги относительно собственной смерти.
В связи с этим важным представляется осмысление социально-психологических механизмов адаптации человека к феномену смерти. Речь идет и о системе психологической защиты, определенных моделях символического бессмертия, и о социальной апробации смерти - культе предков, поминальных обрядах, похоронных и мемориальных службах и о просветительских программах пропедевтического характера, в которых феномен смерти становится темой раздумий и духовных поисков.
Культура сопереживания смерти другого человека выступает неотъемлемой составляющей общей культуры как личности, так и общества в целом. При этом совершенно справедливо подчеркивается, что отношение к смерти служит эталоном, индикатором нравственного состояния общества, его цивилизованности. Важно создать не только условия для поддержания нормальной физиологической жизнеспособности, но и предпосылки для оптимальной жизнедеятельности, удовлетворить потребность пожилых и престарелых людей в знаниях, культуре, искусстве, литературе, часто выходящих за пределы досягаемости для старших поколений.
На современном этапе кризисная ситуация для пожилых и престарелых людей обусловлена и усугубляется следующими обстоятельствами:
1. Экономический статус данной социальной группы чрезвычайно низок, происходит процесс обнищания.
2. Отсутствует продуманная
3. Состояние здоровья людей
4. Нарастающая новизна ситуации, постоянное возникновение новых, необычных реалий общественной жизни на финальном этапе онтогенетического развития человека порождает чувство тревоги, апокалипсические настроения, кризис социальной идентичности у пожилых и престарелых.
5. Службы оказания социальной помощи находятся в зачаточном состоянии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возрастные кризисы – теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития.
Возрастной кризис состоит в преобразовании социальной ситуации развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая; психологическое содержание возрастного кризиса состоит в том, что происходит субъективация новообразования предшествующего стабильного периода, т.е. превращение новообразования стабильного периода в субъектную способность индивида. Возрастной кризис проходит ряд фаз и этапов: предкритическая фаза – открытие идеальной формы следующего возраста; собственно критическая фаза – мифологизация новой идеальной формы, конфликт между желаемым и возможным, рефлексия внутренних ограничителей искомой взрослости; посткритическая фаза – дифференциация отношения к себе, формирование мотивации дальнейшего возрастного развития.
Возрастные кризисы – это неотъемлемая часть становления личности. Их невозможно предотвратить, но можно смягчить и ускорить их прохождение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология», 2003г.
2. Божович Л.И. «Избранные психологические труды: Проблема формирования личности. М., 1995.
3. Вахтеров В.П. «Избранные педагогические сочинения», 1987г.
4. Выготский Л.С. «Собрание сочинений», 1981-1984г.
5. Дармодехин С. В. «Современный подросток: проблемы жизнедеятельности», 2007г.
6. Запорожец А. В. «Избранные психологические труды», 2006г.
7. Малкина-Пых И.Г. «Возрастные кризисы. Справочник практического психолога», 2004г.
8. Мухина В.С. «Возрастная психология», 2000г.
9. Обухова Л.Ф. «Возрастная психология», 2001г.
10. Пахальян В. Э. «Психологические особенности общения со взрослыми в старшем школьном возрасте», 1981г.
11. Поливанова К.Н. «Психология возрастных
кризисов: учебное пособие для
студентов педагогических
12. Рогов Е.И. «Общая психология», 1997г.
13. Козлов В. В. «Работа с кризисной личностью», 2003г.
14. Косякова О. О. «Возрастные кризисы», 2007г.
15. Эльконин Д.Б. «Избранные психологические труды», 1989г.
16. Крайг Г. , Бокум Д. «Психология развития», 2004г.
17. Кюблер-Росс Э. «О смерти и умирании», 1969г.
18. Пэррет Л. «Подросток и его проблемы», 2002г.
19. Роуз М. «Трудности с подростками.
Руководство по воспитанию
20. Франкл В. «Человек в поисках смысла», 1990г.
21. Фрейд А. «Норма и патология в детстве», 1966г.
22. Эриксон Э. «Идентичность. Юность и кризис», 1996г.
23. Психология современного подростка/Под ред. Фельдштейна М., 1997г.
24. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. Гамезо М.В., 2001г.
25. Формирование личности в переходный
период от подросткового к юношескому
возрасту/Под ред. Дубровиной. И.В., 1987г.