Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 01:38, контрольная работа
Возраст и возрастные особенности как ступени развития выступают на этой основе как проявление, как момент различных фаз жизни человека. "Онтогенез" человека - это жизненный путь личности, процесс индивидуального развития.
У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Разные дети и развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуально различные ступени развития. Каждая ступень развития конкретного индивида включает в единстве и взаимопроникновении и единичные, и особенные, и общие черты. Поэтому при всей индивидуализированное пути развития каждого человека, конечно, существуют и общие закономерности, знание которых необходимо для понимания индивидуального психического развития ребенка. Но общие возрастные особенности не обозначают ни возрастных стандартов, ни возрастных лимитов. Возраст не определяет стандарты психического развития. Возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных, в единстве с ними. При этом, во-первых, чем ребенок старше и, во-вторых, чем процессы сложней, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значительнее индивидуальные различия.
Введение 3
1. Возрастные особенности психического развития детей 4
2. Возрастные этапы и периодизация психологического развития 9
Выводы 11
Литература 12
На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано.
В классификации Дж. Биррена (1964) выделяются следующие фазы жизненного развития человека.
По мнению Б.Г. Ананьева, недостатком этой классификации является то, что здесь не выдерживается единый принцип дифференциации. Выделение второй фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в остальных случаях, а по социально – педагогическому признаку.
В классификации Д. Бромлея (1966) выделяются следующие циклы развития:
При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.
Цикл «детство» охватывает три стадии:
В классификации Э. Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития детей:
В одной из распространенных современных международных классификаций (Квинн В ., 2000) выделяются следующие возрастные этапы:
В современном фундаментальном издании по психологии развития Г. Крайг (2000) приводится периодизация хотя и близкая к вышеуказанной, но не совпадающая с ней полностью. Здесь выделяются следующие возрастные этапы:
Таким образом, рассмотрены основные вопросы возрастной психологии - закономерности психического развития ребенка в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения и до завершения жизненного пути.
Эти знания помогают выстраивать более успешные взаимоотношения со своими учениками, их родителями, со своими коллегами, помогают понять окружающих людей и, главное, себя.
Литература
Информация о работе Возрастные этапы и периодизация психологического развития