Возрастные этапы и периодизация психологического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 01:38, контрольная работа

Краткое описание

Возраст и возрастные особенности как ступени развития выступают на этой основе как проявление, как момент различных фаз жизни человека. "Онтогенез" человека - это жизненный путь личности, процесс индивидуального развития.
У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Разные дети и развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуально различные ступени развития. Каждая ступень развития конкретного индивида включает в единстве и взаимопроникновении и единичные, и особенные, и общие черты. Поэтому при всей индивидуализированное пути развития каждого человека, конечно, существуют и общие закономерности, знание которых необходимо для понимания индивидуального психического развития ребенка. Но общие возрастные особенности не обозначают ни возрастных стандартов, ни возрастных лимитов. Возраст не определяет стандарты психического развития. Возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных, в единстве с ними. При этом, во-первых, чем ребенок старше и, во-вторых, чем процессы сложней, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значительнее индивидуальные различия.

Содержание

Введение 3
1. Возрастные особенности психического развития детей 4
2. Возрастные этапы и периодизация психологического развития 9
Выводы 11
Литература 12

Вложенные файлы: 1 файл

детская психология (к. р.).DOC

— 112.00 Кб (Скачать файл)

На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано.

В классификации Дж. Биррена (1964) выделяются следующие фазы жизненного развития человека.

  • Первая фаза – младенчество, охватывает период до 2 лет.
  • Вторая фаза – предшколъный возраст, от 2 до 5 лет.
  • Третья фаза – детство, 5-12 лет.
  • Четвертая фаза – юность, 12-17 лет.

По мнению Б.Г. Ананьева, недостатком этой классификации является то, что здесь не выдерживается единый принцип дифференциации. Выделение второй фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в остальных случаях, а по социально – педагогическому признаку.

В классификации Д. Бромлея (1966) выделяются следующие циклы развития:

  • внутриутробный,
  • детство,
  • юность,

При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.

Цикл «детство» охватывает три стадии:

  • младенчество (от рождения до 18 месяцев),
  • дошкольное детство (от 18 месяцев до 5 лет),
  • раннее школьное детство (от 5 лет до 11-13 лет).
  • Цикл «юность» подразделяется на две стадии:
  • старшее школьное детство (от 11 до 15 лет),
  • поздняя юность (от 15 лет до 21 года).

В классификации Э. Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития детей:

  • от рождения до 1 года (младенчество, или орально – сенсорная стадия),
  • от 1 года до 3 лет (раннее детство, или мышечно – анальная стадия),
  • от 3 до 6 лет (возраст игры , или локомоторно – генитальная стадия),
  • от 6 до 12 лет (школьный возраст , или латентная стадия),
  • от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст),

В одной из распространенных современных международных классификаций (Квинн В ., 2000) выделяются следующие возрастные этапы:

  • младенческий возраст – от рождения до 3 лет,
  • раннее детство – от 3 до 6 лет,
  • детство – от 6 до 12 лет,
  • подростковый (юношеский) возраст – от 12 до 18 лет.

В современном фундаментальном издании по психологии развития Г. Крайг (2000) приводится периодизация хотя и близкая к вышеуказанной, но не совпадающая с ней полностью. Здесь выделяются следующие возрастные этапы:

  • младенческий возраст – от рождения до 2 лет,
  • раннее детство – от 2 до 6 лет,
  • среднее детство – от 6 до 12 лет,
  • подростковый (юношеский) возраст – от 12 до 19 лет.

 

Выводы

Таким образом, рассмотрены основные вопросы возрастной психологии - закономерности психического развития ребенка в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения и до завершения жизненного пути.

Эти знания помогают выстраивать более успешные взаимоотношения со своими учениками, их родителями, со своими коллегами, помогают понять окружающих людей и, главное, себя.

 

Литература

  1. Божович Л.И. Этапы формирования личности. - М.; Воронеж, 1995.
  2. Возрастная и педагогическая психология (под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С.
  3. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждении личности. М., 1994.
  4. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Лекция 1
  5. Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971
  6. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. - М., 1994.
  7. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Роспедагентство, 1996. – 374с.
  8. Психическое развитие детей в норме и патологии Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.
  9. Развитие личности ребенка (пер. с англ.) - М., 1987.

 

 


 



Информация о работе Возрастные этапы и периодизация психологического развития