Возраст и психические функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 00:50, реферат

Краткое описание

Многочисленными исследованиями установлено, что в различные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его психических функций. Наибольшая восприимчивость социального и профессионального опыта у взрослого наблюдается в возрасте от 18 до 25 лет. Именно в эти годы происходят наибольшие изменения в мыслительных свойствах. Этот же возрастной период характеризуется наибольшей подвижностью и гибкостью взаимосвязей между мнемическими и аттенционными свойствами. Знание возрастных особенностей изменения психических функций позволяет более эффективно использовать потенциал работников на производстве, а также расширяет возможности продуктивных воздействий на интеллектуальную сферу людей проходящих различные формы обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

Возраст и психические функции.docx

— 40.85 Кб (Скачать файл)

Возраст и психические  функции. Многочисленными исследованиями установлено, что в различные  периоды жизни человека наблюдается  неравномерное развитие его психических  функций. Наибольшая восприимчивость  социального и профессионального  опыта у взрослого наблюдается  в возрасте от 18 до 25 лет. Именно в  эти годы происходят наибольшие изменения  в мыслительных свойствах. Этот же возрастной период характеризуется наибольшей подвижностью и гибкостью взаимосвязей между мнемическими (памятью) и аттенционными свойствами (вниманием). Знание возрастных особенностей изменения психических функций позволяет более эффективно использовать потенциал работников на производстве, а также расширяет возможности продуктивных воздействий на интеллектуальную сферу людей проходящих различные формы обучения.

Например, в 26-29 лет внимание по своему развитию опережает развитие памяти и мышления. Это связано  с резкой перестройкой личности: определяются жизненные позиции, меняется положение  человека в семье, в трудовом коллективе. В 30-33 года вновь наступает высокое  развитие всех интеллектуальных функций - памяти, мышления и внимания, которое  снижается к 40 годам [Обозов, 1991]. Затем  быстрота приема информации, ее переработки  и реакции на нее, интенсивность  внимания, а также эмоциональная  уравновешенность и другие психологические  показатели понижаются. Такие же процессы наблюдаются и в возрасте 55-60 лет. Это связано с тем, что у  лиц старше 55 лет происходит ослабление основных процессов нервной деятельности [Асмолов, 1990].

Н.Н. Обозов приводит данные (со ссылкой на исследования чехословацких  психологов), согласно которым способность  к обучению нарастает примерно до 25-летнего возраста, а затем снижается  ежегодно на один процент [Обозов, 1991].

В динамике развитие психических  функций у взрослых характеризуются  следующими данными: 18-25 лет - подъем уровня развития памяти, внимания и мышления; 26-29 лет - некоторый спад уровня памяти и мышления, подъем уровня внимания; 30-33 года - опять высокий уровень  памяти, мышления и внимания; 34-40 лет - спад и затем незначительный подъем уровня памяти, мышления, внимания. Многие авторы полагают, что пик развития интеллектуальных функций располагается  между 18 и 20 годами. Если принять способность  к логическим операциям 20-летнего  человека за «эталон», то в 30 лет она  составит 96%, в 40 - 87%, в 50 - 80%, в 60 - 75% [Асмолов, 1990,с. 149].

Возраст и профессиональная карьера. Представляет интерес момент наступления наиболее высоких достижений человека в профессиональной деятельности. По данным, приводимым Н.Н. Обозовым, более ранние достижения (до 30-летнего возраста) отмечаются у химиков, затем (до 30-34 лет) - у математиков и физиков, инженеров в области электроники и программирования. Более поздние достижения (в возрасте 35-39 лет) отмечены у геологов, медиков и других специалистов. Кульминационные моменты у представителей научной, философской и политической областей деятельности располагаются, как правило, между 40 и 55 годами. В среднем период наивысших профессиональных достижений наступает около 37-38 лет [Обозов, 1991]. При этом постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество являются основными факторами профессионального долголетия.

В психологии принимаются  разные по принципам построения концепции  возрастной периодизации. Так, в 70-е  годы Д. Б. Эльконин предложил возрастную периодизацию развития психики, основанную на смене деятельности ведущей:

1) игра — дошкольники;

2) обучение — младшие  школьники;

3) общение интимно-личного — подростки;

4) деятельность учебно-профессиональная  — юноши, В 80-е годы А.В.  Петровский предложил концепцию  возрастной периодизации развития  личности, определяемую типом деятельностно-опосредованных отношений индивида с самыми референтными для него группами. Безотносительно решения вопроса о детерминации возрастных особенностей, концепции возрастной периодизации в основном отражают единую точку зрения психологов на определение границ возрастных этапов. Необходимость междисциплинарного подхода в исследованиях возрастных особенностей психики подчеркивается в современной отечественной и зарубежной психологии. Возрастные ступени относительны и условно усреднены, но это не исключает индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом человеку на конкретном этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение. Специфические характеристики возраста определяются:

1) особенностями вхождения  ребенка в группы разного уровня  развития (см. развитие групповое:  уровень) и в учебно-воспитательные  учреждения;

2) изменением характера  воспитания в семье;

3) формированием новых  видов и типов деятельности, обеспечивающих  освоение ребенком общественного  опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой  деятельности;

4) особенностями физиологического  развития.

Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не абсолютны —  границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных  социально-экономических условиях развития личности. В СССР была принята  следующая периодизация возраста:

1) младенчество: от рождения  до 1 года;

2) детство преддошкольное (детство раннее): 1 — 3 года;

3) детство дошкольное (возраст  дошкольный): 3 — 6 лет;

4) возраст школьный младший: 6-10 лет;

5) возраст подростковый (отрочество): 10 — 15 лет;

6) юность:

a) первый период — возраст  школьный старший: 15 — 17 лет;

b) второй период: 17 — 21 год;

7) зрелый возраст:

a) первый период (молодость); 21 — 35 лет;

b) второй период (зрелость): 35 — 60 лет;

8) возраст пожилой: 60 75 лет;

9) возраст старческий: 75 —  90 лет; 10) долгожители: 90 лет и выше. Иногда последние три периода объединяются под общим названием старости. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, с помощью коих можно оценить адекватность развития индивида и кои касаются развития психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного. Переход к следующему возрастному этапу происходит в форме кризисов возрастных.

5.2. Понятие возраста. Психологический  возраст и периодизация психического  развития

Возраст – одна из фундаментальных  и сложных категорий психологии. Можно выделить два уровня анализа  этого понятия:

Абсолютный (или календарный, хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т. п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента измерения его возраста. Это чисто количественное, абстрактное  понятие, обозначающее длительность существования  объекта, его локализацию во времени. Определение абсолютного возраста называется датировкой.

Условный возраст (или  возраст развития) определяется путем  установления местоположения объекта  в определенном эволюционногенетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

Анализ индивидуального  развития человека показывает, что  категория возраста с точки зрения жизненного пути конкретного человека может быть рассмотрена с нескольких позиций.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций  организма по сравнению со средним  статистическим уровнем развития, характерным  для всей популяции данного хронологического возраста, – за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические  и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме  каждого человека. Благодаря полученным статистическим данным о том, в каком  хронологическом возрасте какие  изменения должны происходить, были установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили  ожидаемые изменения, значит, он отстает  в своем биологическом развитии, т. е. его биологический возраст  меньше хронологического. Если, напротив, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то говорят, что биологический возраст человека превышает его хронологический возраст.

Психологический возраст  устанавливается путем соотнесения  уровня психического (умственного, эмоционального и т. д.) развития индивида с соответствующим  нормативным уровнем.

Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например, меры овладения определенным набором  социальных ролей) с тем, что статистически  нормально для его сверстников.

Существует также субъективный возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Под этим понятием подразумевается собственная оценка человеком своего возраста, возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни. Основой  субъективного возраста является самоощущение. Следовательно, субъективный возраст  относительно свободен от хронологического возраста. Человек может ощущать  себя старше своих лет, младше или  соответственно своему возрасту.

Предметом психологического исследования является психологический  возраст человека, а основной задачей  в связи с этим выступает поиск  системы отсчета и хронологических  единиц измерения, т. е. построение периодизации психического развития.

Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно  своеобразные периоды. Вопрос заключается  в том, что обусловливает качественное своеобразие. В истории психологии неоднократно предпринимались попытки  построить периодизацию психического развития. Их систематизация была предпринята  Л.С. Выготским в работе «Проблема  возраста». Все существующие к тому времени периодизации ученый разделил на три группы, и сделал это настолько  методологически удачно, что в  предложенную систематизацию, как правило, успешно вписываются современные  периодизации.

Первую группу составили  периодизации, созданные не путем  расчленения самого процесса развития на этапы, а по аналогии со ступенчатым  построением других хронологических  систем. Таковой является, в частности, известная периодизация С. Холла, созданная  по аналогии с представлениями о  ступенях развития общества. Он выделял стадию рытья и копания (0–5 лет), стадию охоты и захвата (5 – 11 лет), пастушескую стадию (8 – 12 лет), земледельческую стадию (11–15 лет), стадию промышленности и торговли (15–20 лет), соотнося их с животной стадией развития общества, периодом охоты и рыболовства, временем завершения дикости и начала цивилизации, порой романтизма и т. п.

Ко второй группе (самой  многочисленной) Л.С. Выготский отнес  периодизации, которые основаны на каком-либо одном (реже нескольких) отдельно взятом признаке развития. Пример периодизации такого типа являет собой схема П.П. Блонского, построенная с учетом дентиции (появления и смены зубов) и соответственно включающая в себя беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство.

К этой же группе можно отнести  и периодизацию психосексуального развития 3. Фрейда, предполагающую следующие фазы развития личности: 1) оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны – в области рта; формы поведения – захват, удержание, сосание, кусание; 2) анальная фаза (2 – 3-й годы жизни): эрогенные зоны – в области заднего прохода; формы поведения – интерес к функциям отправления; 3) фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны – в области первичных половых органов; формы поведения – исследование своих гениталий; 4) латентная фаза (с 5–6 лет до 11–12 лет, т. е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не выделяются и специфические формы поведения отсутствуют; 5) генитальная фаза (фаза половозрелости): активизируются все эрогенные зоны и формы поведения.

Особое место в периодизациях  второй группы занимает периодизация Ж. Пиаже, в основе которой лежит  развитие интеллектуальных структур. Развитие интеллекта представляется в  периодизации фактором достижения равновесия с окружающей средой и описывается  посредством четырех стадий: 1) предоперациональной стадии мышления (сенсомоторного интеллекта) с его рефлексами и приспособительными реакциями; 2) стадии предпонятийного и интуитивного мышления (внутренних действий с образами, символами); 3) стадии конкретных операций и 4) стадии формальных операций.

По аналогии со стадиями, выделенными Ж. Пиаже, в основе периодизации Л. Колберга лежит становление морали. С этих позиций в периодизации выделяются доморальный уровень (связанный с ориентацией на избегание наказания и получение поощрения), уровень конвенциональной морали (связанный с ориентацией на образец или авторитет) и уровень автономной морали (связанный с ориентацией на общественный договор и общепринятые моральные нормы).

Вариантов периодизации второй группы множество. Все они названы  Л.С. Выготским моносимптоматическими, поскольку в основании большинства из них лежит лишь один, хотя и важный, признак развития.

В третью группу Л.С. Выготский  включил периодизации, связанные  с выделением существенных особенностей самого психического развития. К этой группе можно отнести периодизацию Э. Эриксона, важным достоинством которой  является охват всей жизни личности, а не только ранних возрастов. Э. Эриксон  выделил 8 фаз развития: 1) первая фаза (младенчество, первый год жизни) характеризуется  первичным доверием или недоверием ребенка к окружению; 2) вторая фаза (раннее детство: 2 – 3-й годы жизни) характеризуется  автономией или стыдом и сомнением; 3) третья фаза (дошкольный возраст: 4 – 5-й годы жизни) характеризуется инициативой  или чувством вины; 4) четвертая фаза (школьный возраст: с 6-ти до 11–12 лет, т. е. до половозрелости) характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности; 5) пятая фаза (юношество) характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности; 6) шестая фаза (молодость: 20–30 лет) характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией; 7) седьмая фаза (зрелость: 30–40 лет) характеризуется творческим началом, интегративностью или застоем; 8) восьмая фаза (старший взрослый возраст (плюс старость): от 40 лет и старше) характеризуется целостностью личности или раздвоенностью и отчаянием.

Л.С. Выготский предложил  также собственную периодизацию. Он выделил в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное  и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти  изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых  новообразований. По мнению Л.С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1) кризис новорожденности, 2) стабильный период младенчества, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис трех лет, 6) стабильный дошкольный возраст, 7) кризис семи лет, 8) стабильный младший школьный период, 9) пубертатный кризис, 10) стабильный подростковый возраст, 11) кризис 17 лет, и т. д.

Информация о работе Возраст и психические функции