Волевая регуляция деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:20, реферат

Краткое описание

Воля — социально опосредованный механизм регуляции человеческого поведения: побуждение к волевым действиям совершается на основе социально сформированных понятий и представлений. Волевое действие ориентировано на будущее, эмансипировано, в отличие от эмоций, от текущей ситуации. Как писал И. М. Сеченов, человек мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды; в основу действия кладутся уже не одни чувственные побуждения, но мысль и моральное чувство; само действие получаст через это определенный смысл и становится поступком.

Вложенные файлы: 1 файл

Волевая регуляция.docx

— 31.41 Кб (Скачать файл)

Однако в своей основе любое решение о совершении того или иного преступления нетранзитивно — оно не учитывает социальной вредности действия и неотвратимости наказания за него.

К обстоятельствам, содействующим  принятию решении о совершении преступного  деяния, относятся:

  • провоцирующее поведение потерпевших;
  • давление со стороны преступной группы;
  • расчет на поддержку соучастников;
  • ослабление сознательного контроля в конфликтных эмоциональных состояниях;
  • преуменьшение грозящей опасности разоблачения;
  • наличие субъективно трактуемой возможности сокрытия преступления;
  • алкогольное и наркотическое опьянение.

После принятия решения индивид  становится связанным собственным  решением; он может недооценить даже те вновь возникшие обстоятельства, которые имели бы для него значение на стадии предрешения. Принятие решения  формирует намерение — устойчивое стремление к реализации намеченной программы действий, установку на совершение определенною действия. Эта установка ограничивает избирательные возможности индивида. У индивида формируется мотивация достижения цели. Так, принятое решение об убийстве определенного лица приводится, как правило, в исполнение даже тогда, когда ситуация становится неблагоприятной: повышается возможность опознания и задержания преступника.

Нет ни одного преступного  деяния, которое всецело соответствовало  бы всем критериям оптимальности  действия.

Однако, приступая к исполнению преступного деяния, преступник анализирует  обстановку его совершения, проявляет  повышенный интерес ко всему, что  может помешать реализации преступного  умысла или облегчить совершение деяния.

Если обстановка совершения преступления соответствует ожиданиям  преступника, его действия осуществляются стереотипно, привычными и характерными для него способами.

В ходе исполнения преступления могут значительно расшириться  возможности реализации преступной мотивации, сформироваться дополнительные и новые цели преступления, окрепнуть  решимость действовать более  интенсивно.

Механизм исполнения преступления — система используемых преступником способов действий.

Известно, что способ совершения преступления дает ключ к его расследованию. В связи с этим необходимо психологически обоснованное, концептуальное определение  сущности способа совершения преступления. При определении способа совершения преступлений недостаточно перечисления отдельных его орудийных компонентов (например, «проникновение в хранилище  произошло способом подбора ключей», «убийство произошло способом применения холодного оружия»).

Способ — система приемов  действия, операциональных комплексов, обусловленных целью и мотивами действия, психическими и физическими особенностями действующего лица. В способе действия проявляются психофизиологические и характерологические особенности человека, его знания, умения, навыки, привычки и отношение к различным сторонам действительности. У каждого человека существует система обобщенных способов действий, свидетельствующих о его индивидуальных особенностях.

При структурно-системном, психологическом  подходе должны быть выделены существенные индивидуальные особенности поведения  преступника, психологическая специфичность  его криминального поведения.

 

 

 

 

Эмоциональная регуляция  деятельности

Понятие эмоций

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий.

Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха.

Под влиянием этого опасения мы отходим  в безопасную зону. Сама по себе эта  ситуация еще не причинила нам  вреда, но через наше чувство она  отразилась как угрожающая нашему самосохранению. Сигнализируя о непосредственном положительном  или отрицательном значении различных  явлений, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тормозят наши действия.

Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия (от лат. "emoveo" - волную).

Эмоции регулируют психическую  активность не специфично, а через  соответствующие общие психические  состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

Особенностью эмоций является их интегрированность - возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт.

Эмоции являются приспособительным  продуктом эволюции - это эволюционно-обобщенные способы поведения в типичных ситуациях. "Именно благодаря эмоциям  организм оказывается чрезвычайно  выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя  форму, тип, механизм и другие параметры  воздействия, может со спаси- тельной  быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, сведя его, так сказать, к общему биологическому знаменателю, т.е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие".

Эмоции возникают в ответ  на ключевые для удовлетворения определенной потребности особенности предметов. Отдельные биологически значимые свойства предметов и ситуаций вызывают эмоциональный  тон ощущений. Они сигнализируют  о встрече организма с искомым  или опасным свойством предметов. Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и явлениям, возникающее в результате отражения  их непосредственной связи с актуализированными потребностями.

Все эмоции предметно соотнесены и  двухвалентны - они или положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют  соответствующие потребности). Эмоции побуждают к стереотипным формам поведения. Однако особенности человеческих эмоций определяются общим законом  психического развития человека - высшие образования, высшие психические функции, формируясь на основе низших функций, перестраивают их. Эмоционально-оценочная  деятельность человека неразрывно связана  с его понятийно-оценочной сферой. И эта сфера сама влияет на эмоциональное  состояние человека.

Сознательная, рациональная регуляция  поведения, с одной стороны, побуждается  эмоциями, но, с другой стороны, она  противостоит текущим эмоциям. Все  волевые действия совершаются вопреки  сильным конкурирующим эмоциям. Человек действует, превозмогая  боль, жажду, голод и все- возможные  влечения.

Однако чем ниже уровень сознательной регуляции, тем большую свободу  получают эмоционально-импульсивные действия. Эти действия не имеют сознательной мотивации, цели этих действий также  не формируются сознанием, а однозначно предопределяются характером самого воздействия (например, импульсивное отстранение  от падающего на нас предмета).

Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция по- ведения: при дефиците информации для сознательного  построения действий, при недостаточности  фонда сознательных способов поведения. Но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции. Даже мыслительные действия организуются на эмоциональной основе.

В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают  то направление действия, результативность которого наиболее вероятна. Допуская большую свободу сознательного  выбора це- лей, эмоции определяют основные направления жизнедеятельности человека.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь  с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Человек стремится к положительным  эмоциям. Лишение эмоциональных  воздействий дезорганизует психику  человека, а длительное лишение положительных  эмоциональных воздействий в  детстве может привести к отрицательным  деформациям личности.

Замещая потребности, эмоции сами по себе являются во многих случаях побуждением  к действию, фактором мотивации.

Различаются низшие эмоции, связанные  с безусловно-рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма и т.п.) , и высшие, подлинно человеческие эмоции - чувства.

Чувства связаны с удовлетворением  социально выработанных потребностей. Чувство долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и т.п. формируются  у человека по мере его включения  в социальные связи, т.е. по мере становления  индивидуума как личности. Переживая  те или иные чувства, человек оперирует  исторически выработанными нравственны- ми и эстетическими понятиями ("добро", "зло", "справедливость", "прекрасное", "безобразное" и т.д.) ,

Таким образом, чувства в большей  мере, чем эмоции, связаны со второй сигнальной системой. Эмоции ситуативно обусловлены, чувства могут быть длительными и устойчивыми. Наиболее устойчивые чувства являются свойствами личности (честность, гуманность и т.п.).


Информация о работе Волевая регуляция деятельности