Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 01:56, контрольная работа
Первое материалистическое объяснение природе воли дал Сеченов, который указывал, что воля - это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей.
Воля – это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.
Общее определение понятия. Основные функции воли………… 3
Волевая сфера личности. Классификация волевых качеств личности…………………………………………………………………………. 5
Воля как компоненты характера………………………………… 11
Общее понятие о характере……………………………………… 13
Черты характера. ………………………………………………… 18
Типология характера ……………………………………………. 20
Литература……………………………………………………………… 26
Но эта готовность выражается не всегда в том, что отчетливо представляются пути к достижению цели, а чаще в исключении конкурирующих целей, в целенаправленном сужении внимания. Волевые процессы необходимо различать также в отношении спокойствия или остроты, бурности их протекания. Бурность и напряженность волевого процесса выражаются также в затрате волевого усилия. Волевое усилие необходимо понимать как своего рода приказ себе делать все, способствующее достижению цели. Хотя воля и является одним из основных компонентов характера, все же было бы неправильно сравнивать волю и характер.
Прежде всего не всякий волевой процесс имеет характерологическое значение. Некоторые намерения, стремления и желания человека могут быть временными чисто ситуационными состояниями, общими для многих людей и совсем нетипичными для данной личности. Характер в строгом смысле слова - только один из компонентов личности, в которую входят еще способности, темперамент, самосознание. Сравнивая характер с личностью, психологи нередко исключают из нее способности, которые на самом деле являются ярким выражением личности в ее творческой деятельности. Характер, в широком смысле слова, только один из аспектов личности.
4.Понятие о характере.
Обычно,
когда пытаются оценить или охарактеризовать
конкретного человека, говорят о его характере
(от греч. Character-печать, чеканка). В психологии
понятие «характер» означает совокупность
индивидуальных психических свойств,
складывающихся в деятельности и проявляющихся
в типичных для данного человека способах
деятельности и формах поведения.
Главная особенность характера как психологического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Например, основные черты характера могут обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия.
Для одних существенно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества. Поэтому когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что этот человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные характеристики поступков человека приписываются самому человеку. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.
Например,
даже очень веселые люди могут испытывать
чувство грусти, но от этого они не станут
нытиками и пессимистами.
Характер является прижизненным образованием
и может трансформироваться в течение
всей жизни. Формирование характера самым
тесным образом связано с мыслями, чувствами
и побуждениями человека. Поэтому, по мере
того как формируется определенный уклад
жизни человека, формируется и его характер.
Следовательно, образ жизни, общественные
условия и конкретные жизненные обстоятельства
играют важную роль в формировании характера.
Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах.
Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость–в ситуации общения и т. д. Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др.
К эмоциональным чертам характера относят
порывистость, впечатлительность, горячность,
инертность, безразличие, отзывчивость
и др. К интеллектуальным чертам относят
глубокомыслие, сообразительность, находчивость,
любознательность и др.
В другом случае черты характера рассматриваются
в соответствии с направленностью личности.
Причем содержание направленности личности
проявляется в отношении к людям, деятельности,
окружающему миру и самому себе. Например,
отношение человека к окружающему миру
может проявляться или в наличии определенных
убеждений, или в беспринципности. Эта
категория черт характеризует жизненную
направленность личности, т. е. ее материальные
и духовные потребности, интересы, убеждения,
идеалы и т.д.
Направленность личности определяет цели,
жизненные планы человека, степень его
жизненной активности. В сформировавшемся
характере ведущим компонентом является
система убеждений. Убежденность определяет
долгосрочную направленность поведения
человека, его непреклонность в достижении
поставленных целей, уверенность в справедливости
и важности дела, которое он выполняет.
Другой
группой черт характера являются те, которые
характеризуют отношения человека к деятельности.
При этом имеется в виду не только отношение
человека к конкретному виду выполняемой
работы, но и деятельности вообще. Главное
условие образования характера – наличие
жизненных целей. Бесхарактерному человеку
свойственно отсутствие или разбросанность
целей. Черты характера, связанные с отношением
к деятельности, находят свое выражение
и в устойчивых интересах человека.
Причем поверхностность и неустойчивость
интересов нередко сопряжены с большой
подражательностью, с недостатком самостоятельности
и цельности личности человека. И наоборот,
глубина и содержательность интересов
свидетельствуют о целенаправленности,
настойчивости личности. Однако сходство
интересов не предполагает сходства особенностей
характера. Так, среди людей с близкими
интересами могут быть веселые и грустные,
скромные и навязчивые, эгоисты и альтруисты.
Более того, люди со сходной направленностью
могут идти совершенно разными путями
к достижению целей, используя для этого
свои, особенные приемы и способы. Это
несходство определяет и специфику характера
личности, которая проявляется в ситуации
выбора действий или способов поведения.
С такой точки зрения в качестве черты
характера можно рассматривать степень
выраженности у индивида мотивации достижения
– его потребности в достижении успеха.
В зависимости от этого для одних людей
характерен выбор действий, обеспечивающих
успех (проявление инициативы, соревновательной
активности, стремление к риску и т.д.),
в то время как для других более характерно
стремление просто избегать неудач (отклонение
от риска и ответственности, избегание
проявления активности, инициативы и т.д.).
Показательными для понимания характера
могут быть также привязанности и интересы
человека, связанные с его досугом. Они
раскрывают новые особенности, грани характера.
Например, Л.Н. Толстой увлекался игрой
в шахматы, И.П. Павлов – игрой в городки,
Д.И. Менделеев – чтением приключенческих
романов.
Другим проявлением характера человека
является его отношение к людям. При этом
выделяются такие черты характера, как
честность, правдивость, справедливость,
общительность, вежливость, чуткость,
отзывчивость и др. Не менее показательной
является группа черт характера, определяющих
отношение человека к самому себе. С этой
точки зрения чаще всего говорят об эгоизме
или альтруизме человека. Эгоист всегда
ставит личные интересы выше интересов
других людей. Альтруист же ставит интересы
других людей выше своих собственных.
Все черты личности человека можно условно
разделить на мотивационные и инструментальные.
Мотивационные побуждают и направляют
деятельность, а инструментальные придают
ей определенный стиль. Характер может
проявляться в выборе цели действия, т.е.
как мотивационная черта личности. Однако
когда цель определена, характер выступает
больше в своей инструментальной роли,
т.е. определяет средства достижения поставленной
цели.
Необходимо также подчеркнуть, что характер
является одним из основных проявлений
личности. Поэтому черты личности вполне
могут рассматриваться и как черты характера.
К числу таких черт в первую очередь необходимо
отнести те свойства личности, которые
определяют выбор целей деятельности
(более или менее трудных). Здесь как определенные
характерологические черты могут проявиться
рациональность, расчетливость или противоположные
им качества. Во-вторых, в структуру характера
включают черты, которые проявляются в
действиях, направленных на достижение
поставленных целей: настойчивость, целеустремленность,
последовательность и др. В этом случае
характер сближается с волей человека.
В-третьих, в состав характера входят инструментальные
черты, непосредственно связанные с темпераментом.
Под чертами характера понимаются
сложные индивидуальные особенности,
достаточно показательные для человека
и позволяющие с известной вероятностью
предугадывать его поведение в том или
ином конкретном случае.
Зная, что данный человек обладает
определенной чертой характера, возможно
до некоторой степени предвидеть, как
он будет поступать при тех или других
обстоятельствах. Зная черты своего характера,
человек сам нередко руководствуется
ими как своего рода критерием поведения.
Имеются черты - привычки (вежливость,
аккуратность и т.п.), было бы неправильно
каждую черту характера считать привычкой.
Черты характера, особенно наиболее существенные
для личности, включая в себя некоторые
навыки и привычки, отличаются ярко выраженной
сознательностью. С другой стороны, не
каждая привычка является чертой характера.
Каждая черта характера, даже самая ясная,
всегда сложна и динамична. Одна и та же
черта формируется по-разному и видоизменяется
в зависимости, с одной стороны, от тех
или иных жизненных ситуаций и, с другой
стороны, от других черт и от характера
в целом. Все черты характера "подлинны",
то есть представляют собой реальное и
конкретное выражение индивидуального
своеобразия личности человека, живущего
в конкретных исторических условиях.
Черты характера могут иметь
различную яркость, могут быть более или
менее определенными, но "неподвижными",
или мнимыми, надо считать только несуществующие
черты. В области изучения черт характера
перед психологами стоят несколько основных
задач. Первая из них - выделить и описать
черты характера, которые являются ведущими
или стержневыми для данной личности и
прежде всего те из них, которые отражают
ее направленность и волю. Вторая задача,
теснейшим образом связана с первой, -
объяснить или проанализировать черты
характера. Этот анализ может идти в различных
направлениях:
- раскрыть структуру черты, что означает
выделить в данной черте более частные
и соподчиненые черты и проявления;
- показать значение данной черты в структуре
характера путем установления соотношения
между этой чертой и другими чертами, а
также характером в целом;
- найти, что в данной черте и ее проявлениях
индивидуально и что типично для известной
группы людей;
- установить условия, при которых наиболее
полно проявляется данная черта, и тем
самым наметить пути ее формирования.
Третья задача - установить перспективы
развития характера. Изучая характер человека,
необходимо ответить не только на вопросы,
каковы черты характера у этого человека
и как они возникли и формировались, но
и на вопрос, в каком направлении могут
и должны развиваться эти черты как показатели
характера. Изучение черт характера в
их перспективном развитии позволит в
структуру характера внести необходимую
динамику, для чего так важно устанавливать
не только взаимосвязь черт характера,
но и конкретные условия их развития.
Наиболее интересные и жизненно правдивые описания характера (известные как «типологии характера») возникли в пограничной области, на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии. Они принадлежат талантливым клиницистам, которые в своих типологиях обобщили многолетний опыт работы с людьми — опыт наблюдения за их поведением, изучения их судеб, помощи им в жизненных трудностях. Здесь встречаются такие имена, как К. Юнг, Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко и др.
Первые работы этого направления содержали
небольшое число типов. Так, Юнг выделил
два основных типа характера: экстравертированный
Кречмер также описал всего два типа: циклоидный и шизоидный. Со временем же число типов увеличилось. У Ганнушкина мы находим уже порядка семи типов (или «групп») характеров; у Леонгарда и Личко — десять-одиннадцать.
Практически все авторы типологий подчеркивали, что характер может быть более и менее выражен. Различение между патологическими и нормальными характерами, включающими акцентуации, очень важно. По одну сторону черты, разделяющей вторую и третью зоны, оказываются индивиды, подлежащие ведению психологии, по другую — малой психиатрии. Конечно, «черта» эта размыта. Тем не менее, существуют критерии, которые позволяют ее приблизительно локализовать. Таких критериев три, и они известны как критерии психопатий Ганнушкина — Кербикова.
Характер можно считать патологическим, т. е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни. "Этот первый признак, по мнению А. Е. Личко, хорошо иллюстрируется поговоркой: «Каков в колыбельке, таков и в могилку».
Второй признак — тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а «на людях» — другой, то он не психопат.
Наконец, третий и, пожалуй, самый важный признак психопатий — это социальная дезадаптация. Последняя, заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе. Вот такой простой житейский и в то же время вполне научный критерий.
В психологии выделяют следующие типы характера человека:
1) авторитарный – термин Э. Фромма,
означающий тип характера
2) астено-невротический – один
из типов акцентуации
3) биофильный – согласно Э. Фромму – форма структуры характера, выступающая в виде развитой формы продуктивного характера. Для него типичны: любовь к жизни и живому; стремление поддерживать рост, развитие и прогресс; конструктивность, продуктивность, созидательность; стремление творить добро, и пр.
4) гипертимный – один из типов
акцентуации характера. Отличается
почти всегда хорошим, даже слегка
приподнятым настроением, брызжущей
энергией, неудержимой активностью.
Постоянное стремление к
5) дистимный – один из типов
акцентуации характера. Свойственны
преобладание пониженного
6) истероидный (характер демонстративный)
– один из типов акцентуации
характера. Для истероидного акцентуанта
труднее всего переносить
Информация о работе Волевая сфера личности. Классификация волевых качеств личности