Воля: определение, свойства, виды, способы развития воли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:25, контрольная работа

Краткое описание

В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. В начале ХХ в. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. По этой причине в начале ХХ в. и в последующие десятилетия исследования воли продолжались, правда, не столь широко и активно, как прежде, но с использованием того же самого самонаблюдения в качестве основного метода выявления связанных с ней феноменов.

Содержание

1.Воля: определение, свойства, виды, способы развития воли.
1.1.Воля……………………………………………………………3
1.2.Виды воли……………………………………………………..3
1.3.Волевые свойства личности………………………………….5
1.4.Способы развития воли………………………………………8
2.Информационные технологии в образовании. Общая
характеристика отдельных форм и методов
2.1.Информационные технологии в образовании……….....10
2.2.Компьютеризация школьного образования………………..11
2.3.Дистанионное образование…………………………………..13
Список литературы………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 39.21 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Информационные технологии в образовании

    Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.

  Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).  Если в качестве признака информационных технологий выбрать инструменты, с помощью которых проводится обработка информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития:

  1-й этап (до второй  половины XIX в.) - «ручная» информационная  технология, инструментарий которой  составляли: перо, чернильница, книга.  Коммуникации осуществлялись ручным  способом путем переправки через  почту писем, пакетов, депеш.  Основная цель технологии - представление  информации в нужной форме.

  2-й этап (с конца  XIX в.) - «механическая» технология, оснащенная  более совершенными средствами  доставки почты, инструментарий  которой составляли: пишущая машинка,  телефон, диктофон. Основная цель  технологии - представление информации  в нужной форме более удобными  средствами.

  3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее  программное обеспечение, электрические  пишущие машинки, ксероксы, портативные  диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

  4-й этап (с начала 70-х  гг.) - «электронная» технология, основным  инструментарием которой становятся  большие ЭВМ и создаваемые  на их базе автоматизированные  системы управления (АСУ) и информационно-поисковые  системы, оснащенные широким спектром  базовых и специализированных  программных комплексов. Центр тяжести  технологии еще более смещается  на формирование содержательной  стороны информации для управленческой  среды различных сфер общественной  жизни, особенно на организацию  аналитической работы.

  5-й этап (с середины 80-х гг.) - «компьютерная» («новая»)  технология, основным инструментарием  которой является персональный  компьютер с широким спектром  стандартных программных продуктов  разного назначения. На этом этапе  происходит процесс персонализации  АСУ, который проявляется в  создании систем поддержки принятия  решений определенными специалистами.  Подобные системы имеют встроенные  элементы анализа и искусственного  интеллекта для разных уровней  управления, реализуются на персональном  компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную  базу существенным изменениям  подвергаются и технические средства  бытового, культурного и прочего  назначений.

  6-й этап - «сетевая  технология» (иногда ее считают  частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают  широко использоваться в различных  областях глобальные и локальные  компьютерные сети. Ей предсказывают  в ближайшем будущем бурный  рост, обусловленный популярностью  ее основателя - глобальной компьютерной  сети Internet.

  2.2Компьютеризация школьного образования

   Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

-использование компьютерной  техники в качестве средства  обучения, совершенствующего процесс  преподавания, повышающего его качество  и эффективность;

-использование компьютерных  технологий в качестве инструментов  обучения, познания себя и действительности;

-рассмотрение компьютера  и других современных средств  информационных технологий в  качестве объектов изучения;

-использование средств  новых информационных технологий  в качестве средства творческого  развития обучаемого;

-использование компьютерной  техники в качестве средств  автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

-организация коммуникаций  на основе использования средств  информационных технологий с  целью передачи и приобретения  педагогического опыта, методической  и учебной литературы;

-использование средств  современных информационных технологий  для организации интеллектуального  досуга;

-интенсификация и совершенствование  управления учебным заведением  и учебным процессом на основе  использования системы современных  информационных технологий 

  Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако, процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным. В концепции информатизации образования охарактеризованы несколько этапов этого процесса:

1 этап характеризуется следующими признаками:

-начало массового внедрения  средств новых информационных  технологий и в первую очередь  компьютеров; 

-проводится исследовательская  работа по педагогическому освоению  средств компьютерной техники  и происходит поиск путей ее  применения для интенсификации  процесса обучения;

-общество идет по пути  осознания сути и необходимости  процессов информатизации;

-происходит базовая подготовка  в области информатики на всех  ступенях непрерывного образования; 

2 этап характеризуется следующими признаками:

-активное освоение и  фрагментарное внедрение средств  НИТ в традиционные учебные  дисциплины;

-освоение педагогами  новых методов и организационных  форм работы с использованием  компьютерной техники; 

-активная разработка  и начало освоения педагогами  учебно-методического обеспечения; 

-постановка проблемы  пересмотра содержания, традиционных  форм и методов учебно-воспитательной  работы;

3 этап характеризуется следующими признаками:

-повсеместное использование  средств современных ИТ в обучении;

-перестройка содержания  всех ступеней непрерывного образования  на основе его информатизации;

-смена методической основы  обучения и освоение каждым  педагогом широкого круга методов  и организационных форм обучения.

2.3 Дистанционное  образование

     С 1995 г. в России разрабатывается система дистанционного образования (СДО). Она не заменяет, а дополняет очную и заочную формы обучения. СДО - это гибкая адаптивная модульная технология обучения. Она ориентирована на потребителя и опирается на современные информационные и коммуникационные технологии, считается экономически эффективной.

Система открытого образования  призвана обеспечить равноправную возможность  получения образования для всех категорий граждан без исключения. Эта возможность ценна для  лиц, которые физически не могут  добраться до места учебы. К этой категории относятся, например, лица, имеющие ограничения передвижения по состоянию здоровья; лица, работающие по вахтовому методу. По данным социологического исследования Министерством образования  РФ, открытые образовательные программы  пользуются популярностью у жителей  населенных пунктов, удаленных от административных центров; у лиц, получающих параллельно  второе образование. Гибкие условия  формирования собственной образовательной  программы привлекают государственных  служащих, инженеров, педагогов, а так  же людей, желающих повысить квалификацию по плану, наиболее приемлемому для  них квалтфикацию. Идея непрерывного образования предполагает развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни. Открытое образование реализует идею опережающего образования, что является требованием времени. По утверждению специалистов, технологические знания стареют каждые 2-3 года, при этом наблюдается положительная динамика данного процесса. Из этого следует, что при сохранении прежних образовательных технологий, к концу обучения в вузе знания выпускника будут в большинстве своем уже устаревшими. Как следствие - необходимость повышения квалификации, то есть необходимость открытого образовательного пространства. Открытое образование предполагает свободный выбор абитуриентом образовательного учреждения и бесконкурсное поступление в него. Западные вузы, реализующие программу открытого образования, выходят на российский рынок образовательных услуг и становятся прямыми конкурентами отечественному образованию. Сегодняшний абитуриент, не выходя из дома, может поступить и успешно обучаться, например, в ведущем американском Калифорнийском виртуальном университете, получая в результате диплом, котирующийся на мировом рынке.

     Для укрепления конкурентоспособности России на международном рынке образовательных услуг в нашей стране ведется разработка глобальной международной программы «Открытая образовательная система XXI века» (приказ Министерства образования РФ 32925 от 12.10.2000 г.). В данном приказе система открытого образования определяется как «обеспечивающая общенациональный доступ к образовательным ресурсам путем широкого использования информационных образовательных технологий дистанционного обучения и на этой основе предоставляющая условия для наиболее полной реализации гражданами своих прав на образование, по структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества». Программа открытого образования РФ включает два базисных проекта: «Всемирный технологический университет» и    «Дистанционное образование в новой информационной среде» (Descop).

     Одним из препятствий более быстрого развития сети данного вида образовательных услуг является низкая степень осведомленности населения России о возможностях современных информационных технологий в сфере образования. По данным социологического исследования Министерством образования РФ, 42% выпускников средних учебных заведений, в которых преподается информатика, не имеют представления об интерактивном общении через Интернет, 71,5% абитуриентов вуза никогда не пользовались Интернетом, 62,5% никогда не работали с электронной почтой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Григорьев С.Г., Гриншкун  В.В. Учебник - шаг на пути  к системе обучения «Информатизации  образования».  М.: ИСМО РАО, - 2005. С. 219-222.

2. Гриншкун В.В. Григорьев  С.Г. Образовательные электронные  издания и ресурсы.  Учебно-методическое  пособие для студентов педагогических  вузов и слушателей системы  повышения квалификации работников  образования. Курск: КГУ, Москва: МГПУ - 2006, 98 с.

3. Дергачева Л.М. Активизация  учебной деятельности школьников  при изучении информатики на  основе использования дидактических  игр. Автореф. дис. канд. пед.  наук. - М., - 2006.                                                               

4.   Немов Р.С.  Психология. 4-е изд., М.: Владос. 2003.-688 с.     

5.   Сластенин В.А.  Каширин В.П. Психология и педагогика. Учеб. Пособие для студ. Высш., учеб.,  заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.

6.  Столяренко Л.Д. Столяренко  В.Е. Психология и педагогика  для технических вузов. Изд-во, Феникс. 2003. – 512 с.

7. Тихонов А.Н. Информационные  технологии и телекоммуникации  в образовании и науке(IT&T ES'2007): Материалы международной научной  конференции,ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М.: ЭГРИ, 2007. - 222 с.


Информация о работе Воля: определение, свойства, виды, способы развития воли