Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 22:54, реферат
Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций. В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ, ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
2 РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА
3 ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ И ИХ ВНЕШНЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ
4 ВИДЫ ЭМОЦИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ФГБОУ ВПО «Калининградский
государственный технический
Институт менеджмента,
экономики и
Контрольная работа по дисциплине
студентки группы 09-КМ
по специальности: коммерция (торговое дело)
Хиженок Валентина Олеговна
2012г.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ, ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
2 РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА
3 ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ И ИХ ВНЕШНЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ
4 ВИДЫ ЭМОЦИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Когда вы наблюдаете восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными формами познавательной деятельности, вы проявляете свое отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада - это разнообразные чувства и эмоции. Они - одно из проявлений отражательной психической деятельности человека. Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций. В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью. Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность.
1 ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ, ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
Воля - способность человека
достигать поставленных им целей в условиях
преодоления препятствий. В качестве основы
осуществления волевых процессов выступает
характерная для человека опосредованность
его поведения за счет использования им
общественно выработанных орудий или
средств. На ней строится процесс, имеющий
значительные индивидуальные вариации,
сознательного контроля над теми или иными
эмоциональными состояниями или мотивами.
За счет этого контроля приобретается
возможность действовать вопреки сильной
мотивации или игнорировать сильные эмоциональные
переживания. Развитие воли у ребенка,
начинающееся с раннего детства, осуществляется
за счет формирования сознательного контроля
над непосредственным поведением при
усвоении определенных правил поведения. Понятием
«воля» оперируют психиатрия, психология,
физиология и философия. В толковом словаре
Ожегова воля трактуется, как способность
осуществлять поставленные перед собой
цели. В античности в европейской культуре
представление о воле, как неотъемлемой
части психической жизни человека, в корне
отличалось от возобладавшего в настоящее
время. Так,Сократ сравнивал волю с направлением
(в смысле действия) полета стрелы, понимая
под этим неоспоримый факт, что стреле
все равно суждено сорваться с тетивы,
но воля позволяет ей это сделать лишь
тогда, когда верно выбрана цель. Философы
школы Платона определяли волю как «целеустремленность,
соединенную с правильным рассуждением;
благоразумное стремление; разумное естественное
стремление». Зенон противопоставлял
волю желанию. Греческие философы приписывали
воле в основном сдерживающую роль. В их
понимании воля выполняла скорее роль
внутренней цензуры, чем являлась творческим
агентом. Современное представление о
воле обогатилось за счет приписывания
этому понятию дополнительных характеристик.
Например, Юм, определив волю как «внутреннее
впечатление, которое мы переживаем и
сознаем, когда сознательно даем начало
какому-нибудь новому движению нашего
тела или новой перцепции нашего духа»,
фактически указал на то, что человеку
присуще сознание воли, оно носит характер
переживания, волевые акты осуществляются
сознательно, волеизъявление предшествует
действию. Более того, в современном философском
понимании воля стала неотделима от действия,
«каждый истинный, настоящий непосредственный
акт воли в то же время и непосредственно
- проявляющийся акт тела». Совершая волевые
поступки, человек в процессе деятельности
вырабатывает в себе волевые качества,
характеризующие его как личность и имеющие
очень большое значение для жизни и труда.
Одни свойства делают человека более активным,
что связано с преобладанием процессов
возбуждения в коре полушарий, другие
качества проявляются в торможении, задержке,
подавлении нежелательных психических
процессов и действий. К качествам, связанным
с активностью, относятся решительность,
смелость, настойчивость, самостоятельность.
2 РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА
Воля - одно из человеческих качеств, которое потенциально заложено до рождения и, которое вместе с тем можно развивать в течение жизни. Диапазон сильной воли столь же велик, как и диапазон слабоволия. Желание укрепить свою волю, расширить спектр применения волевого действия чаще всего возникает у людей с интернальной локализацией контроля. Локализация контроля -- это склонность человека приписывать ответственность за результаты действия внешним или внутренним силам. Интерналы чаще всего чувствуют личную ответственность за свои действия, объясняя их своими личностными особенностями, поэтому они стремятся работать над собой, самосовершенствоваться, в том числе и развивать свою волю. Экстерналы же все стараются объяснить внешними обстоятельствами, снимая с себя всяческую ответственность и тем самым снижая актуальность волевой активности и волевой тренировки. Человек, желающий владеть собой и обстоятельствами, желающий победить деструктивные эмоции и качества (например, страх и лень), может путем тренировки усилить свою волю и увеличить спектр своих возможностей. Работая над развитием воли, можно опираться на следующие рекомендации:
- Лучше не принимать решений, чем принимать и не выполнять их.
- Принятое решение должно быть выполнено.
- Цель должна быть полезной, общественно значимой, привлекательной.
- Поставленная цель должна быть тщательно обдумана.
- Нельзя ставить цели
и принимать решения, когда
вы в состоянии сильного
- Поставленная цель должна
соответствовать вашим
1) волевого усилия, необходимого для выполнения решения;
2) определенных знаний и умений, необходимых для выполнения решения;
3) развитого того или иного волевого качества (выдержки, настойчивости, прилежания, смелости, целеустремленности);
4) времени и средств,
необходимых для выполнения
- Поставленная цель должна быть абсолютно конкретной:
1) указан точный срок начала выполнения решения;
2) точно определен минимальный
объем ежедневной
3) указаны сроки общей продолжительности работы над чем-либо;
4) точно указан предполагаемый результат;
5) указаны средства реализации принятого решения.
- Главная цель должна
быть разбита на ряд
3 ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ И ИХ ВНЕШНЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ
Под эмоциями понимают либо внутренние чувства человека, либо проявления этих чувств. Часто самые сильные, но кратковременные эмоции называют аффектом, а глубинные и устойчивые -- чувствами. Эмоция -- это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида. Эмоции возникли в результате эволюции для лучшей адаптации организма. Эмоции всегда двухвалентны (имеют два полюса). Они положительны или отрицательны. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. Это механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой. Эмоции, как и ощущения - базовые явления психики. Если в ощущениях отражается материальность бытия, то в эмоциях - субъективное отношение к различным аспектам этого бытия. Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий, в первую очередь - с функцией правого полушария. Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Обнаружено, что в области подкорки (в гипоталамусе) существуют особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания, удовольствия, агрессии, успокоения. Будучи непосредственно связанными с эндокринной нервной системой, эмоции могут включать энергетические механизмы поведения. Так, эмоция страха, возникая в опасной для организма ситуации, обеспечивает реакцию, направленную на преодоление опасности - активизируется ориентировочный рефлекс, тормозится деятельность всех, на данный момент второстепенных, систем: напрягаются необходимые для борьбы мышцы, учащается дыхание, усиливается сердцебиение, изменяется состав крови и т. п. Эмоции напрямую связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляется оскал зубов, сужение век, сжимание кулаков, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз и т.п. Все основные эмоции носят врожденный характер. Доказательством тому служит тот факт, что у всех народов, независимо от их культурного развития, одинаковая мимика во время выражения тех или иных эмоций. Даже у высших животных - приматов, собак, кошек и других мы можем наблюдать ту же мимику, что и у человека. Однако врожденными являются не все внешние проявления эмоций; некоторые приобретаются в результате обучения и воспитания (например, специальные жесты, как знак той или иной эмоции). Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря им, человек может чувствовать состояние другого человека, сопереживать ему. Даже другие высшие животные могут оценивать эмоциональные состояния друг друга. Чем более сложно организовано живое существо, тем богаче гамма переживаемых эмоциональных состояний. Но некоторое сглаживание проявлений эмоций у социализированного человека наблюдается в результате возрастания роли волевой регуляции. Все живые организмы изначально стремятся к тому, что соответствует их потребностям и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены. Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции являются врожденными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, представления, а эмоциональные процессы обеспечивают избирательность поведения.Возникновение эмоционального процесса приводит к формированию новых форм реагирования. Иногда эмоциональные явления бывают бурными и внезапными, возникая почти сразу после действия возбуждающего агента. Такая эмоция принимает форму аффекта.Но эмоции могут формироваться и постепенно, не проявляясь и не оставляя следов в сознании. Остается только повышенная готовность к эмоциональной реакции. Иногда эмоции вовсе не находят отражения в сознании. Эмоция, набравшая достаточную силу и организованность, приобретает способность оказывать большое влияние на функциональное состояние различных психических механизмов. Она проявляется:
- в форме выразительных движений;
- в форме эмоциональных действий;
- в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях;
- в форме определенного отношения к окружающему.
Зачем же нужны выразительные эмоциональные движения? По мнению Чарльза Дарвина, это пережитки прежде целесообразных действий. Напряжение мускулов, сжимание кулаков, скрежетание зубами при гневе - все это наследие наших далеких предков, которые спорные вопросы решали с помощью кулаков и челюстей. «Для примера, - пишет Дарвин, - достаточно вспомнить о таком движении, как наклонное положение бровей у человека, который страдает от горя или тревоги... Или же такие движения, как едва заметное опускание углов рта должны рассматриваться как последние следы или остатки более резко выраженных в прошлом движений, имевших понятный смысл». Выразительные движения в наши дни служат в качестве непроизвольного аккомпанемента эмоций; они играют огромную коммуникативную роль, помогают общению между людьми, обеспечивают эмоциональный контакт между ними. Именно благодаря мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела), эмоциональным компонентам речи и т. д. мы узнаем о переживаниях другого человека, сами проникаемся этими переживаниями, строим в соответствии с ними свои взаимоотношения с окружающими. Понимание языка эмоций помогает нам найти верный тон в общении с окружающими. Наиболее полно и ярко эмоции выражаются изменениями человеческого лица. Именно на лице другого человека «прочитываем» мы радость и печаль, задумчивость и гнев, любовь и ненависть. Точно так же «прочитываются» разнообразные оттенки чувств и эмоций на нашем лице. Из каких же элементов складывается «язык эмоций», как усваивается он человеком? Этим вопросам были посвящены многочисленные исследования. Выяснилось, что наибольшее значение для выражения эмоций имеют глаза и рот. Но обычно мы при прочтении эмоции по лицу учитываем всю ситуацию, которая подсказывает характер эмоционального переживания. Радость и веселье угадываются быстрее, чем страх и страдание. На точность определения эмоции по внешним проявлениям влияет состояние того, кто оценивает, люди имеют тенденцию приписывать другому те переживания, которыми они сами охвачены. Принцип «физических действий», т. е. воссоздания эмоции по точному внешнему ее выражению, предложил К. С. Станиславский для правдивого отображения на сцене эмоциональной жизни персонажей. Здесь имеется в виду, конечно, не только мимика, но и другие способы внешнего выражения эмоций: жесты, движения, позы и т. д. Одним из самых сильных путей выражения эмоций и чувств является речь. Интонация, сила звука, ритм - все это всегда, с одной стороны, зависит от нашего эмоционального состояния и, с другой стороны, служит средством его выражения. Язык эмоций - это универсальные, сходные для всех людей наборы экспрессивных знаков, выражающих те или иные эмоциональные состояния. Мы в принципе можем правильно понять эмоции людей других культур и национальностей. Но эта универсальность не абсолютна. Есть определенные национальные различия, которые определяются традициями и обычаями. Например, в некоторых частях Африки смех - показатель изумления и даже замешательства и вовсе не обязательно признак веселья. В некоторых странах Азии от гостя ждут отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен. Тот же жест в американском обществе вряд ли повлечет за собой повторное приглашение в гости. Формы выражения эмоций зависят от принятых правил приличия. У нас, например, не принято в общественных местах громко хохотать, вообще привлекать к себе всеобщее внимание проявлением своих эмоций. Есть и индивидуальные особенности в проявлении эмоций, которые зависят от темперамента человека, его воспитания, привычек. Иногда привычные для человека эмоции накладывают своеобразный отпечаток на выражение его лица. Недаром говорят о лицах озабоченных, веселых, удивленных и т. д. Впрочем, такая "психологизация" внешности может быть результатом не совсем правильного "прочтения" природных особенностей лица.