Воля и эмоции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 22:54, реферат

Краткое описание

Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций. В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ, ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
2 РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА
3 ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ И ИХ ВНЕШНЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ
4 ВИДЫ ЭМОЦИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

психология к.р.docx

— 39.54 Кб (Скачать файл)

4 ВИДЫ ЭМОЦИЙ

Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в  общественно-исторической практике был  выработан особый эмоциональный  язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе. Виды:

- эмоциональный тон ощущений  выступает базовой формой эмоций  и представляет собой генетически  обусловленные переживания гедонического  знака, сопровождающие жизненно  важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые;

- собственно эмоции имеют  выраженную связь с локальными  ситуациями, которая образовалась  прижизненно. Их возникновение  может происходить и без актуального  действия ситуации их образования,  тогда они выступают ориентирами  деятельности;

- чувства, как устойчивые  эмоциональные отношения к отдельным  аспектам действительности;

- аффекты, представляют  собой очень сильные эмоциональные  переживания, связанные с активным  поведением по разрешению экстремальной  ситуации.

Эмоциональный тон ощущений (чувственный тон ощущений) -- форма позитивных эмоций, которая не имеет предметной отнесенности. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе.

В гештальтпсихологии близкое  значение имеет понятие прельщение.

Прельщение - диффузный эмоциональный (чувственный) отклик на воспринимаемые или воображаемые признаки предмета, возникновение этого явления обусловлено деятельностью субкортикальных отделов мозга и вегетативной нервной системы. При его анализе существенно углубляется понимание динамики познавательных процессов.    Негативные эмоции - форма эмоций, которая субъективно предстает как неприятные переживания. Приводят к реализации адаптивного поведения, направленного на устранение источника физической или психологической опасности.         В рамках когнитивной психологии и психотерапии их специфика определяется через те или иные интеллектуальные действия:

- гнев возникает при  возникновении препятствий на  пути достижения цели и служит  для пробуждения энергии, требующейся  для разрушения препятствия;

- печаль возникает в  ситуации потери значимого объекта  и служит к снижению уровня  энергии для дальнейшего ее  использования;

- страх помогает избежать  опасности или мобилизоваться  для нападения;

- презрение поддерживает  собственную самооценку и поведение  доминирования;

- застенчивость сигнализирует  о потребности в уединении  и интимности;

- чувство вины устанавливает  подчиненную роль в социальной  иерархии и свидетельствует о  возможности потери самоуважения;

- отвращение приводит  к отталкиванию вредных объектов.

Чувства - форма эмоций, которая включает в себя эмоциональныепереживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира.         Астенические чувства - форма эмоций, в которых ведущими выступают такие переживания, как подавленность, уныние, печаль, нелокализованный страх. Свидетельствуют об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки. О переживании человеком астенических чувств можно судить по внешним признакам, например, он сутулится, его дыхание замедляется, глаза тускнеют.     Стенические чувства - положительные эмоциональные состояния, которые связаны с повышением уровня жизнедеятельности и характеризуются возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. При этом дыхание становится более частым, глубоким и легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии.  Настроение (психическое состояние) - форма эмоций, которая характеризуется дифузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью, которая позволяет рассматривать настроение в качестве отдельного показателя темперамента. Основой признак того или иного настроения -- эмоциональный тон, положительный или отрицательный. Настроению свойственно циклическое изменение (подъем и спад настроения), но слишком выраженные скачки могут свидетельствовать о психическом неблагополучии, в частности о маниакально-депрессивном психозе.   Считается, что настроение выступает интегральной характеристикой системы деятельностей индивида, которая сигнализирует о процессах реализации деятельностей и их согласованности друг другу. В качестве основных психических состояний выделяют бодрость, эйфорию, усталость, апатию, депрессию, отчуждение, утрату чувства реальности.  Изучение психических состояний осуществляется, как правило, методами наблюдения, опросов, тестирования, а также экспериментальными методами, основанных на воспроизведении различных ситуаций.

Аффект - форма эмоций, которая представляет собой бурную, чаще всего кратковременную эмоцию. Возникает в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций. Аффект сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями, приводит к затормаживанию или нарушению всех других психических процессов (восприятия, мышления) и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы (страх, гнев), которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект первоначально.           Ажитация - психопатологическое нарушение, при котором аффективное напряжение, вызванное стрессом (авария, угроза для жизни, цейтнот), неконтролируемо переходит в движение. Характеризуется моторным беспокойством, потребностью в движении. Может сопровождаться ощущение пустоты в голове, неспособностью рассуждать и действовать логически, а также вегетативными нарушениями, такими как, учащенные дыхание и сердцебиение, потливость, дрожание рук, бледность. Выступает также как сопутствующее явление при многих психических заболеваниях (кататония, тревожный невроз, ажитивная депрессия, инволюционная депрессия, сенильный спад).    Аффективный застой (аккумуляция аффекта) - аффективное напряжение, которое не может быть отреагировано из-за сдерживания (внешние обстоятельства, воспитание, невроз). Накопление аффектов субъективно переживается как напряжение и беспокойство. В той или иной сигнальной ситуации может быть разрешен в виде аффективного взрыва. В течение более или менее продолжительного времени происходит накопление незначительных по силе отрицательных эмоций, после чего наступает психическая разрядка в виде бурного и мало управляемого аффективного взрыва, который запускается без видимых причин. Но иногда может также и постепенно снижаться без каких-либо эксцессов.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человек не только познает  действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но и вместе с тем и относится  так или иначе к тем или  иным фактам жизни, испытывает те или  иные чувства по отношению к ним. Такое внутреннее личное отношение  имеет своим источником деятельность и общение, в которых оно возникает, изменяется, укрепляется или угасает.       Переживание чувства выступает как особое испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Во всех случаях говорят о переживании чувства как особом эмоциональном состоянии человека. В психологии сложилось представление, согласно которому эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Сознавая или не сознавая, человек сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения.    Важнейшей характеристикой эмоциональных состояний является их регулятивная функция. Возникающие у человека переживания выступают в роли сигналов, информирующих человека о том, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, с какого рода препятствиями он сталкивается, на что надо обратить внимание. Эмоции сигнализируют о благополучном или неблагополучном развитии событий, о большей или меньшей определенности положения субъекта в системе его предметных и межличностных отношений и обеспечивают тем самым регулирование, отладку его поведения в условиях общения и деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Изард, К. Эмоции человека. / К. Изард. - М.: Изд. Мос. Унив., 1980.- 440с.

2. Гоноболин, Ф.Н. Психология / Ф.Н. Гоноболин. - М.: Изд-во «Просвещение», 1973.

3. Рувинский, Л.И. Как воспитать волю и характер / Л.И. Рувинский, С.И. Хохлов. - М., 1986.- 144с.

4. Психические состояния  как общепсихологическая проблема:Хрестоматия / Сост. И. В. Герасимова. - Владивосток: ДВГМА, 2001.- 104 с.

5. http://news.tut.by/kaleidoscope/136035.html


Информация о работе Воля и эмоции