Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 19:27, курсовая работа
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Введение.
Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.
1.1. Понятие о воображении.
1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов.
1.3. Механизм творческого воображения.
1.4. Особенности воображения у детей.
1.5. Влияние изобразительной деятельности детей на развитие их вообра-жения.
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображе-ния детей дошкольного возраста.
2.1. Констатирующий эксперимент.
2.2. Формирующие эксперименты.
2.3. Контрольный эксперимент.
Заключение.
Литература.
Общее количество оригинальных изображений: 7
Таблица № 2.
Перечень изображенных детьми предметов.
Ф. И. ребенка |
Круг |
Квадрат |
Треугольник |
1. Кирпос Ю. |
колесо |
портфель |
дом |
2. Ложков И. |
колобок |
телевизор |
елка |
3. Макарова К. |
подсолнух |
подъемн. Кран. |
Косынка |
4. Сережкин Д. |
будильник |
телевизор |
человек |
5. Лисичкин С. |
Шарик |
машина лег. |
Колокольчик |
6. Пастухова И. |
будильник |
дом |
конверт |
7. Гоев В. |
Мяч |
телевизор |
пилотка |
8. Стародубова О. |
солнце |
змей |
елка |
9. Калинин С. |
Шар |
дом |
пирамидка |
10. Федеров И.. |
гриб |
окно |
дом |
11. Монахов Д. |
ромашка |
часы |
человек |
12. Селиванова А. |
человек |
дом |
елка |
13. Петров Д. |
солнце |
телевизор |
дом |
14. Коровушкин В. |
Яблоко |
телевизор на тумб. |
Елка |
15. Зима С. |
Солнце |
картофель |
дом |
Вывод: Представленные результаты показали, что работы в основном 3, 4 группы. Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:
Круг – солнце, шарик;
Квадрат – телевизор, портфель, дом;
Треугольник – елка, дом, человек.
Констатирующий эксперимент.
2.2. Формирующий эксперимент.
Далее с детьми проводили формирующий эксперимент, цель которого была в развитии творческого воображения и фантазии, т.к. выяснили, что уровень развития воображения у ребят не высок.
Упражнение «Три краски.
Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие, воображение.
Предлагали ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Придумать название своей картине.
Таблица № 3 (приложение № 2)
Ф. и. ребенка |
Названия картин |
Количество названий |
1. Кирпос Ю. |
Лес, жаркий день |
2 |
2. Ложков И. |
Полка, пляж |
2 |
3. Макарова К. |
Бумага цветная |
1 |
4. Сережкин Д. |
Торт, разные конфеты |
2 |
5. Лисичкин С. |
Водопад, летний день |
2 |
6. Пастухова И. |
Разноцветные ленты |
1 |
7. Гоев В. |
Лес, жаркий день, пляж |
3 |
8. Стародубова О. |
Канавы, пасмурный день |
2 |
9. Калинин С. |
Луна, ночь, ракета в небе |
3 |
10. Федоров И. |
Самолет в небе |
1 |
11. Монахов Д. |
Парк, листопад, осень |
3 |
12. Селиванова А. |
Поле цветов |
1 |
13. Петров Д. |
Трактор в поле |
1 |
14. Коровушкин В. |
Лес, занавес, овраг, закат |
4 |
15. Зима С. |
Разноцветные мелки |
1 |
Всего: |
29 |
1 человек – 4 названия 7%
3 человека – по 3 названия 20%
5 человек – по 2 названия 33%
6 человек – по 1 названию 40%
Модифицированный тест Роршаха.
Цель: развивает у детей творческое воображение; учит находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.
Оборудование: 10 карточек с пятнами различной конфигурации.
Ход занятия. Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом. В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна.
Таблица № 4 (приложение 3)
Ф. и. ребенка |
Количество названий | |
1. Юля К. |
Фонтан, башня |
2 |
2. Илюша Л. |
Букет, дерево, мороженное |
3 |
3. Кристина М. |
Цветок, жук |
2 |
4. Дима С. |
Барышня |
1 |
5. Сережа Л. |
Бабочка, салют |
2 |
6. Ира П. |
Птица, рыба |
2 |
7 Влад Г. |
Божья коровка, жук |
3 |
8. Оля С. |
Заяц, медведь |
2 |
9. Слава К. |
Филин, лягушка |
2 |
10. Илюша Ф. |
Куст |
1 |
11. Данил М. |
Факел |
1 |
12. Алена С. |
Ракета, голубь |
2 |
13. Дима П. |
Паук |
1 |
14. Вадик К. |
Павлин |
1 |
15. Саша З. |
Перо, цыпленок, корабль, самолет |
4 |
Всего |
28 |
Саша Зима – 4 названия.
Илюша Л. и Влад Г. – по 3 названия.
Уровни развития.
Высокий |
Средний |
Низкий |
20% |
47% |
33% |
Упражнение «Волшебники» (Приложение № 4)
Используется для развития чувств на базе воображения.
Предлагали детям две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей дорисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого «волшебника».
Таблица № 5
Уровни развития
Уровни |
Количество детей |
% |
Высокий |
4 |
27% |
Средний |
9 |
60% |
Низкий |
2 |
13% |
2.3. Контрольный эксперимент.
Цель: На основе, проведенного формирующего эксперимента выявить уровень развития творческого воображения детей с помощью тестов у испытуемых.
Тест креативности.
Детям снова предложили дорисовать геометрические фигуры.
Таблица № 6 (приложение № 5).
Ф. и. ребенка |
Круг |
Квадрат |
треугольник |
Группа |
1. Кирпос Юля |
+ |
– |
+ |
2 |
2. Ложков Илюша |
– |
– |
+ |
3 |
3. Макарова Кристина |
+ |
– |
– |
3 |
4. Сережкин Дима |
– |
+ |
– |
3 |
5. Лисичкин Сережа |
+ |
– |
+ |
2 |
6. Пастухова Ира |
– |
+ |
– |
3 |
7. Гоев Влад |
– |
– |
+ |
3 |
8. Стародубова Оля |
+ |
+ |
– |
2 |
9. Калинин Слава |
+ |
– |
+ |
2 |
10. Федоров Илюша |
+ |
– |
– |
3 |
11. Монахов Данил |
+ |
+ |
+ |
1 |
12. Селиванова Алена |
+ |
+ |
+ |
1 |
13. Петров Дима |
+ |
– |
+ |
2 |
14. Коровушкин Вадик |
– |
+ |
– |
3 |
15. Зима Саша |
+ |
– |
– |
3 |
Таблица № 7.
Ф. и. ребенка |
Круг |
Квадрат |
Треугольник |
1. Кирпос Ю. |
Утенок |
Книга |
Ваза с цветами |
2. Ложков И. |
Новог. игрушка |
Портфель |
Треугольник |
3. Макарова К. |
Самовар |
Окно |
Гиря |
4. Сережкин Д. |
Бабушка |
Скворечник |
Гриб |
5. Лисичкин С. |
Часы |
Сумка |
Зонт |
6. Пастухова И. |
Петух |
Кастрюля |
Колпак |
7. Гоев В. |
Царевна |
Торт |
Флажок |
8. Стародубова О. |
Снеговик |
Телевизор |
Стрела |
9. Калинин С. |
Аквариум |
Картина |
Компас |
10. Федоров И. |
Чайник |
Клетка с попуг. |
Ракета |
11. Монахов Д. |
Ежик |
Робот |
Карандаш |
12. Селиванова А. |
Барабан |
Машина |
Пчела |
13. Петров Д. |
Цветок |
Стол с вазой |
Конфета |
14. Коровушкин В. |
Телефон |
Дом |
Дом |
15. Зима С. |
Звезда |
Салфетка |
Буратино |