Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 16:35, контрольная работа
Цель данной работы заключается в изучении психических процессов: воображения и творчества. В работе будут даны определения понятий воображения, творчества, а так-же прослежены и установлены связи между этими процессами.
Задачи: изучение влияние роли воображения и творчества на развитие познава-тельных процессов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВООБРАЖЕНИЕ 5
1.1 Природа воображения 5
1.2 Виды воображения 7
1.3 Функции воображения и его развития 10
1.4 Воображение и творчество 11
2 РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 12
2.1 Природа творчества 12
2.2 Творческие способности (креативность) 13
2.3 Взаимосвязь между креативностью и интеллектом 14
2.4 Сущность креативности 16
2.5 Творческие способности и успешность 17
2.6 Развитие творческих способностей 18
ЛИТЕРАТУРА: 21
Упражнения на развитие творческих способностей среди учеников
а) Нестандартное использование предметов
В течение трех минут придумайте как можно больше нестандартных способов использования обычного предмета. Свои варианты нумеруйте и записывайте на листочке. Вслух никто ничего не говорит. Засекаю время. Итак, этот предмет — газета (кирпич, линейка, веревка и т. д.).
По истечении времени ведущий останавливает учеников и спрашивает: кто придумал 20 вариантов? 15? 12? Предлагается зачитать свой список тому, у кого больше всего вариантов. При зачитывании списка ведущий одобряет, подбадривает, отмечает оригинальность, ничего не критикует и не выражает сомнения. Затем просит остальных участников дополнить список — предложить варианты, которые еще не звучали. Обязательны замечания типа: «Прекрасно, очень интересно, смотрите, как необычно!» и т. д.
б) Синонимы
В течение двух минут придумайте как можно больше синонимов к слову «высокий».
При анализе ответов, который проводится аналогично первому упражнению, внимание учащихся обращается на такой параметр оригинальности, как «гибкость». Обычно слово «высокий» ассоциируется с величиной, размером, и типичными будут синонимы: длинный, каланча и т. п. Вырваться из стереотипных ассоциаций позволяет гибкость воображения: может быть, кто-то вспомнит, что «высокий» говорят еще о тоне голоса, и тогда ассоциативный ряд дополнится синонимами «тонкий», «звонкий» и т. д. Понятие «высокий» приложимо к нравственным качествам, устремлениям, и тогда возникнут ассоциации «благородный», «целеустремленный» и т. п.
*в) Непредсказуемые последствия
В условиях ограниченного времени предлагается записать на своих листочках различные варианты последствий какого-либо фантастического события: например, что произойдет, если на Земле наступит вечная темнота? Какие последствия может иметь то, что на Земле исчезнут все кошки?
*г) Круги. На бланках, где начерчены 20 кругов, в течение 5— 10 минут изобразить как можно больше оригинальных рисунков, используя круги как основу.[8]
* Существует много различных игр и заданий на развитие творческих способностей. Описание их можно найти в литературе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Через активную познавательную деятельность происходит не только осмысление информации, отображение объективного мира, но и преобразование в субъективный образ, создание нового представления, идеи, развитие творческих способностей, повышение интеллектуального уровня, профессиональных умений.
В ходе проделанной исследовательской работе гипотеза, связанная с предположением значительного влияния роли воображения и творчества в развитии познавательных процессов подтвердилась.
Были изучены процессы воображения и творчества, их влияние на развитие познавательных процессов.
В курсовой работе применялся целостный подход, раскрывающий природу воображения, виды воображения, взаимодействие воображения и творчества, творческие способности и креативность и т.д.
В результате проведенного исследования были изучены следующие вопросы:
Взаимодействие деятельности и психических процессов
Роль воображения в развитии познавательных процессов
Роль творчества в развитии познавательных процессов
Основные цели и задачи были достигнуты:
Были накоплены знания, опыт о роли воображения и творчества в развитии познавательных процессов, применялись игровые, проблемные методы с целью развития творческих возможностей, профессиональных умений, активизации мыслительной деятельности;
Роль воображения как сильного мотивирующего фактора творческого поиска в познавательной деятельности.
Роль творчества как появление новых возможностей в развитии познавательных процессов.
Был накоплен опыт, консолидирующийся в умениях, навыках, знаниях в постановке задач, в проработке всевозможных решений.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Дудецкий А.Я. Юлыстина Е.А. Психология воображения. М., Смоленск, 1997.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, М., 2000.
3. Пономарев Я.А. Психология творчества, М., 1976.
4. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии, С-П., 1998.
5. Тихомиров О.К. Психология мышления, М., 1984.
6. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие, М., 1967.
7. Туник Е.В. Опросник креативности Д. Джонсона, С-П., 1997.
8. Столяренко Л.Д. Основы психологии, Ростов-на-Дону, 2001.
9. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект (нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности), М., 1995.
10. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека, М., 1996.
11. Штерн В. Умственная одаренность, С-П., 1997.
12. Ярошевский М.Г. История психологии, М., 1985.
13. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии, М., 1974.
5
[1] Л.Д. Столяренко, Основные психологии, Ростов-на-Дону, 2001, с. 194
[2] С.Л. Рубинштейн, Основы общей психологии, С-П, 1998, с. 297
[3] Л.Д. Столяренко. Основы психологии, Ростов-на-Дону, 2001, с. 196
[4] А.Я. Дудецкий, Е.А. Психология воображения, М., Смоленск, 1997, с. 146
[5] С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии, С-П., 1998, с. 301.
[6] В.В. Петухов. Психология мышления, М., 1997, с. 132
[7] Е.В. Туник Опросник креативности Д. Джансона, С-П., 1997, с. 51
[8] В. Штерн. Умственная одаренность, С_П., 1997, с. 37