В своей деятельности воображение
использует следы прошлых восприятий,
впечатлений, представлений, то есть следы
памяти (энграммы). Генетическое родство памяти
и воображения выражается в единстве составляющих
их основу аналитико-синтетических процессов.
Принципиальное различие между памятью
и воображением обнаруживается в различном
направлении процессов активного оперирования
с образами. Так, основной тенденцией памяти
является восстановление системы образов,
максимально приближенной к ситуации,
которая имела место в опыте. Для воображения,
напротив, характерно стремление к максимально
возможному преобразованию исходного
образного материала.
Воображение включается в восприятие,
влияет на создание образов воспринимаемых
предметов и, в то же время, само зависит
от восприятия. Согласно идеям Ильенкова,
главной функцией воображения является
преобразование оптического явления,
состоящего в раздражении световыми волнами
поверхности сетчатки, в образ внешней
вещи.
Воображение тесно связано
с эмоциональной сферой. Эта связь имеет
двойственный характер: с одной стороны,
образ способен вызвать сильнейшие чувства,
с другой — возникшая однажды эмоция или
чувство может стать причиной активной
деятельности воображения. Данная система
подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства».
Основные выводы, к которым он приходит,
можно изложить следующим образом. Согласно
закону реальности чувств, «все фантастические
и нереальные наши переживания, в сущности,
протекают на совершенно реальной эмоциональной
основе». На основе этого Выготский делает
вывод, что фантазия является центральным
выражением эмоциональной реакции. Согласно
закону однополюсной траты энергии, нервная
энергия имеет тенденцию к тому, чтобы
растрачиваться на одном полюсе — или
в центре или на периферии; всякое усиление
энергетической траты на одном полюсе
немедленно же влечет за собой ослабление
её на другом. Таким образом, с усилением
и усложнением фантазии как центрального
момента эмоциональной реакции её периферическая
сторона (внешнее проявление) задерживается
во времени и ослабевает в интенсивности.
Таким образом, воображение позволяет
получать разнообразный опыт переживаний
и оставаться при этом в рамках социально
приемлемого поведения. Каждый получает
возможность прорабатывать излишнее эмоциональное
напряжение, разряжая его с помощью фантазий,
и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные
потребности.
Воображение. Виды
воображения.
Воображение – психический
процесс создания образа предмета, ситуации
путем перестройки имеющихся представлений.
Образы воображения не всегда соответствуют
реальности; в них есть элементы фантазии,
вымысла. Если воображение рисует сознанию
картины, которым ничего или мало что соответствует
в действительности, то оно носит название
фантазии. Если воображение обращено в
будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения
всегда протекает в неразрывной связи
с двумя другими психическими процессами
– памятью и мышлением.
Виды воображения
Активное воображение – пользуясь им,
человек усилием воли, по собственному
желанию вызывает у себя соответствующие
образы.
Пассивное воображение – его образы
возникают спонтанно, помимо воли и желания
человека.
Продуктивное воображение – в нем действительность
сознательно конструируется человеком,
а не просто механически копируется или
воссоздается. Но при этом в образе она
все же творчески преобразуется.
Репродуктивное воображение – ставится
задача воспроизвести реальность в том
виде, какова она есть, и хотя здесь также
присутствует элемент фантазии, такое
воображение больше напоминает восприятие
или память, чем творчество.
Функции воображения:
Образное представление действительности;
Регулирование эмоциональных состояний;
Произвольная регуляция познавательных
процессов и состояний человека;
Формирование внутреннего плана действий.
Способы создания образов воображения:
Агглютинация – создание образов посредством
соединения любых качеств, свойств, частей.
Акцентирование – выделение какой-либо
части, детали целого.
Типизация – наиболее сложный прием.
Художник изображает конкретный эпизод,
который впитывает в себя массу аналогичных
и таким образом является как бы их представителем.
Так же формируется и литературный образ,
в котором концентрируются типичные черты
многих людей данного круга, определенной
эпохи.
Процессы воображения, как и
процессы памяти, могут различаться по
степени произвольности, или преднамеренности.
Крайним случаем непроизвольной работы
воображения являются сновидения, в которых
образы рождаются непреднамеренно и в
самых неожиданных и причудливых сочетаниях.
Непроизвольной в своей основе также является
деятельность воображения, развертывающаяся
в полусонном, дремотном состоянии, например
перед засыпанием.
Среди различных видов и форм
произвольного воображения можно выделить
воссоздающее воображение, творческое
воображение и мечту.
Воссоздающее воображение проявляется
тогда, когда человеку необходимо воссоздать
представление объекта, как можно более
полно соответствующее его описанию.
Творческое воображение характеризуется тем, что человек
преобразует представления и создает
новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно
намечая контуры создаваемого образа
и выбирая для него необходимые материалы.
Особой формой воображения
является мечта – самостоятельное создание
новых образов. Главной особенностью мечты
является то, что она направлена на будущую
деятельность, т.е. мечта – это воображение,
направленное на желаемое будущее.
Если произвольное, или активное,
воображение преднамеренно, т.е. связано
с волевыми проявлениями человека, то
пассивное воображение может быть преднамеренным
и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное
воображение создает образы, не связанные
с волей. Эти образы получили название
грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается
связь воображения с потребностями личности.
Преобладание грез в психической жизни
человека может привести его к отрыву
от реальной действительности, уходу в
выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает
тормозить психическое и социальное развитие
этого человека.
Непреднамеренное пассивное
воображение наблюдается при ослаблении
деятельности сознания, его расстройствах,
в полудремотном состоянии, во сне и т.д.
Наиболее показательным проявлением пассивного
воображения являются галлюцинации, при
которых человек воспринимают несуществующие
объекты. При классификации видов воображения
исходят из двух основных характеристик.
Это степень проявления волевых усилий
и степень активности, или осознанности.