Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 18:36, реферат
Ощущение и восприятие относятся к чувственному отображению
объективной реальности, воздействующей на органы чувств. Но восприятие —осознание предметов или явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения. Ощущение же — отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего. В этом последнем случае
ВОСПРИЯТИЕ
Ощущение и восприятие относятся к чувственному отображению
объективной реальности, воздействующей на органы чувств. Но восприятие —осознание предметов или явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения. Ощущение же — отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего. В этом последнем случае
ощущения и восприятия различаются как две разные формы отношения
сознания к действительности. Ощущения и восприятия, таким образом, едины и различны. Они составляют сенсорно-перцептивный уровень психического отражения.
Ощущения не выходят за пределы элементарных форм отражения. Однако
человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, в мире сложных ситуаций.
Человек имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами.
Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений,
опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.
На самом деле восприятие целых предметов или ситуаций не является
простым суммированием отдельных ощущений (или, как говорят психологи,
результатом простых ассоциаций отдельных признаков). Процесс восприятия
требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет,
форма, осязательные свойства, вес, вкус и т.п.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Основные существенные признаки предмета сопоставляются с прежними знаниями о предмете. Если прежние знания о предмете совпадают с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие.
Процесс распознавания образов.
При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро — человеку достаточно объединить два-три
воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При
восприятии незнакомых предметов узнавание их протекает в более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей существенные признаки, тормозящей несущественные и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое.
Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы легко и быстро.
Может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции
просты. Однако, до сих пор не создано машин, которые были бы способны
распознавать символы и звуки, обычные для окружающей нас среды. Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины.
Восприятие является сложным и активным процессом. Активный характер
восприятия проявляется в целом ряде признаков. Прежде всего, процесс сбора информации не является результатом простого раздражения органов чувств и передачи от них возбуждений в кору мозга. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; проговаривание звуков, играющих роль в определении особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнее обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность.
Далее, восприятие тесно связано с оживлением следов прошлого опыта:
сличением доходящей до субъекта информации с ранее сложившимися
представлениями. Восприятие сопровождается выделением существенных
признаков предмета; синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы.
Иначе говоря, воспринимающая (перцептивная) деятельность субъекта близка к процессам наглядного мышления.
Наконец, восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном
уровне: оно захватывает высшие уровни психической деятельности, в
частности речь. Человек не просто смотрит на предметы и пассивно реагирует на их признаки. Выделяя предметы, он всегда обозначает их словом, и относит их к определенным категориям. Воспринимая часы и мысленно называя их этим именем, мы отвлекаемся от таких несущественных признаков, как их цвет, размеры, форма, и выделяем основной признак — функцию указания времени.
Одновременно мы относим воспринимаемый предмет к определенной
категории, отделяя от других, близких по внешнему виду предметов, но
относящихся к другим категориям (например, барометр). Все это еще раз
подтверждает, что воспринимающая деятельность субъекта по своему психологическому строению может приближаться к наглядному мышлению.
Итак, восприятие — это наглядно-образное отражение действующих в
данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в
совокупности их различных свойств и частей.
1.1.1 Свойства восприятия
К свойствам восприятия относится предметность, целостность,
структурность, константность, осмысленность восприятия и апперцепция.
Предметность восприятия выражается в акте объективации, т.е.
отнесенности предметов к объектам внешнего мира. Предметность
формируется на основе двигательных процессов, обеспечивающих контакт с
самим предметом.
Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства
предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе
обобщения отдельных качеств предмета, получаемых в виде различных
ощущений.
Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что
единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека
непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части
объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условнорефлекторно
вследствие образовавшейся связи между зрительными и тактильными
раздражениями.
С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие не
является простой суммой наших мгновенных ощущений (ощущений в каждый конкретный момент времени). Мы воспринимаем обобщенную структуру ощущений, которая формируется в течение некоторого времени.
Например, человек воспринимает структуру мелодии целиком, хотя в
каждый конкретный момент времени он слышит лишь ограниченный набор
нот. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для восприятия целостной мелодии — в уме слушающего продолжают звучать все услышанные ранее ноты. На этой основе создается структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов.
Свойство константности восприятия состоит в способности анализаторной
системы воспринимать окружающие предметы как относительно постоянные
даже при
изменении внешних условий
константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.
Константность восприятия цвета — это неизменность цвета при изменении освещения (кусок угля в летний солнечный полдень и в сумерки
выглядит красным). Явление константности цвета обусловливается рядом причин, среди которых большое значение имеют адаптация к общему уровню яркости зрительного поля, а также представления о действительном цвете предметов.
Константность восприятия величины предметов — это постоянство
видимой величины предметов при их различной (но не очень большой)
удаленности. Например, размеры человека с расстояния 3,5 и 10 м
воспринимаются нами одинаково, хотя изображение на сетчатке глаза меняется.
Это объясняется тем, что при небольших удалениях предметов восприятие их
величины определяется не только величиной образа на сетчатке, но и
напряжением глазных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на разных расстояниях.
Константность восприятия формы предметов — это неизменность ее
восприятия при изменении положения предметов по отношению к линии взора наблюдателя. С каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется. Но благодаря движению глаз по контурным линиям предметов и выделению характерных сочетаний контурных линий, известных нам по прошлому опыту, восприятие формы предметов остается неизменным.
Механизм происхождения константности восприятия не является
врожденным. В ходе исследования восприятия людей, постоянно живущих в
густом лесу, (и поэтому не видевших предметов на большом расстоянии),
обнаружено, что они воспринимают предметы на большом удалении как
маленькие, а не как удаленные. Строители же постоянно видят объекты,
расположенные внизу, без искажения их размеров.
Действительным источником константности восприятия являются
механизмы обучения. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство перцептивного образа относительно изменчивых условий. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.
Осмысленность восприятия. Восприятие у человека теснейшим образом
связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово.
Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют
определенное смысловое значение.
Апперцепция. В восприятии всегда сказываются особенности личности человека, поскольку воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.
При восприятии активизирутся следы прошлого опыта - человек выдвигает
гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.
Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности; в его процессе участвуют установки, эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.
1.1.3 Классификация восприятий
В основе классификации восприятия, так же как и ощущений, лежат
различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем,
какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают
зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вку-
совые восприятия.
Основой другого типа классификации восприятии являются формы
существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с
этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.
1.1.4 Роль моторных компонентов в восприятии
Восприятие является своеобразным действием, направленным на
обследование объекта. Существенным компонентом восприятия являются
моторные процессы. К ним относятся: движение руки, ощупывающей предмет; движения глаза, прослеживающего видимый контур; движения гортани, воспроизводящие звук; и т.д.
Большую роль моторные компоненты играют в акте осязания. Пассивное
осязание свойственно всей кожной поверхности организма человека. Активное осязание характеризуется высокой точностью движущейся руки относительно воспринимаемого предмета.
В работе глаза и руки есть много общего. Глаза, как рука, последовательно
осматривают, «ощупывают» контуры рисунка и предмета. При зрительном
восприятии имеют место микро- и макродвижения глаз. Если наблюдатель
пристально смотрит на какую-либо точку неподвижного предмета, то
субъективно у него возникает представление, что его взор неподвижен. Однако регистрация движений глаз показывает, что в этом случае имеют место непроизвольные и незаметные для наблюдателя микродвижения. Таким образом, следует говорить не о точке фиксации, а скорее, о зоне или области фиксации.
Адекватность образов восприятия действительности вырабатывается под
влиянием условий жизни и обучения. Наблюдения над человеком, ослепшим в девятимесячном возрасте, которому зрение было возвращено в 52 года,
показали, что после операции он не увидел ничего, кроме расплывчатых очертаний. Условия жизни приучили его «видеть» мир руками, а не глазами. В течение длительного времени его зрительное восприятие было ограничено тем, что он узнал ранее путем осязания. Постепенно зрение его восстанавливалось, однако он воспринимал предметы расплывчато. Он так и не научился читать глазами, его рисунки свидетельствуют о неспособности воспроизвести что-либо, о чем раньше он не знал через осязание. Так, даже через год после возвращения зрения он не смог нарисовать переднюю часть автобуса, поскольку не смог исследовать его руками.
Наблюдения над слепорожденными, которым зрение возвращено в зрелые
годы, дают основания утверждать, что восприятие — это система
перцептивных действий и овладение ими требует специального обучения и
практики.
1.1.5 Сложные формы восприятия
Восприятие пространства. Восприятие пространства во многом
отличается от восприятия формы предмета. Его отличие заключается в том, что оно опирается на ряд систем совместно работающих анализаторов.