Восприятие и ощущение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:37, контрольная работа

Краткое описание

Тема данной работы является весьма актуальной и интересной для изучения. Ведь восприятие и ощущение – это весьма сложные позитивные процессы, формирующий уникальную картину мира, изображенную воспринятую и ощущенную в цветах и звуках, которая может значительно отличаться от реальности. С помощью различных видов иллюзий. Признание разницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайне необходимы для понимания организационного поведения. Не даром ученые: МаклаковА.Г.; Немов Р.С.; Столяренко Л.Д.; Николаенко А.И. и др., трудились над изучением восприятия и ощущения из сходств и различий.

Содержание

1 Введение. 2
2 Понятие «ощущения». 4
2.1 Виды ощущений. 5
2.2 Пороги чувствительности 7
2.3 Свойства ощущений. 8
3 Понятие «восприятия» 11
3.1 Виды восприятий. 11
3.2 Свойства восприятия. 16
4 Отличие восприятия от ощущений. 18
5 Заключение. 20
Список используемой литературы. 21

Вложенные файлы: 1 файл

Контр.работа по психологии..docx

— 43.17 Кб (Скачать файл)

 

1 Введение. 2

2 Понятие «ощущения». 4

2.1 Виды ощущений. 5

2.2 Пороги чувствительности 7

2.3 Свойства ощущений. 8

3 Понятие «восприятия» 11

3.1 Виды восприятий. 11

3.2 Свойства восприятия. 16

4 Отличие восприятия от ощущений. 18

5 Заключение. 20

Список используемой литературы. 21

 

  1. Введение.

 

Тема  данной работы является весьма актуальной и интересной для изучения. Ведь восприятие и ощущение – это весьма сложные позитивные процессы, формирующий уникальную картину мира, изображенную воспринятую и ощущенную в цветах и звуках, которая может значительно отличаться от реальности. С помощью различных видов иллюзий. Признание разницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайне необходимы для понимания организационного поведения. Не даром ученые: МаклаковА.Г.; Немов Р.С.; Столяренко Л.Д.; Николаенко А.И. и др., трудились над изучением восприятия и ощущения из сходств и различий.

Цель  написания работы заключается в  раскрывании сущности различия восприятия и ощущения как познавательных процессов, его составляющих, а также факторов, оказывающих влияние на восприятие и ощущения человека. Изучить теоретический  материал по теме и использовать на практике. При этом моими задачами были следующие: показать взаимосвязь  ощущения и восприятия, рассмотреть  восприятие и ощущение как познавательного  процесса получения из окружения  и обработки информации, показать, из чего складывается восприятие и  ощущение человека, указать на возможные  ошибки и искажения при восприятии и ощущении. Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это  воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к  действительности, Результатом познавательного  отношения являются знания. Знания необходимы человеку не только для  ориентации в окружающем мире, но и  для объяснения и предвидения  событий, для планирования и реализации деятельности и выработки новых  знаний. Как же осуществляется процесс  познания? Из каких звеньев или  этапов оно состоит? В каких формах протекает познавательный процесс? Таковы вопросы, на которые предстоит ответить при раскрытии данной темы.

Большинство ученых издавна выделяли два основных этапа познания: чувственное и  абстрактное. Исторически и логически  исходной формой познания является чувственное  познание. Чувственным этот этап познания называется потому, что для познания объектов на данном уровне необходимо функционирование органов чувств, нервной  системы, мозга, благодаря чему возникают  ощущение и восприятие материальных объектов. Ощущения и восприятия являются первичными формами познавательного  процесса. Именно на их основе, благодаря  им осуществляется контакт человека с миром материальных объектов.(3,с.84)

 

 

  1. Понятие «ощущения».

 

Ощущения  считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой продукт переработки ЦНС  различных видов энергии, воздействующих на человека со стороны внешней или  внутренней среды. Способност к ощущениям имеется у всех живых существ, облфдающих нервной системой. Ощущения связаны с активностью организма, направленной на удовлетворение потребростей. Основная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро получать со стороны внешней или внутренней для организма среды информацию о том, что может оказаться полезным для удовлетворения актуальных потребностей. (2,с.138)

Ощущение  является простейшим и исходным элементом чувственного познания и человеческого сознания . «Ничего не бывает в уме, чего раньше не было в ощущении», – гласит старинное изречение. Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Характерная особенность ощущений их сиюминутность, непосредственность. Ощущения возникают, как только наши органы чувств соприкоснулись с тем или иным объектом материального мира и существуют какие-то мгновения, по истечении которых преобразуются в восприятия.

Как же протекает процесс ощущений. Физиологическим аспектом ощущений служат анализаторы, которые состоят из рецептора (глаз, ухо, вкусовые луковицы, расположенные на поверхности языка и т.д.), нервных путей и соответствующего участка мозга. Для того чтобы возникло ощущение, необходимо, чтобы тот или иной предмет, явление воздействовали на рецептор своим определенным свойством, цветом, температурой, поверхностью, вкусом, запахом и т.д. Воздействие может быть контактным (вы непосредственно прикасаетесь к предмету пальцем, рукой, кожей или кладете его на язык, подносите к носу и т.д.). Однако во всех случаях воздействие предмета раздражает специальные чувствительные клетки рецептора. Раздражение – физиологический процесс, под его воздействием в нервных клетках возникает физиологический процесс – возбуждение, которое по афферентным нервным волокнам передается в соответствующий участок мозга. Только в мозге физиологический процесс превращается в психический, и человек ощущает то или иное свойство предмета или явления.(3,с.121)

    1. Виды  ощущений. 

Ощущения  человека бесконечно многообразны. Существует несколько вариантов классификации  ощущений. Обычно при классификации  используют следующие критерии:

1) по наличию или отсутствию  непосредственных контактов рецептора  с раздражителем, вызывающим ощущение;

2) по месту расположения рецепторов;

3) по времени возникновения в  ходе эволюции;

4) по модальности (виду) раздражителя.

Наиболее  используемой является систематизация, предложенная английским физиологом И. Шеррингтоном, который выделил три основных класса ощущений:

1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;

2) интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.п.);

3) проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.(2,с.144)

Общую массу экстерорецептивных ощущений схема И. Шеррингтона позволяет разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая (прежде всего болевая) чувствительность, затем появились контактные (прежде всего, тактильная, то есть осязание) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые, и особенно зрительные, системы рецепторов. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные (85% всей информации о внешнем мире), слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения. Особенности зрения и слуха будут подробно рассмотрены при анализе механизмов человеческого восприятия. Теперь же мы сконцентрируем внимание на анализе органических и тактильных ощущений.

К органическим ощущениям относят  в первую очередь чувства голода, жажды, насыщения, а также комплексы  болевых и половых ощущений. Чувство  голода появляется при возбуждении  пищевого центра мозга, расположенного в гипоталамусе. Электростимуляция  этого центра (при помощи вживленных туда электродов) вызывает у животных стремление к непрерывному приему пищи, а разрушение – к отказу от нее, то есть к гибели от истощения. Существует также особый центр насыщения, стимуляция которого, напротив, приводит к неутомимому  голоду и к непрерывному стремлению поглощать пищу (булемии).(1,с.335)

Система тактильной чувствительности (ощущения давления, прикосновения, фактурности  и вибрации) охватывает все человеческое тело. Наибольшее скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения рук вместе с мышечно-суставной  чувствительностью образуют осязание, благодаря которому руки могут отражать форму и пространственное положение  предметов. Тактильные ощущения вместе с температурными представляют собой один из видов кожной чувствительности, дающей информацию о поверхности тел, с которыми непосредственно контактирует человек (гладкое, шероховатое, липкое, жидкое и т.п.), а также информацию о температурных параметрах этих тел и всей окружающей среды.(3,с.156)

    1. Пороги  чувствительности

Каждый  тип ощущений дает специфическую  информацию. Но в то же время имеются  и общие закономерности, характерные  для всех видов ощущений. К ним  относятся уровни чувствительности, или «пороги ощущений», их адаптация  и взаимодействие, контраст и синтез.

Чувствительность  – это способность к распознаванию величины и качества раздражителя. Психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего раздражителя называется «порогом ощущений». Простой повседневный опыт показывает, что для возникновения ощущения необходимо, чтобы раздражение достигло определенной силы, определенной величины. В этом легко убедиться. Всыпьте в стакан ложечку сахара и попробуйте. Не сладко? Понемногу досыпайте сахар и пробуйте. В какой-то момент вы ощутите, что вода стала сладковатой. Эта минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Существует и верхний порог чувствительности: это наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение. Так, например, за этим порогом свет уже ослепляет. Последующее изменение в силе и характере действующего раздражителя, замечаемого человеком, называется дифференциальным порогом, или «порогом различения». Благодаря этому порогу мы можем постоянно улавливать небольшие изменения параметров внешней и внутренней среды: уровень тяжести, увеличение или уменьшение силы звука, вибрации, уровень освещенности и т.д. Например, чтобы заметить разницу в весе, надо к первоначальной величине добавить или отнять 1/30 первоначальной; для слуховых ощущений порог составляет 1/10, а для зрительной – 1/100. Между абсолютной чувствительностью и ее порогом – обратно пропорциональная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека. Величина этих порогов зависит от многих причин. Особенно влияют на повышение чувствительности характер деятельности человека, его интересы, мотивы, профессия, тренировка.(4)

Величина  различия между сигналом, при котором  точность и скорость различения достигают  максимума, называется оперативным порогом ощущений. Оперативный порог в 10–15 раз выше дифференциального.

Исследователи также выделяют временной, пространственно-временной  и латентный пороги. Временной порог – это мера длительности воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения. Пространственный порог – размер едва ощутимого раздражителя. Латентный порог – период реакции, промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения.(2,с.149)

    1. Свойства  ощущений. 

Органы  чувств способны менять свои характеристики, приспосабливаясь к изменившимся условиям. Эта способность и называется адаптацией ощущений. Например, при переходе от света к темноте и обратно чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в десятки раз..Полная зрительная адаптация может потребовать до 40 минут, при этом может исчезать или вновь появляться ощущение цвета: при адаптации к темноте цветовое зрение исчезает, все воспринимается в черно-белой гамме; при адаптации к свету человек вначале начинает воспринимать ярко-голубые цвета, а затем оранжево-красные. Чувствительность меняется при этом на несколько порядков. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут в 20 тысяч раз.

Скорость  и полнота адаптации различных  сенсорных систем неодинаковы: высокая  адаптируемость отмечается при обонянии, в тактильных ощущениях (человек быстро перестает замечать давление одежды на тело) и значительно медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация. Наименьшей степенью. адаптации отличаются болевые ощущения: боль – это сигнал об опасных нарушениях в работе организма, и понятно, что быстрая адаптация болевых ощущений могла бы грозить ему гибелью.(1,с.342)

Анализаторные системы довольно активно взаимодействуют  благодаря связям между соответствующими центрами коры головного мозга. Общая  закономерность этого взаимодействия состоит в том, что устойчивое ослабление одних раздражителей  повышает чувствительность других сенсорных  систем, и, напротив, сильные посторонние  раздражители понижают чувствительность параллельно работающих анализаторов. Повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появление других раздражителей называется сенсибилизацией. Иногда под действием одного раздражителя могут возникнуть ощущения, характерные для другого раздражителя. Данное явление связано с синестезией. Синестезия (от греч. synaisthesin – совместное чувство, единовременное ощущение) – психическое состояние, при котором действие раздражителя на соответствующий орган чувства, помимо воли субъекта, вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но и одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветной звук, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое ощущение. На явлении синестезии основано целое направление в музыкальной культуре – цветомузыка. Распространенным явлением также является влияние цветовых сочетаний на температурную чувствительность. Так, например, желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый – холода. Учет этой особенности сказывается при цветовом оформлении интерьеров.

Информация о работе Восприятие и ощущение