Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 02:05, доклад
Восприятие человека человеком — понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Включает в себя все уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики.
Введение
Глава 1. Восприятие человека человеком в статике
1.1 Механизмы взаимопонимания в процессе общения
1.2 Процесс отражения собственного сознания в восприятии людей
1.3 Факторы восприятия
Глава 2. Восприятие человека человеком в динамике
2.1 Формирование первого впечатления о другом человеке
2.2 Эффекты межличностного восприятия
2.3 Эффект обратной связи
Заключение
Список литературы
Восприятие человека человеком
Оглавление
Введение
Глава 1. Восприятие человека человеком в статике
1.1 Механизмы взаимопонимания в процессе общения
1.2 Процесс отражения
1.3 Факторы восприятия
Глава 2. Восприятие человека человеком в динамике
2.1 Формирование первого впечатления о другом человеке
2.2 Эффекты межличностного восприятия
2.3 Эффект обратной связи
Заключение
Список литературы
Введение
Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств.
Восприятие обеспечивает
непосредственно чувственную
По сравнению с ощущениями восприятие ― более сложный процесс отражения действительности предполагает выделение из комплекса, воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Восприятие делает возможным создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, предмета или явления.
С точки зрения взаимодействия человека и организационного окружения, одним из самых важных процессов восприятия является восприятие человека. То, каким мы видим человека, какие черты характера мы ему приписываем, как расцениваем его поведение, принципиально определяет то, как мы строим отношения и как мы взаимодействуем с этим человеком. Восприятие человека сильно влияет на многие важные организационные процессы, такие, как отбор и назначение людей на должности на основе интервью, проведение переговоров, оценка предложений по результатам устного сообщения, формирование рабочих групп и т.п.
Глава 1. Восприятие человека человеком в статике
1.1 Механизмы взаимопонимания в процессе общения
Восприятие человека человеком — понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Включает в себя все уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики.
Первоначально при восприятии незнакомого человека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительные движения тела). При разворачивании процессе восприятия человека формируются представления о его чертах характера, способностях, интересах, эмоциональных состояниях, которые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности.
Внешность человека воспринимается
другим человеком как некоторая
«совокупность анатомических, функциональных
и социальных признаков человека,
доступных конкретно-
Во взаимодействии между людьми каждому
важно понять субъективную позицию партнера,
его отношение к предполагаемому взаимодействию.
Склонность к сотрудничеству проявляется
в стремлении приблизить партнера, сопровождается
оживлением, улыбкой, приветливостью и
другими знаками расположения. И наоборот,
холодность, напряженность, резкость свидетельствуют
о намерении отдалить того, кто претендует
на сотрудничество, «поставить его на
место». О том, как представляется человеку
«соотношение сил» (социальных возможностей)
в предстоящем взаимодействии, свидетельствует
его мимико-соматическая «пристройка»
к партнеру. Если человеку кажется, что
успех его начинания зависит от другого
(он хочет, чтоб его поняли, согласились
с ним, поверили ему), он старается заглянуть
другому в глаза, угадать его отношение
к своим действиям, поскорее поправить,
если что получилось «не так». «Пристройка
снизу» проявляется в расточительности
мелких движений, беспорядочности жестикуляции,
излишках мышечного напряжения, в лихорадочных
поисках средств воздействия, вплоть до
попыток продемонстрировать отсутствующую
независимость. Некоторые индивиды предпринимают
значительные усилия для того, чтобы ввести
в заблуждение партнера или хотя бы скрыть
свои внутренние переживания в процессе
взаимодействия.
1.2 Процесс отражения
Представление о другом человеке
тесно связано с уровнем
Идентификация — это один
из механизмов познания и понимания
другого человека, заключающийся
чаще всего в неосознанном уподоблении
себя значимому другому. Здесь значимый
другой — это человек, являющийся
авторитетом для данного
Следует различать понятия
«идентификация» и «
Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия».
Эмпатия — это постижение
эмоциональных состояний
Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.
1.3 Факторы восприятия
Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.
Схема восприятия такова []. При
встрече с человеком, превосходящим
нас по какому-то важному для нас
параметру, мы оцениваем его несколько
более положительно, чем было бы,
если бы он был нам равен. Если же
мы имеем дело с человеком, которого
мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем
его. Причем превосходство фиксируется
по какому-то одному параметру, а переоценка
(или недооценка) происходит по многим
параметрам. Эта схема восприятия
начинает работать не при всяком а
только при действительно важном,
значимом для нас неравенстве. Для
того чтобы подействовал фактор превосходства,
нам надо это превосходство сначала
оценить. Как это сделать? По каким
признакам мы можем судить о превосходстве
человека, например, в социальном положении
или в интеллектуальном? Для определения
этого параметра в нашем
одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности, а в определенных случаях даже такая "одежда", как машина, оформление кабинета и т.д.;
манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.)
Информация о превосходстве обычно так или иначе "закладывается" в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.
Эти элементы служат знаками
групповой принадлежности и для
самого носителя одежды и поведения,
и для окружающих его людей. Понимание
своего места в группе, в той
или иной иерархии, а также положения
других людей во многом определяют
общение и взаимодействие. Поэтому
выделение превосходства
Действие фактора
Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, "обыкновенных" и некрасивых. Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам.
Итак: чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты.
Значит, привлекательность
нельзя считать только индивидуальным
впечатлением, она скорее носит социальный
характер. Поэтому знаки
И, наконец, фактор отношения
к нам. Он действует таким образом,
что люди, хорошо к нам относящиеся,
оцениваются выше чем те, которые
к нам относятся плохо. Знаком
отношения к нам, запускающим
соответствующую схему
Глава 2. Восприятие человека
2.1 Формирование первого впечатления о другом человеке
Важной сферой исследования
межличностной перцепции
Фактор превосходства - запускает
схему социального восприятия в
ситуации неравенства партнеров (точнее,
когда наблюдатель ощущает
Фактор привлекательности - обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера по общению как привлекательного внешне, при этом ошибка состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них социально-психологическим параметрам. Существует так называемый стереотип привлекательности: что красиво - то хорошо. Дети усваивают этот стереотип очень рано. Золушка и Белоснежка красивые - и хорошие. Сводные сестры и колдунья безобразные - и плохие.