Высшие психические функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:48, реферат

Краткое описание

Внутренний мир человека, т. е. его психическая жизнь - это образы, мысли, чувства, стремления, потребности и т. п.. вся совокупность психического отражения человеком действительности, окружающего мира.
Психика, представляя собой внутренний мир человека, возникла на самой высокой ступени развития материального мира.

Содержание

Введение.

1. Высшие психические функции.
1.1. Теория ВПФ.
1.2. Сущность и составляющие ВПФ.
1.3. Признаки ВПФ.
1.4. Локализация ВПФ.
2.Социальная природа ВПФ.
2.1.Развитие ВПФ у человека.
2.2. Биологическое и социальное.
Вывод.
Заключение.
Список использованной литературы:

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word срс 16 нед.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

У человека имеются и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это — духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.

Одну из главных проблем психологии составляет выяснение вопроса о том, какие из потребностей у человека являются ведущими в детерминации поведении, какие  - подчиненными.

Итак, человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет и то и другое.

До сих пор, в своих политических, экономических, психологических и педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным, т. е. биологическим существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла, вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалось его животное происхождение.

Введение понятия функциональных органов позволяет перенести  проблему биологического и социального  в психических процессах человека на почву точных лабораторных фактов. Начавшееся систематическое исследование формирования этих органов и соответствующих им способностей уже сейчас позволяет сделать некоторые важные общие выводы.     

Главный из них состоит в том, что у человека биологически унаследованные свойства не определяют его психических  способностей. Способности человека не содержатся виртуально в его мозгу. Виртуально мозг заключает в себе не те или иные специфически человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностей.    

Иначе говоря, биологически унаследованные свойства составляют у человека лишь одно из условий формирования его психических функций и способностей, условие, которое, конечно, играет важную роль. Таким образом, хотя эти системы и не определяются биологическими свойствами, они все же зависят от последних.     

Другое условие - это окружающий человека мир предметов и явлений, созданный бесчисленными поколениями людей а их труде и борьбе. Этот мир и несет человеку истинно человеческое. Итак, если в высших психических процессах человека различать, с одной стороны, их форму, т. е. зависящие от их морфологической "фактуры" чисто динамические особенности, а с другой стороны, их содержание, т. е. осуществляемую ими функцию и их структуру, то можно сказать, что первое определяется биологически, второе - социально.

 

Вывод.   

Из разобранной мной темы можно  сделать такой вывод что, появление Культурно - исторической теории Выготского символизировало новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.

Человек в своих психологических  качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.    

Процесс овладения миром предметов  и явлений, созданных людьми в  процессе исторического развития общества, и есть тот процесс, в котором происходит формирование у индивида специфически человеческих способностей и функций. Было бы, однако, громадной ошибкой представлять себе этот процесс как результат активности сознания или действия "интенциональности" в смысле Гуссерля и других.    

Процесс овладения осуществляется в ходе развития реальных отношений  субъекта к миру. Отношения же эти  зависят не от субъекта, не от его  сознания; а определяются конкретно-историческими, социальными условиями, в которых  он живет, и тем, как складывается в этих условиях его жизнь.    

Вот почему проблема перспектив психического развития человека и человечества есть прежде всего проблема справедливого  и разумного устроения жизни  человеческого общества - проблема такого ее устроения, которое дает каждому человеку практическую возможность овладевать достижениями исторического прогресса и творчески участвовать в умножении этих достижений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:   

 

1.   Выгодский Л.С. Психология / М.: ЭКСМО - Пресс 2000.

2.   Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций М., 1988 г.

3.   Гоноболин Ф.Н. Психология Москва 1986.

4.   Кузин В.С. Психология / под ред. Б.Ф.Ломова.Учебник.М.: Высш. школа,1982.

5.   Лук. А.Н. Эмоции и личность  М. ; 1982 г.

6.   Лурия А.Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по  общей психологии. МГУ 1975 г.

7.   Немов Р.С. Психология Учебник для студентов. Кн. 1 Общие основы психологии. - М.: Просвещение 1994.

8.   Розанов С.И. "Память в психологии" из"Большой

a.   Российской Энциклопедии" 2001

9.   Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - СПб изд. «Питер» 1999.

10.            Выгодский Л.С. Психология / М.: ЭКСМО - Пресс 2000.

11.            Файгенберг И.М. Память и обучение. ЦОЛИТУВ,

М. 1974г.


Информация о работе Высшие психические функции