Густав Теодор Фехнер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 22:35, реферат

Краткое описание

В середине XIX века психология покидает свой "отчий дом" и начинает отстаивать право на самостоятельность в семье других позитивных наук. Свои "сертификаты" на независимость она черпала, во-первых, в математике, во-вторых, в эксперименте.[5]
Начинается эпоха возрастающих темпов накопления эмпирико-психологического знания, и, в соответствии с научным прогнозом О.Конта, начала становления психологии в качестве самостоятельной позитивной науки. Именно в этот период формируются «три источника» будущей экспериментальной психологии

Содержание

Введение
................................................................... 3
1. Биография
................................................................... 4
2. Основы психофизики
................................................................... 5 - 9
1.2. Закон Вебера - Фехнера
.................................................................... 5 -6
2.2. Пороги чувствительности
.................................................................... 6 - 7
3.2. Методы в психофизике
.................................................................... 8
Заключение
.................................................................... 9
Список литературы
.........................

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат. Фехнер.doc

— 55.50 Кб (Скачать файл)

Департамент образования  города Москвы

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования города Москвы

«Московский городской  педагогический университет»

Институт психологии, социологии и социальных отношений

Кафедра общей и практической психологии

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Густав Теодор  Фехнер

 

       

 

 

 

 

                                                                    Студентка: Нефёдова Ольга Николаевна                                                                                                                                                                                                                                              2 курс очное отделение

Специальность «Психология»

 

 

                                                       Преподаватель: асс. Жулушкина Н.С.

                                                        

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

 

 

                                                     Москва, 2013

 

                                                 Содержание

 

 

Введение

................................................................... 3

1. Биография

................................................................... 4

2. Основы психофизики

................................................................... 5 - 9

1.2. Закон Вебера - Фехнера

.................................................................... 5 -6

2.2.  Пороги  чувствительности

.................................................................... 6 - 7

3.2. Методы в психофизике

.................................................................... 8

Заключение

.................................................................... 9

Список литературы

.................................................................... 10


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

                                        Введение

                                     

 

Прогресс естествознания и построение завершенной философской системы Гегеля обозначили рубеж развития психологии в рамках философской традиции.[3]

В середине XIX века психология покидает свой "отчий дом" и  начинает отстаивать право на самостоятельность  в семье других позитивных наук. Свои "сертификаты" на независимость она черпала, во-первых, в математике, во-вторых, в эксперименте.[5]

 Начинается эпоха возрастающих темпов накопления эмпирико-психологического знания, и, в соответствии с научным прогнозом О.Конта, начала становления психологии в качестве самостоятельной позитивной науки. Именно в этот период формируются «три источника» будущей экспериментальной психологии. [3]

Первым из них  следует  считать исследования времени реакций  человека – психометрику. Другим источником экспериментальной психологии стала  психофизика – наука о соотношении физического стимула и вызываемого им ощущения. Третьим источником новой научной дисциплины принято считать экспериментальное изучение физиологии органов чувств, осуществленное блестящей плеядой исследователей, группировавшихся вокруг крупнейшего авторитета в области физиологии в середине 19 века - Иоганнеса Мюллера (1801-1858).[3]

Густав Теодор Фехнер заложил вместе с Э.Г. Вебером  основы  психофизики, проблемы которой  на сегодняшний день до сих пор  остаются актуальными.

 

 

 

 

 

                                  

 

                                     1. Биография

 

Отец Г.Т. Фехнера был  министром в одной из земель юго-восточной  Германии, где он и родился. Фехнер поступил на медицинский факультет  Лейпцигского университета в 1817 году, где в то время Вебер читал лекции по физиологии. Завершив медицинское образование, Фехнер начал вторую карьеру - в физике и математике, в частности он переводил с французского учебники по физике и химии. К 1830 году он перевел больше дюжины томов, и это принесло ему признание как физику. В 1824 году Фехнер начал читать лекции по физике в университете Лейпцига и проводить собственные исследования.[4]

 В конце 30-х годов он заинтересовался проблемой ощущений, и при исследовании визуальных остаточных изображений, когда в ходе опытов смотрел на солнце через цветные стекла, серьезно повредил глаза.  
     После долгих лет упорной работы, в 1835 году Фехнер получил престижную должность профессора в университете Лейпцига, но затем он впал в депрессию, которая длилась нескольких лет. Он был необычайно чувствителен к свету и проводил большую часть времени в затемненной комнате, где стены были окрашены в черный цвет.[4] 

Однако облегчение было недолгим, и по истечении полугода появились  признаки ухудшения состояния, так что Фехнер даже испугался за свой рассудок.[4]

В 1850 г. продолжил научную работу, завершившуюся опубликованием в 1860 г. его главного труда «Элементы  психофизики». В этой книге, наряду с основным психофизическим законом, Фехнер обосновал ряд, используемых современной психологией, точных методов измерений порогов восприятия: метод едва заметных различий; метод истинных случаев и ложных тревог; метод средней ошибки. [3]

      Наряду с занятиями психофизикой Фехнер опубликовал много работ по философии и экспериментальной эстетике.  Прожил он до 86 лет.[3]

 

                          2. Основы психофизики

 

                          1.2. Закон Вебера- Фехнера

 

Наличие зависимости  ощущений от внешних раздражений  заставляет поставить вопрос о характере  этой зависимости, т.е. об основных закономерностях, которым она подчиняется. Это центральный вопрос так называемой психофизики. Ее основы заложены исследованиями Э.Вебера и Г.Фехнера. Оформление она получила в "Элементах психофизики" (1859) Фехнера, оказавших значительное влияние на дальнейшие исследования. Основной проблема психофизики – это пороги ощущения. Различают абсолютные и разностные пороги ощущения или пороги ощущения и пороги различения.[2]

В 1834 г. профессор физиологии Лейпцигского университета Э.Г.Вебер опубликовал работу, посвященную определению порогов кожной и тактильной чувствительности. В ней он утверждал, что добавочный раздражитель должен находиться в постоянном для каждой модальности отношении к исходному раздражителю, чтобы возникло едва заметное различие в ощущениях. Позднее к этой проблеме возвращается коллега Вебера по университету физик Густав Фехнер, который дает математическую интерпретацию установленной Вебером зависимости, назвав ее законом Вебера:

                                                            

где R- величина раздражения (Reiz).

Выразив этот закон в  дифференциальной форме, и используя  выражение для минимального прироста ощущения - dS, Фехнер вывел основную формулу закона, называемого теперь законом Вебера-Фехнера:

                                                                  

где с - коэффициент пропорциональности, зависящий от модальности раздражения.[3]

 

Проинтегрировав левую  и правую часть этого выражение, Фехнер получает логарифмическую зависимость величины ощущения S от величины исходного раздражителя:

                                                         

где С - постоянная интегрирования. [3]

Следует отметить, что  существование логарифмической зависимости ощущений от вызывающих их изменений внешнего мира отмечалась многими исследователями задолго до Фехнера. В этой связи можно сослаться на «формулу счастья», выведенную в 1738 г. знаменитым швейцарским математиком и естествоиспытателем Даниилом Бернулли  (1700 — 1782). Счастье Бернулли понимал как отношение прибыли к величине всего располагаемого человеком богатства. Однако ни «формула счастья» Бернулли, ни работы французского оптика Пьера Бугера (1698 — 1758), предложившего похожую зависимость при измерении яркости света, в 18 веке не произвели ни какой научной сенсации.[3]

 

                             2.2. Пороги чувствительности

 

Исследования по психофизике  установили прежде всего, что не всякий раздражитель вызывает ощущение. Он может быть так слаб, что не вызовет никакого ощущения. Мы не слышим множества вибраций окружающих нас тел, не видим невооруженным глазом множества постоянно вокруг нас происходящих микроскопических изменений. Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Эта минимальная интенсивность раздражения называется нижним абсолютным порогом. Нижний порог дает количественное выражение для чувствительности: чувствительность рецептора выражается величиной, обратно пропорциональной порогу.[2]

Наряду с нижним существует и верхний абсолютный порог, т.е. максимальная интенсивность, возможная  для ощущения данного качества. В  существовании порогов рельефно выступает диалектическое соотношение  между количеством и качеством. Эти пороги для различных видов ощущений различны. В пределах одного и того же вида они могут быть различны у различных людей, у одного и того же человека в разное время, при различных условиях.[2]

За вопросом о том, имеет ли вообще место ощущение определенного  вида (зрительное, слуховое и т.д.), неизбежно следует вопрос об условиях различения различных раздражителей. Оказалось, что наряду с абсолютными существуют разностные пороги различения. Э. Вебер установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они дали различные ощущения. Это соотношение выражено в законе, установленном Вебером: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной. Дальнейшие исследования показали, что закон Вебера действителен лишь для раздражителей средней величины: при приближении к абсолютным порогам величина прибавки перестает быть постоянной. [2] 

Фехнер принял допущение, что все  едва заметные разницы в ощущениях  равны между собой, если равны  приросты между раздражителями, которые происходят в геометрической прогрессии. Разностный порог Фехнер избрал в качестве меры измерения ощущения. Таким образом, интенсивность ощущения равна сумме разностных порогов. Эти рассуждения и конкретные математические вычисления привели Фехнера к известному уравнению, в соответствии с которым интенсивность ощущения пропорциональна логарифму раздражителя. [1]

Или иная формулировка : Ощущения растут в арифметической прогрессии, когда раздражители растут в геометрической прогрессии. [2]

 

 

                         3.2. Методы в психофизике

 

Фехнер разработал единый фундаментальный метод в психофизике, а также систематизировал две  важнейшие методики, которые до сих  пор в ходу.[4]

Метод средней ошибки (синоним - процедура уравнивания стимулов): эта методика используется для измерения времени реакции, а также зрительных и слуховых различий. В более широкой форме она используется и в современных психологических исследованиях. Практически все экспериментальные вычисления производятся сегодня с использованием метода средней ошибки. [4]

Метод постоянного стимула: испытуемые многократно сравнивают два раздражителя; при этом подсчитывается число их верных ответов. Например, участники эксперимента вначале  поднимают стандартный вес в 100 грамм, а затем другой вес. Они должны сделать вывод, легче или тяжелее вес второго груза по сравнению с первым, или он равен ему.[4]

Метод установления порога едва заметных различий: участникам эксперимента предлагаются два раздражителя - например, грузы определенного веса. Вес одного груза меняется в большую или меньшую сторону - до тех пор, пока участники эксперимента не сообщат, что они установили различие. [4]

Фехнер впервые осуществил приложение математики к психологии. Это возбудило огромный интерес  и, конечно, критику. Было замечено, что закон верен лишь в известных пределах. Это и ряд других критических замечаний не поколебали уверенности Фехнера в своем законе. Он говорил: «Вавилонская башня не была достроена потому, что работники не могли столковаться относительно способа ее постройки; мой психофизический монумент уцелеет, потому что работники не могут столковаться относительно способа его разрушения» 1.[1]

                                      

                                      Заключение

 

Книга Фехнера "Основы психофизики" имела ключевое значение для разработки психологии как самостоятельной экспериментальной науки. Во всех вновь возникающих лабораториях определение порогов и проверка закона Вебера-Фехнера стали одной из главных тем, демонстрирующих возможность математически точно определять закономерные отношения между психическим и физическим.[5]

Работы Фехнера стали  образцом и для последующих поколений  исследователей, которые, не ограничиваясь  изучением психофизики в узком  смысле слова, распространили методические приемы Фехнера на проблемы психодиагностики, изучение критериев принятия решений, эмоциональных состояний у отдельных индивидов. Выведенная Фехнером всеобщая форумула, согласно которой интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя, стала образцом введения в психологию строгих математических мер. Развитие психофизики начиналось с представлений казалось бы, локальных, - психических феноменах. Но она имела огромный методологический и методический резонанс во всем корпусе психологического знания. В психологию внедрялись эксперимент, число, мера. Таблица логарифмов оказалась приложимой к явлениям душевной жизни, к поведению субъекта, когда ему приходится определять едва заметные различия между явлениями.[5]

Информация о работе Густав Теодор Фехнер