Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 22:29, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности взаимоотношений в семье у девиантых и недевиантных подростков.
Задачи исследования:
Изучить особенности девиантного поведения в подростковом возрасте;
Рассмотреть особенности семейных отношений у девиантных подростков;
Разработать схему эмпирического исследования;
Проанализировать особенности взаимоотношений в семье у девиантных подростков.
Введение
Общая характеристика работы
Глава 1. Особенности семейных взаимоотношений у девиантных подростков
1.1 Основные направления изучения девиантного поведения
1.2 Семейная ситуация развития девиантных подростков
1.3 Общая характеристика подросткового возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений девиантных подростков
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Особенности взаимодействия родитель – ребенок у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению
Заключение
Список использованной литературы
Размещено на Allbest.ru
В современной России наблюдается масса негативных явлений, связанных с кризисом семьи и в частности семейного воспитания. Это детская безнадзорность, педагогическая запущенность детей, подростковая преступность, наркомания, алкоголизм, ранние браки, высокая разводимость
среди молодых семей и многие другие явления, прямо или косвенно обусловленные нарушением нормального функционирования российской семьи на фоне социально-экономической и политической ситуации в стране, а также серьезного идейно-нравственного кризиса.
С одной стороны, семья является замкнутой малой социальной группой. Каждая семья отличается спецификой организации быта, распределением функций членов семьи, особенностями межличностных взаимоотношений, способами и методами семейного воспитания и т.д. С другой стороны, семья открыта общественному влиянию.
Огромное внимание на положение детей в обществе начали уделять еще в начале 20 века, особенно это касалось подростков и их девиантного поведения.
Советская власть достаточно быстро
поставила вопрос о судьбе детей,
причем в масштабе всей страны и
без различия в социальном происхождении.
Так, уже 14 января 1918 г. был принят декрет
«О комиссиях для несовершеннолетн
Ликвидация тюремного
К этому следует добавить, что начало 1920-х гг. стало периодом быстрого расширения и развития сети комиссий по делам несовершеннолетних - по сравнению с 1920 г. в 1925 г. их число выросло восемь раз [6]. Комиссии рассматривали самые разнообразные вопросы в жизни несовершеннолетних.
Таким образом, можно констатировать, что с самого начала функционирования советского государства проблеме предупреждения девиантности (а в рамках этого явления и проблеме предупреждения преступности) среди несовершеннолетних стало уделяться большое внимание. При этом акцент был сделан на воспитательную составляющую комплексного воздействия на несовершеннолетних, что отражало общую концепцию советской власти в области уголовно-наказательной политики.
В первые годы советского государства сформировалась в качестве самостоятельной криминологическая наука, что позволяло осуществлять предупредительную деятельность более обоснованно и продуктивно. Довольно активно в предупредительной сфере работал советский законодатель, который в уголовном, исправительно-трудовом, трудовом, семейном и других отраслях законодательства выделял в соответствующих правовых отношениях категорию несовершеннолетних и учитывал специфику подростков с целью достижения наибольшей пользы для их жизни. Вместе с тем многие правильные сами по себе решения не были воплощены в силу отсутствия необходимых материальных и финансовых возможностей.
Дадим определение понятию «
Как правило, существует связь между этими видами отклоняющегося поведения, которая заключается в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальное поведение. Сами по себе девиантные поступки не являются обязательным признаком психических нарушений и, тем более, серьезного психического заболевания. В основном они обусловлены социально-психологическими девиациями личности. В части случаев девиантное поведение у подростков в той или иной степени связано с патологией формирования личности и с патологическими ситуационными реакциями.
Отклоняющееся поведение начинается с приобщения подростков к первому типу, не наказуемых уголовно асоциальных действий и рассматривается обществом как лёгкая форма правонарушения. И хотя такие действия не преследуются уголовным кодексом, они должны становиться объектом внимания правоохранительных органов, поскольку ситуативно способствуют дезорганизации общества. Известно, что девиантная форма отклоняющегося поведения несовершеннолетних в ситуации невнимания к ней соответствующих институтов общества закрепляется, становится устойчивой и перерастает в делинквенцию, т.е. приобретает свою крайнюю форму: преступный характер.
Наиболее частыми мотивами отклоняющегося поведения подростков специалисты называют:
1. Попытки самоутверждения;
2. Протест против
3. Стремление обратить на себя внимание взрослых;
4. Корыстные цели и т.д. [4]
Для определения особенностей отклоняющегося поведения подростков столь же значимым является выяснение причин, толкнувших их на нарушение социальных норм жизни. Исследователи выделяют достаточно широкий спектр причин, приводящих подростков к девиации. В качестве таких причин чаще всего выступают:
1. Дефекты семейного воспитания, приводящие к искажению нравственных качеств личности.
2. Деформация ценностных
3. Отрицательное влияние
4. Зависимость подростка от
5. Различные формы насилия по отношению к ребенку, в том числе в семье.
6. Эмоциональная неразвитость.
7. Недостаточная правовая
8. Незнание социальных норм.
9. Развод родителей.
10. Смерть близкого человека.
11. Низкая досуговая культура.
12. Особенности эмоционально-
13. Психическое заболевание и т. д.[4]
Большинство указанных причин в той или иной мере связаны с факторами неблагополучия родительской семьи.
В ряде случаев причина становится побудителем конкретного вида отклоняющегося поведения, т.е. существует причинно-следственная связь, которую можно предвидеть с той или иной долей вероятности. К примеру, смерть близкого человека или развод родителей могут спровоцировать суицидальное поведение ребёнка; физическое насилие в отношении ребёнка порождает ответную агрессию и т.п. Вместе с тем наблюдаются и парадоксальные зависимости: исследования психологов свидетельствуют, что алкоголизация родителей определяет не столько последующее алкогольное пристрастие подростка, что было бы логично, сколько его повышенную склонность к наркотикам.
Девиантному поведению подростка способствует безнравственная и агрессивная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость по отношению к ребенку, длительное невнимание к его интересам, проблемам, переключение родителей на личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени, недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений и пр. Это создает негативный пример для подражания, формирует у ребенка отрицательное отношение к дому, семье, родителям, соответствующее мировоззрение.
Также к факторам, способствующим
возникновению девиантного
Некоторые авторы, занимавшиеся изучением мотивационной сферы подростков с антиобщественной направленностью личности, выделяют пять групп таких подростков.
В первую группу входят те, которые
встали на путь правонарушений случайно.
Они слабовольны и легко
Во вторую группу входят подростки со слабо деформированными потребностями. Они легко внушаемы, легкомысленны, заискивают перед товарищами.
Третью группу характеризует конфликт между деформированными и просоциальными потребностями, интересами и установками. Имеющиеся у них правильные нравственные взгляды не стали убеждениями. Для них является характерным эгоистическое стремление к удовлетворению своих потребностей, что приводит к антиобщественным поступкам.
Четвертую группу составляют подростки с деформированными потребностями и низменными устремлениями, подражающие тем несовершеннолетним правонарушителям, у которых имеется устойчивый комплекс аморальных потребностей и откровенно антиобщественная направленность ощущений и взглядов. Правонарушения совершаются ими, в основном, ситуативно, в результате спонтанно возникшего на фоне общей направленности личного мотива.
В пятую группу входят подростки с устойчивым комплексом общественно - отрицательных аномальных, аморальных, примитивных потребностей. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, стремление к потребительскому времяпрепровождению, агрессивность сочетается у них с сознательно совершаемыми правонарушениями.
В современных науках, таких как психология и педагогика, все больше внимания уделяется мотивации «трудных» подростков, как к учебной деятельности, так и к девиантному поведению.
Семья - один из множества факторов,
на процесс мотивации и
В настоящие время постоянно увеличивается количество детей, лишенных родительского попечительства. Особую тревогу вызывает количество детей с отклоняющимся поведением, «трудновоспитуемых» и «запущенных». В большинстве случаев в категорию «запущенных» детей попадают подростки, поскольку отсутствие или недостаток семейного воспитания, «педагогическая запущенность» сказываются на личностном становлении подростка, в том числе и на процессах самоутверждения, поиске своего места в обществе [1].
В первой половине 2011 г. проведено исследование мотивации трудных подростков к учебной деятельности и к девиантному поведению. Основываясь на данных комиссии по делам несовершеннолетних в Ленинском районе города Томска, за 2011 год, (начиная с января и заканчивая маем) на несовершеннолетних подростков составлено 315 протоколов. Из них 136 подростков уже стоят на учете в комиссии по делам с несовершеннолетними (КДН), 84 школьника впервые попали в такую ситуация. Оставшаяся часть подростков имели ранее незначительные правонарушения, но они не состоят на учете, а не выполняют свои обязанности относительно учебной деятельности и совершают административные правонарушения.
Большинство подростков, состоящих на учете в КДН из неблагополучных или неполных семей, в большинстве отсутствует отец. Родители в неблагополучных семьях либо работают на низкооплачиваемых работах, либо вообще безработные. Необходимо отметить, что большая часть родителей не имеет высшего образования, и только некоторые из них имеют средне - специальное образование. В неполных семья, где один родитель, почти всегда - это мать, постоянно на работе и на ребенка уже не хватает времени и он предоставлен сам себе, что детерминирует девиантное поведению. Встречаются случаи, когда подросток не воспринимает родителя как авторитета, он перестает слушаться и начинает совершать поступки, какие ему захочется, что ведет к вседозволенности и безнаказанности.
Еще один вид неблагополучной семьи
- это семья, где сами родители являются
источниками девиантного
Если рассматривать подростков, на которых впервые были составлены протоколы об административном правонарушении, то это дети из вполне благополучных семей. В основном состав их правонарушения это распитие спиртных напитков в подъезде или нахождение на улице в позднее время без сопровождения родителей. Чаще всего после этого они больше не совершают подобных нарушений, так как родители принимают активное участие в жизни своего ребенка, дети же в свою очередь слушаются своих родителей у них хорошая успеваемость в школе, нет конфликтов в коллективе.