Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 22:29, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности взаимоотношений в семье у девиантых и недевиантных подростков.
Задачи исследования:
Изучить особенности девиантного поведения в подростковом возрасте;
Рассмотреть особенности семейных отношений у девиантных подростков;
Разработать схему эмпирического исследования;
Проанализировать особенности взаимоотношений в семье у девиантных подростков.
Введение
Общая характеристика работы
Глава 1. Особенности семейных взаимоотношений у девиантных подростков
1.1 Основные направления изучения девиантного поведения
1.2 Семейная ситуация развития девиантных подростков
1.3 Общая характеристика подросткового возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений девиантных подростков
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Особенности взаимодействия родитель – ребенок у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению
Заключение
Список использованной литературы
Подростки же, на которых несколько раз составлялись протоколы в некоторых случаях из многодетных малообеспеченных семей, в таких семья оба родителя постоянно на работе, они, конечно же, занимаются воспитанием детей, но им просто не хватает времени.
На основе анализа данных и особенностей
структуры семей можно
Анализируя статистику последних трех лет, мы сделали следующие выводы: число административных правонарушений, таких как, употребление алкогольных напитков, нахождение на улице в позднее время и пропуски в школе, возросли на 45%, а это почти в два раза, у подростков снизилась мотивация к обучению в школе . На наш взгляд, это связано с тем, что в современном обществе многое стало дозволяться и допускаться, подростки все чаще стали выбиваться из под контроля родителей. Сами же родители стали меньше уделять внимания воспитанию детей, основная причина - сильная занятость на работе, это если говорить о благополучных полных семьях. Что касается неполных и «проблемных» семей, то причина девиантного поведения подростка идет из самой семьи, в таких семьях ребенок большое время предоставлен сам себе, он видит только девиантное поведении своих родителей, и оно на него оказывает отрицательное влияние, обычно таких родителей лишают родительских прав, а ребенка отправляют в детский дом, но часто подросток возвращается домой к родителям, так как он не привык подчиняться обыкновенным нормам поведения - это ходить в школу каждый день и делать домашние задания, причина - отсутствие мотивации к учению и отсутствие базы к ее формированию.
Исправить данную ситуацию, на наш взгляд, может государство, вводя проекты для подростков из неблагополучных семей, а так же работа специалистов с родителями, детьми и семьей в целом. На наш взгляд, использование опыта прошлых лет, привлечение подростков к участию в разного рода добровольческой деятельности, институализация досуга, позволит нивелировать негативные проявления в среде подростков.
Список используемой литературы:
1. Абрамова Г.С. Возрастная
2. Арефьев А.Л. Девиантные
3. Коростылёва Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере / Л. А. Коростылёва СПб.: Речь, 2005
4. Самыгин П. С. Девиантное поведение молодежи Феникс, 2006.
5. Декрет СНК «О комиссиях для несовершеннолетних» от 14 января 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 16.
6. Итоги десятилетия Советской власти в цифрах. М., 1928. С. 897.
Курсовая работа
по дисциплине:
"Теория социальной работы"
Тема: "Девиантное поведение подростков"
Оглавление
Вступление
1. Понятие и природа девиантного поведения
1.1 Концепции и формы девиации
1.2 Предпосылки девиации в подростковом возрасте
1.3 Факторы, обуславливающие девиантное поведение подростков
1.4 Формы девиантного поведения
1.5 Воздействие семьи на психосоциальное развитие несовершеннолетних
2. Учреждения социальной помощи семье и детям
Заключение
Литература
Вступление
Современное состояние общества отечественными и зарубежными психологами, социологами, психиатрами оценивается как кризисное. Причины этого рассматриваются в победе иррациональных начал: развитии технократической цивилизации с присущей ей дегуманизацией жизни, автоматизацией и механизацией, а вместе с ними и утратой активного коммуникативного труда. Отмечается кризис в области нравственности и морали, деградация ценностей, кризис института семьи.
Все вышеуказанные процессы, наиболее значимы для детей и подростков. В жизни подростков происходят быстрые перемены, осознание которых не всегда сопровождается появлением способности адекватной реакции на происходящие события и соответствующей адаптации к ним.
Актуальным и злободневным вопросом в нашей стране является проблема детей и подростков девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения.
Если в нашем обществе еще недавно главенствовали такие ценности, как труд на общее благо, дружба, взаимопомощь, семья, патриотизм и др., то теперь им на смену пришли стяжательство, культ денег, разгульный образ жизни, эгоцентризм, пьянство, наркомания и т.п.
Следует отметить, что благодаря безнадзорности со стороны властных структур и Министерства здравоохранения, такие проблемы как алкоголизм, наркомания и проституция приобрели в нашей стране эпидемический характер. В России сегодня огромное число беспризорных, безнадзорных и брошенных детей. Негативные формы девиаций являются социальной патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность - они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка. Не пора ли обществу «бить тревогу»?!
1. Понятие и природа девиантного поведения
1.1 Концепции и формы девиации
Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью личности.
Основными научными концепциями
и теориями девиации являются: биологическая
теория, психологическая и
Сторонники биологической теории девиации рассматривали отклонение поведения от принятой в обществе социальной нормы в связи с биологическим складом индивида. В XIX в. итальянский врач Чезаре Ломброзо обнаружил связь между преступным поведением человека и определенным физиологическим строением его организма.
В психологических и
Социологические концепции пытаются учесть в девиации социальные и культурные факторы, влияющие и определяющее поведение человека в обществе. Французский социолог Э. Дюркгейм связывал причины отклоняющегося поведения с особым состоянием обществ - аномией (от греч. аномос - беззаконный, безнормный, неуправляемый). Под аномией понимал такое состояние общества, при котором старые нормы и ценности не соответствуют реальным отношениям, а новые ещё не утвердились. В таких условиях наблюдается равнодушие, отчужденность, недоверие людей друг к другу, теряется стабильность института семьи, выражается полное безразличие к деятельности государства. Лишенные целей и смысла жизни, люди становятся подверженными стрессу и тревожности, что приводит к различным формам отклоняющегося поведения.
Главная мысль Э. Дюркгейма сводилась к тому, что в основе стабильного функционирования общества лежит феномен социальной солидарности, а всякие отклонения от него есть социальная дезорганизация, являющаяся причиной девиантного поведения.
Р. Мертон в 1938 г. внес некоторые изменения в теорию Э. Дюркгейма. По его мнению, возникновение девиации происходит в результате разрыва между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами достижения таких целей. Та часть населения, которая не может получить требуемый уровень образования, начинает удовлетворять свои образовательные потребности, но уже, например, в криминальной среде.
Культурологические тории (Селлин, Миллер) считали, что причина девиации - в конфликтах между нормами господствующей культуры и нормами субкультуры, складывающейся в той или иной социальной группе.
Теория стигматизации (клеймения), представителем которой был Ч. Беккер, считали, что девиация - это «клеймо», которое группы, обладающие властью, ставят на поведении менее защищенных групп или отдельного человека.
Радикальная криминология (Турк, Квинни, Янг) отстаивали позицию, что девиация - это результат противодействия нормам капиталистического общества.
Теория фрустрации - агрессии. Согласно данной теории, фрустрация (психологическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания) всегда приводит к какой-либо форме агрессии.
Современные теории девиации рассматривают проблему девиантного поведения как сложная иерархическая система факторов, проявляющихся на нескольких уровнях: на уровне индивидуального поведения, поведения малых социальных групп, социальных общностей и на уровне общества в целом.
Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
Девиантное поведение - один из видов отклоняющее поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематически отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.
Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определённый устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности.
Криминальное поведение рассматривается как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определённым статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.
1.2 Предпосылки девиации в подростковом возрасте
Подросток - это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек; это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Личность ещё недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.
Поведение может быть нормальное и отклоняющееся (девиантное).
Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.
Отсюда девиантное поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.
Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации - состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками.
Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:
- дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7%, т.е. примерно 1,5 миллиона);
- дети-сироты, общее число которых превысило 500 000;
- социальные сироты; действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию;
- подростки, употребляющие
наркотики и токсические
- подростки сексуально распущенного поведения;
- подростки, совершившие противоправные действия; по официальным данным, их число среди детей и подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.
Первичная девиация (первоначальное нарушение социальных норм) переходит во вторичную, а затем к построению девиантной карьеры - процессу восхождения от слабых форм девиации к сильным, например, от бытового пьянства к совершению уголовного преступления.
С точки зрения ролевых теорий, ребенок в процессе социализации должен овладеть наиболее значимыми для него ролями, но если этот процесс нарушен, может начать работать компенсаторный механизм. Ребенок все равно будет овладевать ролями но уже не социальными, а антисоциальными, например: вор, наркоман, хулиган, драчун и др., которые характеризуются определенными атрибутами.