Девиантоное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности взаимоотношений в семье у девиантых и недевиантных подростков.
Задачи исследования:
Изучить особенности девиантного поведения в подростковом возрасте;
Рассмотреть особенности семейных отношений у девиантных подростков;
Разработать схему эмпирического исследования;
Проанализировать особенности взаимоотношений в семье у девиантных подростков.

Содержание

Введение
Общая характеристика работы
Глава 1. Особенности семейных взаимоотношений у девиантных подростков
1.1 Основные направления изучения девиантного поведения
1.2 Семейная ситуация развития девиантных подростков
1.3 Общая характеристика подросткового возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений девиантных подростков
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Особенности взаимодействия родитель – ребенок у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема девиантного поведения.doc

— 1,018.50 Кб (Скачать файл)

Подростки же, на которых несколько  раз составлялись протоколы в  некоторых случаях из многодетных малообеспеченных семей, в таких семья оба родителя постоянно на работе, они, конечно же, занимаются воспитанием детей, но им просто не хватает времени.

На основе анализа данных и особенностей структуры семей можно представить  типологию поведения подростков: 1) подростки из неблагополучных семей, в которых родители не имеют желания заниматься своими детьми и они предоставлены сами себе, т.е. не имеют особой цели в жизни; 2) подростки из неполных семей, в которых у родителя просто нет времени заниматься воспитанием, дети в этих семьях сильно подвержены влиянию среды, в которой они находятся; 3) подростки, которые не видят положительный пример поведения в обществе, поскольку их родители сами являются источником девиантного поведения; 4) подростки, стремящиеся вырваться из среды с девиантным поведением, но не имеющие такой возможности из-за отсутствия, например, финансов.

Анализируя статистику последних  трех  лет, мы сделали следующие выводы: число административных правонарушений, таких как, употребление алкогольных напитков, нахождение на улице в позднее время и пропуски в школе, возросли на 45%, а это почти в два раза, у подростков снизилась мотивация к обучению в школе . На наш взгляд, это связано с тем, что в современном обществе многое стало дозволяться и допускаться, подростки все чаще стали выбиваться из под контроля родителей. Сами же родители стали меньше уделять внимания воспитанию детей, основная причина - сильная занятость на работе, это если говорить о благополучных полных семьях. Что касается неполных и «проблемных» семей, то причина девиантного поведения подростка идет из самой семьи, в таких семьях ребенок большое время предоставлен сам себе, он видит только девиантное поведении своих родителей, и оно на него оказывает отрицательное влияние, обычно таких родителей лишают родительских прав, а ребенка отправляют в детский дом, но часто подросток возвращается домой к родителям, так как он не привык подчиняться обыкновенным нормам поведения - это ходить в школу каждый день и делать домашние задания, причина - отсутствие мотивации к учению и отсутствие базы к ее формированию.

Исправить данную ситуацию, на наш  взгляд, может государство, вводя  проекты для подростков из неблагополучных  семей, а так же работа специалистов с родителями, детьми и семьей в целом. На наш взгляд, использование опыта прошлых лет, привлечение подростков к участию в разного рода добровольческой деятельности, институализация досуга, позволит нивелировать негативные проявления в среде подростков. 

 

Список используемой литературы:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Альма Матер, 2006.

2. Арефьев А.Л. Девиантные явления  в среде учащейся молодежи // Народное  образование. - 2003. - №7.

3. Коростылёва Л. А. Психология  самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере / Л. А. Коростылёва СПб.: Речь, 2005

4. Самыгин П. С. Девиантное  поведение молодежи Феникс, 2006.

5. Декрет СНК «О комиссиях  для несовершеннолетних» от 14 января 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 16.

6. Итоги десятилетия Советской власти в цифрах. М., 1928. С. 897.

Курсовая работа

по дисциплине:

"Теория социальной работы"

Тема: "Девиантное поведение  подростков"

Оглавление

Вступление

1. Понятие и природа  девиантного поведения

1.1 Концепции и формы  девиации

1.2 Предпосылки девиации в подростковом возрасте

1.3 Факторы, обуславливающие  девиантное поведение подростков

1.4 Формы девиантного поведения

1.5 Воздействие семьи  на психосоциальное развитие  несовершеннолетних

2. Учреждения социальной  помощи семье и детям

Заключение

Литература

Вступление

Современное состояние  общества отечественными и зарубежными  психологами, социологами, психиатрами  оценивается как кризисное. Причины  этого рассматриваются в победе иррациональных начал: развитии технократической цивилизации с присущей ей дегуманизацией жизни, автоматизацией и механизацией, а вместе с ними и утратой активного коммуникативного труда. Отмечается кризис в области нравственности и морали, деградация ценностей, кризис института семьи.

Все вышеуказанные процессы, наиболее значимы для детей и подростков. В жизни подростков происходят быстрые перемены, осознание которых не всегда сопровождается появлением способности адекватной реакции на происходящие события и соответствующей адаптации к ним.

Актуальным и злободневным вопросом в нашей стране является проблема детей и подростков девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения.

Если в нашем обществе еще недавно главенствовали такие  ценности, как труд на общее благо, дружба, взаимопомощь, семья, патриотизм и др., то теперь им на смену пришли стяжательство, культ денег, разгульный образ жизни, эгоцентризм, пьянство, наркомания и т.п.

Следует отметить, что  благодаря безнадзорности со стороны  властных структур и Министерства здравоохранения, такие проблемы как алкоголизм, наркомания и проституция приобрели в нашей стране эпидемический характер. В России сегодня огромное число беспризорных, безнадзорных и брошенных детей. Негативные формы девиаций являются социальной патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность - они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка. Не пора ли обществу «бить тревогу»?!

1. Понятие и природа  девиантного поведения

1.1 Концепции и формы девиации

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере  всегда связана с деятельностью  и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью личности.

Основными научными концепциями  и теориями девиации являются: биологическая  теория, психологическая и социологическая.

Сторонники биологической  теории девиации рассматривали отклонение поведения от принятой в обществе социальной нормы в связи с биологическим складом индивида. В XIX в. итальянский врач Чезаре Ломброзо обнаружил связь между преступным поведением человека и определенным физиологическим строением его организма.

В психологических и психиатрических  концепциях акцент делается на личностные факторы человека. Тщательные исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснит только лишь на основе какой-то одной психологической черты  или комплекса. В 1950 г. Шуэсслер и Крессли пытались доказать, что преступникам присущи особенные психологические черты, которые не свойственны законопослушным гражданам, однако их попытки потерпели неудачу. Из этого был сделан вывод, что, вероятно, девиация возникает в результате сочетания психологических и социальных факторов.

Социологические концепции  пытаются учесть в девиации социальные и культурные факторы, влияющие и  определяющее поведение человека в  обществе. Французский социолог Э. Дюркгейм связывал причины отклоняющегося поведения с особым состоянием обществ - аномией (от греч. аномос - беззаконный, безнормный, неуправляемый). Под аномией понимал такое состояние общества, при котором старые нормы и ценности не соответствуют реальным отношениям, а новые ещё не утвердились. В таких условиях наблюдается равнодушие, отчужденность, недоверие людей друг к другу, теряется стабильность института семьи, выражается полное безразличие к деятельности государства. Лишенные целей и смысла жизни, люди становятся подверженными стрессу и тревожности, что приводит к различным формам отклоняющегося поведения.

Главная мысль Э. Дюркгейма сводилась  к тому, что в основе стабильного  функционирования общества лежит феномен  социальной солидарности, а всякие отклонения от него есть социальная дезорганизация, являющаяся причиной девиантного поведения.

Р. Мертон в 1938 г. внес некоторые изменения в теорию Э. Дюркгейма. По его мнению, возникновение девиации происходит в результате разрыва между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами достижения таких целей. Та часть населения, которая не может получить требуемый уровень образования, начинает удовлетворять свои образовательные потребности, но уже, например, в криминальной среде.

Культурологические тории (Селлин, Миллер) считали, что причина девиации - в конфликтах между нормами господствующей культуры и нормами субкультуры, складывающейся в той или иной социальной группе.

Теория стигматизации (клеймения), представителем которой был Ч. Беккер, считали, что девиация - это «клеймо», которое группы, обладающие властью, ставят на поведении менее защищенных групп или отдельного человека.

Радикальная криминология (Турк, Квинни, Янг) отстаивали позицию, что девиация - это результат противодействия нормам капиталистического общества.

Теория фрустрации - агрессии. Согласно данной теории, фрустрация (психологическое  состояние, вызванное неуспехом  в удовлетворении потребности, желания) всегда приводит к какой-либо форме  агрессии.

Современные теории девиации рассматривают  проблему девиантного поведения как сложная иерархическая система факторов, проявляющихся на нескольких уровнях: на уровне индивидуального поведения, поведения малых социальных групп, социальных общностей и на уровне общества в целом.

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение - один из видов отклоняющее поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематически отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определённый устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности.

Криминальное поведение рассматривается как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определённым статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

1.2 Предпосылки девиации  в подростковом возрасте

Подросток - это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек; это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Личность ещё недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.

Поведение может быть нормальное и отклоняющееся (девиантное).

Нормальное поведение  подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно  отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.

Отсюда девиантное поведение  может быть охарактеризовано как  взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

Очевидно, что отклоняющееся  поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации - состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками.

Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:

- дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей  стране их около 7%, т.е. примерно 1,5 миллиона);

- дети-сироты, общее число  которых превысило 500 000;

- социальные сироты; действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию;

- подростки, употребляющие  наркотики и токсические средства;

- подростки сексуально  распущенного поведения;

- подростки, совершившие  противоправные действия; по официальным данным, их число среди детей и подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.

Первичная девиация (первоначальное нарушение социальных норм) переходит  во вторичную, а затем к построению девиантной карьеры - процессу восхождения от слабых форм девиации к сильным, например, от бытового пьянства к совершению уголовного преступления.

С точки зрения ролевых теорий, ребенок в процессе социализации должен овладеть наиболее значимыми  для него ролями, но если этот процесс  нарушен, может начать работать компенсаторный механизм. Ребенок все равно будет овладевать ролями но уже не социальными, а антисоциальными, например: вор, наркоман, хулиган, драчун и др., которые характеризуются определенными атрибутами.

Информация о работе Девиантоное поведение подростков