Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 22:29, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности взаимоотношений в семье у девиантых и недевиантных подростков.
Задачи исследования:
Изучить особенности девиантного поведения в подростковом возрасте;
Рассмотреть особенности семейных отношений у девиантных подростков;
Разработать схему эмпирического исследования;
Проанализировать особенности взаимоотношений в семье у девиантных подростков.
Введение
Общая характеристика работы
Глава 1. Особенности семейных взаимоотношений у девиантных подростков
1.1 Основные направления изучения девиантного поведения
1.2 Семейная ситуация развития девиантных подростков
1.3 Общая характеристика подросткового возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений девиантных подростков
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Особенности взаимодействия родитель – ребенок у подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению
Заключение
Список использованной литературы
Освоение роли будет происходить в несколько этапов. Вначале ребенок получает определенные сведения о данной роли, ее правах и обязанностях, узнает разнообразные формы отклоняющегося поведения, способы выяснения отношений, механизм решения спорных вопросов. Далее следует этап принятия этой роли, когда происходит ее осознание и в нее вкладывается личностный смысл.
Затем идет проигрывание выбранной для себя роли. Здесь очень важно получить одобрение товарищей, чтобы почувствовать себя в этой роли комфортно. От реакции окружающих во многом зависит, будет ли противоправный поступок усилен вниманием, одобрением, похвалой сверстников, либо не получит такого подкрепления и подвергнется осуждению. Для подростка, первый раз пробующего алкоголь или наркотики, на первом месте стоит не познание их вкуса или влияния на человека, а стремление ощутить себя среди своих, избавиться от чувства изолированности и беспокойства.
Последним этапом принятия роли является закрепление за собой выбранной роли, например, «козла отпущения», «тайного мстителя», «грубияна» и др. на психологическом и межличностном уровнях.
Принятие на себя роли девианта может привести ребенок социальной изоляции, затем следует этап формирования девиантной структуры личности, которая определяется девиантным самосознанием, не позволяющим (или ограничивающим) подростку овладеть положительными социальными ролями и полезными видами деятельности.
Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
Активное половое созревание подростка
происходит при заметном отставании
в социальном становлении подростка,
что влечет за собой социально-
В этом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.
У подростка происходит временное психологическое отдаление от семьи и школы. Их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.
Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.
У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его.
Все это происходит на
фоне изменения эмоционально-
Следует особо выделить, что подросток - лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки. И хотя закон, учитывая особенности социально-психологического развития несовершеннолетних, устанавливает для него ограниченную ответственность, можно считать старший подростковый и юношеский возраст как характеризующийся личностной ответственностью.
Стремление к удовлетворению материальных или духовных потребностей является тем внутренним мотивом, который побуждает людей с недостаточно развитой социальной ориентацией к поступкам и действиям, не соответствующим общепринятым нормам поведения. Немаловажным элементом социальных отклонений является отношение самой личности к совершенным ею нарушениям. В большинстве своем это отношение носит самооправдательный характер, в чем проявляется самозащитная реакция организма. Социальными психологами доказано, что подросткам с девиантным поведением свойственно стремление к самоудовлетворению психологической потребности в оправдании своих поступков и действий, какими бы опасными они ни были. Причем вследствие прогрессирующей деградации личности мотивация поступков снижается и утрачивается, что приводит к полной потере свойственного человеку стремления к признанию и успешности.
1.3 Факторы, обуславливающие
девиантное поведение
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.
Выделяют следующие основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних.
1. Биологические факторы
выражаются в существовании
- генетические, которые передаются по наследству. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильно. питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери, влияния наследственных заболеваний особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;
- психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтны ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
- физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада полростка, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
2. Психологические факторы, в
которые включаются наличие у
ребенка психопатологии или
У детей и подростков наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение к ней.
Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями и т.п.
В случае несформированности
системы нравственных ценностей
подростка сфера его интересов
начинает принимать преимущественно
корыстную, насильственную, паразитическую
или потребительскую
3. Социально-педагогические
факторы выражаются в дефектах
школьного, семейного или
4. Социально-экономические
5. Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой - в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Не удивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.
1.4 Формы девиантного поведения
Девиантным считается поведение, не соответствующее принятым социальным нормам и ожиданиям. К наиболее распространённым формам его относятся токсикомания, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид, преступность и т.д. Остановимся на некоторых из них.
В 1985-1989 гг., в самый разгар антиалкогольной компании в СССР, по стране пронеслись эпидемии токсикомании. Они охватили прежде всего подрастающее поколение. Источниками токсического эффекта были вещества бытовой химии. Тогда, если сравнить с настоящим положением вещей, их было не так уж много. Не будем перечислять их - они широко известны. Смертность от применения токсических веществ побила все рекорды в мире погибали десятками, сотнями. Так, в Барнауле, в 1986 г. погибло 300 человек в возрасте от 12 до 16 лет только за одни сутки. Педагоги и наркологи, столкнувшись с такой эпидемией, оказались совершенно неподготовленными. Лечение токсикоманов - до сих пор очень зыбкая тема: болезни ведь как таковой не существует! В момент отравления есть клиника острого отравления конкретным ядом и лечение проводится согласно этой клиники, т.е. обычная дезинтоксикационная терапия. Но, «поправившись», подросток выходит на улицу и вновь принимает (нюхает, глотает, дышит или даже вводит себе под кожу или в вену) токсическое вещество.
В настоящее время не нужно нюхать сознательно клей или выхлопные газы. Источников бытовой токсикомании предостаточно. Наркологи и токсикологи всех цивилизованных стран знают, что политоксикомания - страшный и неизлечимый недуг. «Джин-тоник» в алюминиевой банке, «водка с лимоном» и другие подобные «напитки» (их может песпрепятственно купить любой подросток в магазине или продуктовой палатке) - пример политоксических веществ.
Но сегодня на первый план по актуальности для здоровья и социальной сохранности нашего народа вышли проблемы алкоголизма и наркомании.
В медицинском смысле, алкоголизм - это болезнь, относящаяся к группе токсикоманий (пристрастие к этиловому спирту).
Об огромном неблагополучии алкогольной ситуации в стране свидетельствует её динамика за 90-е годы:
потребление алкоголя выросло на одну четверть и достигло 13 л чистого спирта на душу населения;
число преступлений, совершенных в состоянии опьянения, увеличилось в 1,5 раза; в том числе несовершеннолетних в 2.2 раза;
число больных алкоголизмом увеличилось в 2 раза и достигло почти 5 млн человек и т.д.
С социальных позиций алкоголизм и наркомания - формы девиантного поведения, которые выражаются в физической или психической зависимости от алкоголя либо наркотических средств, постепенно приводящие детский организм к физическому или психическому истощению и социальной дезадаптации личности, нарушению общественных норм в быту и обществе.
Наркомания - заболевание, выражающееся в физической и психической зависимости от наркотических средств, приводящее к физиологическому истощению организма. Наркотики подразделяются на четыре основные группы:
Опиаты (опий, морфин, героин и др.).
Психостимуляторы (кокаин, кофеин, фенамин, эфедрин и др.).
Психодепрессанты (барбамил, ноксирон, барбитал-натрий).
Производные конопли (марихуана, гашиш и др.).
За последнее десятилетие пробл
Нынешние показатели наркотизации таковы:
К концу 2000 г. количество больных наркоманией достигло
3 млн. человек.
За последние 5 лет число несовершеннолетних потребителей наркотиков выросло более чем в 5 раз, причем возрастная граница приобщения к наркотикам неуклонно снижается и опустилась к 11-13 годам.
Рост смертности среди несовершеннолетних в связи с ранним злоупотреблением наркотиков; раннее начало половой жизни (все обследованные девочки 13-14 лет, употребляющие наркотики, уже имеют опыт сексуальной жизни), развитие склонности к воровству и другим корыстным преступлениям.